О крепеже

Проведение регламентных работ по обслуживанию, а также ремонт узлов и агрегатов не относящихся к другим разделам

О крепеже

moder » 28 май 2014, 09:54

Крепеж на 61-м Патруле может доставлять очень много гребли владельцу, который пытается обслуживать и ремонтировать авто самостоятельно.
Уже у 5-ти летней машины гайки и болты могут быть проржавевшими, прикипевшими и подкисшими. Залому подвержены чуть менее чем все болты М6-М8, имеющие контакт с "улицей", особенно в кузовных соединениях. Патруль может быть вовсе не ржавый, но для залома болтам достаточно лишь немного подкиснуть, что в нашем климате происходит очень быстро.


К возможным причинам такой ситуации с крепежом можно отнести хреновый металл(в Япии нормального железа нет, они наши трактора закупают на переплавку), слабое защитное покрытие и особенности конструкции.

Конструктивные особенности крепежа
Болты на всех современных авто представляют из себя совершенно идиотскую конструкцию и Патруль конечно же не исключение. Для того чтобы автоматы и прочие биороботы, работающие на конвеере, не забывали насаживать на болты шайбы, делали всё порасторопнее и вообще гнали план, какой-то инженегр придумал завальцовывать шаёбочку прямо на болтик. И действительно, быстро, удобно и шайбочку не потеряешь. Но проблема тут в том, что для того чтобы шаёбочку на болтике завальцевать нужно сразу после шляпки сделать утоньшение - шейку, которая образует слабое место. Когда болт в закрученном состоянии эта шейка образует полость, в которой поселится влага и ржа. Большинство кузовных болтов (даже те, что закручены со стороны салона на "улицу") срываются как правило в месте этой шейки.

Многие болты, крепящие агрегаты к кузову и раме, в закрученном состоянии имеют снаружи ничем не защищенный приличный запас ржавой резьбовой части, что в большинстве случаев не позволяет благополучно выкрутить даже слегка поржавевший болт. Такие дела.

Ещё одна особенность крепежа - это практически тотальное отсутствие шайб-гроверов. Может это и не актуально, но у шайбы-гровер есть два полезных свойства. Она, создавая напряжение, препятствует самооткручиванию болта без его перенатяга. Также за счет возможности пролить основание резьбы каким-нибудь хим. средством в ряде случаев позволяет более безболезненно и успешно вывернуть прикипевший болт.

Как выкручивать
Как правило, проблема с откручиванием возникает у болтов ввинченных в раму или в кузов "на улицу/с улицы". Про них и поговорим.
Есть несколько мер предосторожности, которых лучше придерживаться:
  • Не торопись кидаться на болт с ключом.
    Лучше потратить время на подготовку ржавого болта, чем потом жрать кактус, колоться и плакать, высверливая его, и то если повезет и к болту будет доступ. Весь проблемный крепеж лучше заранее(за день) залить каким-нибудь хим. составом для отмачивания.
  • Шляпа болта чистенькая и блестящая и он, вроде как, должен пойти легко, но не верь глазам, сначала посмотри на выход его резьбовой части.
  • Ржавый "уличный" болт легко пошел - не верь своему успеху, вполне возможно, это его уже повело или вот-вот заклинит и поведет.
  • Ржавый болт отмачивай любым подходящим хим. средством. Неважно чем, что найдешь, тем и отмачивай(WD40, уксус, йод, вода и т.д.), а лучше всем по очереди. Эффект от хим. средства будет только спустя некоторое время и при условии постоянного или частого обильного смачивания. Не надейся успешно выкрутить ржавый болт пару раз прыснув на него WD40. В этом случае это средство помогает только если болт уже нормально пошел.
  • Если болт очень ржавый и металл на выходе резьбы слоится, то нужно обработать все доступные места болта злой металлической щеткой(лучше насадкой на дрель), затем обильно пролить преобразователем ржавчины и оставить на сутки, после чего повторить процедуру зачистки и обильно пролить WD40. Задача убрать все наслоения ржавчины, которые будут клинить резьбу в процессе откручивания. И только на следующий день можно попробовать потрогать болт ключом, предварительно ударив по нему молотком через какую-нибудь проставку.
  • Возьми за правило перед откручиванием болта несколько раз ударить по его шляпке молотком через подходящую по диаметру проставку. Теоретически удар поможет стронуть прикипевший болт, ну а дальше как повезет.
  • Подбирай подходящий рычаг. Для болтов М8, например, зачастую достаточно рычага в 200мм. Больший рычаг может не позволить почувствовать момент, когда болт поведет и увеличивает вероятность залома.
  • Откручивай болт "в раскачку". Не применяй трещотку, заблокируй её или возьми обычный накидной ключ и делай четверть оборота вперед, 1/8 оборота назад, не забывая проливать резьбу WD40. При обратном ходе химию будет затягивать по резьбе внутрь и болт возможно пойдет легче. Если в процессе откручивания болт подклинило, то остановись, не рви, просто сегодня не твой день.
  • Если никакие способы не помогают, болт не откручивается и ты впал в уныние, то есть ещё вариант нагреть болт, а лучше тело, в которое он вкручен, пламенем газовой или какой другой горелки. В результате теплового расширения образуется зазор и после удара по шляпе(через проставку) болт может пойти. И не забывай про безопасность при работе со всякими горелками.

Если случилось страшное
Если болт всё же сломался, то не нужно паниковать и, жалея себя, впадать в уныние. В большинстве случаев проблему можно решить и иной раз даже совсем не трудно.
Для уверенной работы со старым и ржавым крепежом нужно иметь под рукой следующие примочки:
  • легкая, компактная и оборотистая дрель для высверливания болтов
  • г-образный редуктор для дрели для высверливания болтов в труднодоступных местах (опция)
  • хороший набор не одноразовых сверел по металлу
  • набор метчиков и плашек (наиболее часто встречающиеся и часто срывающиеся болты М6х1.0 и М8х1.25)
  • хорошие годные керн и молоток
  • "злые ёршики" для дрели для снятия наслоений ржавчины (опция)
  • болгарка (опция)
  • газовая горелка для теплового воздействия (опция)
  • WD-40, "жидкий ключ" или другие всевозможные спец. реактивы
  • сварочник и умение с ним работать (может выручить в очень сложной ситуации и значительно упростить дело путем приварки чего-либо к остаткам болта) (опция)
Позиции помеченные как опции, не являются первостпенными.
Если болт сорвался в труднодоступном месте, то тебе просто не повезло, можешь начинать рвать волоса. Готового решения или совета на такой случай быть не может и тебе придется решать проблему самому и по обстоятельствам. Придется проявить смекалку и незаурядное мЫшленье. SadButTrue:(

Как высверливать
Если от болта остался торчать "пенёк" достаточной длины, то есть мааленький шанс расшатать болт за него, используя плоскогубцы или небольшой "газовый" ключ. При этом нужно будет обязательно предпринять и другие меры: отмачивание, нагрев и т.д, т.к. если болт сорвался от ключа, то плоскогубцами его точно не открутить. Шансы повышаются, если удастся слегка подпилить "пенек" с двух сторон, чтобы придать ему форму шлица для более удобного захвата.
Аналогичным образом болт можно расшатать и за "носик"(если к нему есть доступ), который лишен резьбы и служит для того чтобы роботы и автоматы на конвеере своими трясущимися манипуляторами могли попасть в отверстие.
Запомни, лучше постараться любым возможным способом выкрутить болт по хорошему, чем его потом высверливать и по новой нарезать резьбу. Высверливать только тогда, когда никаких других вариантов нет.

Если же болт сорвался в "теле", то не остается ничего другого, кроме как, высверливания оного. Высверливать можно по разному. Можно высверливать под новую резьбу большего размера, а можно попытаться сохранить старую. Но лучше использовать оба способа. Сначала попытаться высверлить, сохранив старую резьбу, а если ничего не выйдет, то рассверлить под новую.
Первое, что нужно сделать - это хорошенько накернить центр болта и чем точнее это сделать, тем больше будет шансов сохранить старую резьбу. Если кусок болта торчит над поверхностью "тела", то перед кернением нужно будет его сточить и выровнять.
Далее берем тонкое сверло, например 2мм, и сверлим насквозь или почти насквозь направляющее отверстие в центре болта. Это нужно для того, чтобы сверло большего диаметра не уходило в сторону.
Затем берем сверло исходя из размера резьбы. Например, для болта М6х1.0 нужно взять сверло 5мм. После прохода таким сверлом в идеале остатки болта останутся внутри борозд резьбы "тела". Но это в идеале, а на самом деле с какого-нибудь края резьба всё же немного замылится, т. к. редко получается накернить болт совсем точно. Крупные остатки резьбы болта, если они не выпали сами, можно выковырять чем-нибудь острым типа шила. Резьбу в "теле" нужно пройти соответствующим метчиком второго или 3-го номера для того чтобы освежить её, убрать наслоения ржавчины и свести к минимуму последствия замыливания сверлом. Если сделать всё аккуратно, то в результате можно получить вполне рабочую годную резьбу.
Если сохранить старую резьбу не удалось, то остается только рассверлить "тело" под новую резьбу. Например, сломанный М6х1.0 рассверливаем сверлом 6.5мм и нарезаем резьбу М8х1.25 сначала метчиком первого номера, потом второго.


Как предупреждать
Говёные болты и коррозия это - проблема, поэтому необходима профилактика. Если поставлена цель демонтировать какой-либо узел или агрегат авто, то резонно попутно привести в порядок или заменить его крепеж на новый и долговечный.

Для того, чтобы забыть проблему с крепежом нужно выполнять следующее:
  • Заменять болты на новые с хорошим защитным покрытием. Самый хороший, но дорогой вариант - это замена на болты из нержавейки, которые продаются в некоторых строительных магазинах. Ввиду дороговизны нержавейки это лучше проделывать не со всеми болтами, а только с теми, которые находятся в труднодоступных местах или подвержены пагубному влиянию "улицы". При использовании не типового крепежа не забывай про гальваническую коррозию.
  • Обновлять ржавую резьбу плашкой/метчиком.
  • Применение плоских шайб совместно с шайбой-гровер при замене болтов (не даст болту самооткрутится, но при этом будет легче открутить ключом).
  • Перед закручиванием болта натолкать в "гайку" графитки или литола, а после закручивания замазать шляпку болта литолом или другой консистентной смазкой, которая будет предохранять поверхность от ржавчины.
  • Применять болты необходимой длины. Не нужно использовать излишне длинные болты. Часть резьбы болта выступающая из гайки в закрученном состоянии не должна быть излишне длинной. Чем меньше поверхности выступающей резьбы болта будет подвержено коррозии, тем проще потом его будет отвернуть.
  • Для системы выпуска ОГ применяй болты с хорошим защитным покрытием в сочетании с медными гайками и применением графитки или медной смазки.

Надеюсь, данный опус окажется для тебя полезным. Удачи в выкручивании болтов, юный Патрулист!

Полезные ссылки
Вложения
Определение момента затяжки бола.docx
(19.13 Кб) Скачиваний: 28
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Таблица размеров стандартной резьбы и диаметр сверла для них

moder » 24 сен 2014, 19:06

диаметр / шаг / сверло
  • М2 / 0.45 / 1.5 мм
  • М3 / 0.5 / 2.5 мм
  • М4 / 0.7 / 3.3 мм
  • М5 / 0.8 / 4.2 мм
  • М6 / 1 / 5 мм
  • М7 / 1 / 6 мм
  • М8 / 1.25 / 6.7-6.8
  • М9 / 1.25 / 7.7-7.8
  • М10 / 1.5 / 8.5
  • М11 / 1.5 / 9.5
  • М12 / 1.75 / 10.2-10.3
  • М14 / 2 / 12 мм
  • М16 / 2 / 14 мм
  • М18 / 2.5 / 15.5
  • М20 / 2.5 / 17.5
  • М22 / 2.5 / 19.5
  • М24 / 3 / 21
  • М27 / 3 / 24 мм
  • М30 / 3.5 / 26.5
  • М33 / 3.5 / 29.5
  • М36 / 4 / 32 мм
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 03 июл 2015, 20:29

И могу поделится опытом высверливки. Перво наперво нужно иметь как сказал Александр набор сверел и не просто сверел, а хороших быстрорезных сверел и это минимум Р6М5К5 ну а лучшим вариантом это ВК10-ОМ .С покрытием нитрита титана можете не брать для высверловки они плохо подходят. Почему такие лютые объясняется просто, обычным Р6М5 который сейчас распространен не очень: так как при сворачивании головы болта происходит некоторое уплотнение металла в месте скручивания и поэтому плохо сверлящие на входе. И как правило садят сверло на начальной стадии сверления путем локального перегрева. А так как сож подавать практически невозможно при этих манипуляциях то придется много раз точить или править сверла. А еще есть моменты со скручиванием головок болтов на выхлопной системе,где они подверглись термической закалке и такими сверлами как Р6М5 высверлить вообще проктически не предоставляется возможным. Но и не стоит забывать удобство расположения крепежа. По этому рекомендую быстрорез ВК10-ОМ это лютые быстрорез, которому всё равно что сверлить он и Р6М5К5 просверлит.
Теперь что косается самой высверловки. Точно ручной дрелью вы никогда не высверлите как бы не старались, всё равно куда нибудь но уведет и вот тут возникает вопрос, как нарезать резьбу когда ты высверлил не совсем по центру и осталось от старого болта допустим 1 мм с какой нибудь стороны, а выковырить нету возможности прикипел как говорится намертво. Начинаем нарезать резьбу и в этот ответственный момент у вас начинает шататься тот остаток болта и выкручиваться, а вы уже просверлили допустим номинал и что пересверливать на больший диаметр... Да если есть возможность, а если нет? Так вот такие манипуляции лучше проделывать постепенно: допустим нам нужна резьба М8, то сначала сверлим на 5,2 и режем резьбу на М6. ( Если видно хвост резьбы, а значит есть возможность закрутить этот болт дальше то лучше просверливать не до конца, замерить длину поставить ограничитель и высверлить. Потом нарезать резьбу меньшего диаметра и вкрутить туда болт и этим болтом пытаться прокрутить остатки старой резьбы).Часто из за этого начинает выкручиваться старый болт так как происходит резкий нагрев сначала от сверла, а потом от метчик и как бы способствует откручиванию но и не забываем рекомендации Александра про всякого рода химикалии использовать. Вот как-то так.
Ну и на последок хотелось бы поделиться такой ерундой если у вас есть желание, то на все видимые выступающие резьбы которые у вас появились в процессе затяжки и соответственно они чистые оденьте термоусадочную трубку подходящего размера и нагрейте. Это сохранит резьбу от сильного ржавления и загрязнения. При необходимости откручивания: срезаем и получаем почти новую резьбу, а если её еще и смазать перед тем как одеть термоусадка то вообще красота.
Но к сожалению и это не понацея от тех проблем с крепежом который описал Александр и придется с этим как то мириться и конечно же профилактика.
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

moder » 03 июл 2015, 20:35

Не рекламы ради, а наглядности для.
phpBB [media]
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 04 июл 2015, 13:37

Да кстати я у них покупал и я скажу,что они реально сверлят даже при небольшом усилии. И это тоже не реклама, а мое впечатление от сверловка. Высверливал верхний болт натяжителя и к сожалению пришлось резать новую резьбу,старая так и не выкрутилась. А ковырять там я бы не рекомендовал,там литье и в случае неудачи приколхозить туда что нибудь будет очень трудно так как это литье еще и компрессор кондея держит придется покупать новый, а стоит он как два патруля на экзисте.
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

Lelik-58 » 13 окт 2015, 18:35

Доброго Всем вечера, сегодня менял колеса и сорвал гайку, посмотрел на шпильку (был,без очков) резьба вроде нормальная. В гайке резьба накрылась, металл гайки показался мягким( может так и должно быть, сорвал гайку-заменил, а шпилька остается нормальной), пришлось ехать на пяти, может у кого был такой косяк?
Мне кажется, просто гайку поменять попробовать? Или придется менять и шпильку? :shuffle:
Аватара пользователя
Lelik-58
Имя: Алексей Сергеевич
Авто: Nissan Patrol Y61 ZD30 MКПП 08г.в.
Владею с: 2012
Откуда: С.Петербург

moder » 13 окт 2015, 19:10

Вполне может и такое быть. Внимательно осмотреть шпильку, если повреждений резьбы нет, то поменять только гайку. Всё от металла зависит, но что-то мне подсказывает, что и шпилька тоже будет повреждена.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Lelik-58 » 13 окт 2015, 19:58

moder: Внимательно осмотреть шпильку, если повреждений резьбы нет, то поменять только гайку.

:agree:
Аватара пользователя
Lelik-58
Имя: Алексей Сергеевич
Авто: Nissan Patrol Y61 ZD30 MКПП 08г.в.
Владею с: 2012
Откуда: С.Петербург

Lelik-58 » 15 окт 2015, 18:06

Доброго Всем вечера! На шпильке осталась стружка гаечной резьбы, шилом ее удалил, шпилька целая, закрутил новую гайку и Все. Вывод, металл, из которого сделана гайка, мягче чем на шпильке, надо возить в ящике с инструментами, парочку штук, на всякий случай. :agree:
Аватара пользователя
Lelik-58
Имя: Алексей Сергеевич
Авто: Nissan Patrol Y61 ZD30 MКПП 08г.в.
Владею с: 2012
Откуда: С.Петербург

moder » 15 окт 2015, 19:14

Lelik-58:металл, из которого сделана гайка, мягче

Что логично, т.к. гайку сменить проще.
А гайка родная была?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Lelik-58 » 15 окт 2015, 19:43

moder
Да, когда покупал б/у колеса на оригинальных дисках, продавец в виде бонуса дал четыре пластмассовых колпака и 24 гайки. :agree:
Аватара пользователя
Lelik-58
Имя: Алексей Сергеевич
Авто: Nissan Patrol Y61 ZD30 MКПП 08г.в.
Владею с: 2012
Откуда: С.Петербург

moder » 07 мар 2016, 18:52

Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Itan_Vazlak » 21 июл 2016, 22:37

прикольный вариант откручивания закисших болтов.

phpBB [media]


и еще вариант

phpBB [media]
Аватара пользователя
Itan_Vazlak
Имя: Антон
Авто: Nissan patrol Y61 2007 АКПП -ЕГР +Чип ЛехаХа
Откуда: Екатеринбург

moder » 21 июл 2016, 22:52

Гениально!
Первая приблуда - цивильная и пожаробезопасная альтернатива горелке, позволяющая подлезть в тех местах, где горелкой орудовать опасно.

Вторая приблуда называется гайкорез.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Huchi » 12 дек 2016, 00:22

moder:Гениально!
Первая приблуда - цивильная и пожаробезопасная альтернатива горелке, позволяющая подлезть в тех местах, где горелкой орудовать опасно.
Перейти к сообщению

А сварочником, если выставить на минимальный ток (5-10 А), получится? Хотя у современных инверторов есть функция "антизалип электрода", но электрод всё равно греется, если не ошибаюсь, в случае залипания.
Аватара пользователя
Huchi
Имя: Денис
Авто: ИЖ-2126, X-Trail '08 QR25 MCVT
Откуда: Северодвинск

svatg » 04 дек 2017, 22:37

Все метизы ОДНОРАЗОВЫЕ!
Не спроста оригинальные расходники комплектуются крепежом. Все ,что менее 8 мм просто отламываем по закрутке и не экономим на грошах и своей безопасности.
Нет аватара
svatg
Имя: Вячеслав
Авто: ниссан патрол

Кто нибудь сталкивался с сорваной гайкой

vint86 » 25 мар 2019, 15:37

Соовал грани на гайке которая держит трубки охлаждения за генератором, место как известно там не много места, теперь вот думаю как быть , одну открутил, замачивал ,грел, не захотела крутиться, снял гену, снята турба, акб тоже снят, чем бы эту заразу крутануть, забить меньшего размера головку? Или зубилом срубать?) шпильку жалко, горелкой особо там не погреть
Нет аватара
vint86
Имя: Вячеслав
Авто: Patrol zd3.0 2009 года на ручке
Откуда: Нижневартовск

moder » 25 мар 2019, 15:45

Есть специальные головки для откручивания таких гаек. Зайди в магазин инструмента.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

vint86 » 25 мар 2019, 15:51

moderтипа под звездочки?
Нет аватара
vint86
Имя: Вячеслав
Авто: Patrol zd3.0 2009 года на ручке
Откуда: Нижневартовск

moder » 25 мар 2019, 15:56

Нет, специальная, для откручивания слизанных гаек и болтов.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

vint86 » 25 мар 2019, 16:01

Как то раз выкручивал секретку с колеса примерно так же, все таки выкрутил, вот думаю получится ли щас, побаиваюсь) полез в самые дебри а всего то хотел снять турбину, снял теперь вот мудохаюсь с последствиями, сорвал на термозащите болт один, повезло относительно что доступ был, зубило и сверло длинное помогли

Добавлено спустя 53 секунды:
Ок спасибо поищу
Нет аватара
vint86
Имя: Вячеслав
Авто: Patrol zd3.0 2009 года на ручке
Откуда: Нижневартовск

burewey » 25 мар 2019, 17:52

Нет аватара
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007, продан в 2021
Владею с: 2011

moder » 25 мар 2019, 18:49

В продаже скорее всего будут такие
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Интересно

vint86 » 26 мар 2019, 07:38

не встречал таких , выглядят внушительно, надо глянуть)
Нет аватара
vint86
Имя: Вячеслав
Авто: Patrol zd3.0 2009 года на ручке
Откуда: Нижневартовск

moder » 01 окт 2019, 19:25

Интересный способ отпускания прикипевшего крепежа
phpBB [media]
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1