Замена ремня на ZD30 довольно простой процесс, но как и всё, что связано с ремонтом и обслуживанием этого мотора, требует особого подхода, т.к. может плавно перетечь в ремонт натяжителя, помпы или муфты генератора, поэтому есть смысл совместить замену ремня с дефектовкой этих узлов.
Часто ремень меняют для того, чтобы избавится от свиста и писка, который якобы издает ремень, однако, его источником зачастую может являться вовсе не ремень как таковой. Свист, писк, визг, лязг и звон могут издавать другие узлы навесного оборудования, приводимые ремнем, как сами по себе, так и приводить к свисту самого ремня. Кажется, что звук исходит от ремня, но на самом деле это может быть не так, поэтому перед принятием решения о его замене нужно проверить другие возможные причины неприятного звука.
Возможные причины звука(по вероятности возникновения):
- Грязь и влага попавшая в канавки шкивов, а также песчинки, запекшиеся в канавках ремня. Лечится прочисткой, продувкой, промывкой и обезжириванием канавок шкивов, а также прочисткой и просушкой ручейков ремня.
- Лишившаяся смазки, изношенная, заклинившая или подкисшая втулка натяжителя ремня. В зависимости от износа лечится смазкой, ремонтом с доработкой или заменой натяжителя.
- Износ или люфт подшипника ролика натяжителя, приводящий к задеванию ролика за корпус натяжителя. Лечится заменой подшипника ролика.
- Обгонная муфта, передний или задний подшипник генератора. В зависимости от степени износа лечится смазкой или заменой.
- Муфта компрессора кондиционера(очень редко).
Свист, очень похожий на свист ремня или навесного оборудования может также возникать из-за прогоревшей прокладки выпускного коллектора.
Помимо свиста, могут быть и другие проблемы, например, износ поверхности ролика натяжителя или не соосность шкивов могут приводить к скидыванию ремня.
Для замены ремня понадобится:
- новый ремень 11720-VC10A (Bosch 1 987 948 313) или очень хороший заменитель Mitsuboshi 7PK1640(7PK1635, короче на 5мм)
- мощный вороток и труба для его удлинения до 50см
- шестигранная головка на 19
- узкая металлическая щетка
- фен (опция)
Благодаря ворсистому покрытию со стороны ручейков и меньшей(на 5мм) длине, этот ремень не пищит, не визжит и не скрипит.
Существует два способа снятия/установки ремня: из позиции "патрулевод сверху"(официальный способ) и из позиции "патрулевод снизу"(придуман патрулеводами). Второй способ может быть применен, если есть возможность подлезть по машину. В этом случае ремень проще и быстрее поменять снизу. Там же можно осмотреть и смазать втулку натяжителя. В первый раз процедура может вызвать сложности, но после их преодоления замена ремня превращается в простой и рутинный процесс.
Замена ремня (сверху)
- Первым делом занимаем правильную позицию: ставим перед Патрулем лавочку, встаем на нее и перекидываемся через радиатор.
- Снимаем пластиковый диффузор и крыльчатку, открутив 4 болта на 10. Снятие крыльчатки позволит более уверенно действовать при отжиме натяжителя и скидывании ремня, а также получить больший доступ для осмотра и прочих манипуляций. К тому же, внутри крыльчатки может налипать слой грязи, который неплохо бы почистить, чтобы не было биения. При откручивании крыльчатки нельзя опираться на её лопасти, держать нужно основание.
- Перед снятием ремня не помешает проверить работу натяжителя. Для этого нужно дотянутся до места, где ремень проходит под шкивами коленвала и компрессора кондиционера, сильно потянуть за его вверх и отпустить, ремень должен быстро натянутся и вернуться в первоначальное положение. Если этого не произошло, то возможно имеет место заклинивание втулки натяжителя и в дальнейшем на него нужно будет обратить особое внимание.
- Если предполагается вторичное использование ремня, то нужно нанести на его поверхности метку "ПЕРЕД", чтобы при установки соблюсти направление. При работе ремень меняет свою форму, прирабатывается к шкивам, поэтому лучше установить его в том же направлении.
- Берем вороток, надеваем на него трубу, шестигранную головку на 19 и плотно устанавливаем на шестигранный выступ натяжителя(см. картинку, показан тонкой черной стрелкой и обозначен "А"), после чего плавно давим левой рукой вороток вниз от себя(направление показано жирной черной стрелкой). Ролик натяжителя начнет отходить в сторону шкивов помпы и коленвала. При необходимости можно увеличить рычаг на сколько позволяет место, но не более 50см общей длины. Правой рукой в это время нужно скинуть ремень со шкива генератора, чтобы не защемить пальцы можно воспользоваться отверткой по-мощнее.
При отжиме натяжителя ни в коем случае нельзя прилагать резкие усилия, применять удлинитель головки или головку типа "звездочка". Его корпус сделан из хрупкого силумина(Si9Cu3) и есть риск отломать выступ под ключ или срезать его грани. Головка должна быть только шестигранная и только хорошая, не укатанная.
Каких либо серьёзных усилий там не требуется, однако если возникли сложности, то это ещё не значит что кто-то задрот и каши мало ел. Если при отжиме натяжитель не двигается, не смотря на применяемые усилия, то скорее всего его втулка просто закисла. Для того чтобы его стронуть, сначала придется ослабить болт крепления его корпуса к передней крышке двигателя(обозначен "B"), после чего повторить попытку его отжать.
Если выступ под ключ на натяжителе отломан, то заменить ремень можно следующим образом:- Загнать авто на "яму".
- Снять снизу пластиковый лючок кожуха вентилятора.
- Взяться за ремень рукой и тянуть его вниз со всей силы, а другой рукой в это время вставить деревянный клин, между натяжителем и шкивом компрессора.
- Далее ремень легко снимается, после одевания нового остается только вытащить удерживающий клин.
Способом поделился пользователь Lelik-58
- Если будет использован вторично старый ремень, то его нужно осмотреть на предмет повреждений, как с внутренней, так и с наружной стороны. Убедится в отсутствии или при необходимости вычистить грязь и мелкие песчинки из канавок ремня.
- После снятия ремня имеет смысл также сделать предварительную дефектовку натяжителя. Пощупать его ролик на предмет износа поверхности, подшипника или наличия люфта. Открутить болт крепления амортизатора(обозначен "С") и пошевелить его в разных направления для определения износа и люфта пластиковых втулок, после чего снять с него пыльник, убедится в его целостности и проверить есть ли внутри амортизатора немного масла. Далее можно пошатать весь натяжитель целиком, чтобы оценить насколько свободно он ходит и не закисла ли его втулка, а в случае обнаружения или подозрения проблем снять его для последующей разборки, ремонта или замены.
- Берем металлическую щетку и хорошенько прочищаем от грязи канавки всех шкивов вдоль. Грязи там может оказаться очень много, поэтому после металлической щетки нужно продуть канавки сжатым воздухом и пройтись по ним старой зубной щеткой, смоченной в каком-нибудь обезжиривателе, чтобы окончательно все вымыть.
В ходе процесса удобно проверить состояние обгонной муфты генератора. Делается это следующим образом: нужно взяться за шкив генератора и раскрутив его, резко остановить. При раскрутке по часовой стрелке с последующей резкой остановкой вал генератора должен продолжать вращаться по инерции, а против часовой нет. Не помешает пошатать и пощупать шкив помпы для оценки радиального и осевого люфта, а также убедится в соосности всех шкивов.
Ещё один не маловажный момент - спираль вискомуфты. Её нужно почистить и продуть от грязи и пыли, которая может набиться между витков. Именно эта биметаллическая спираль управляет передачей крутящего момента на крыльчатку, поэтому нужно следить за её состоянием, чтобы не ржавела и не засералась. - При установке ремень ненужно перекручивать, сильно изгибать. Не допускать попадания на него масла и других жидкостей. Также нужно соблюсти направление хода. Если вторично используется старый ремень, то его нужно установить в соответствии с меткой, нанесенной перед снятием.
- Далее берем ремень, изгибаем на нем петлю во внутрь, просовываем её между шкивами помпы и коленвала и заправляем на ролик натяжителя(см. картинку выше, направление красной стрелкой), потом на шкивы коленвала, помпы, компрессора кондиционера. Для окончательной заправки ремня на шкив генератора берем вороток и отжимаем натяжитель, как было описано выше. Слишком просто, не правда ли?
На самом деле натягивать новый ремень в одиночку непросто, даже не смотря на полный отжим натяжителя. Чтобы это сделать можно взять ту же отвертку, подложить её под ремень снизу(или сверху) и отжимая натяжитель попытаться прокатить ремень на ней по шкиву(потребуется сильная кисть правой руки), впрочем, есть способ и по-проще. Нужно снять ремень, взять фен и слегка прогреть его по всей длине, чтобы стал теплый. После этого он налезет легко и не принужденно, инфа - 100%.
После установки ремня нужно обязательно убедится в его правильной посадке на шкивы. - Если снималась крыльчатка, то её нужно ставить вперед буквой "F", которая выбита на внутренней металлической вставке, а затягивать с усилием 5,9 - 8,8 Нм (0,6 - 0,9 кг-м). Также не помешает заменить гровера на болтах крыльчатки, а ещё лучше и сами болты.
- Крутим крыльчатку от руки и проверяем работу вискомуфты. Крыльчатка должна прокручиваться с небольшим усилием. Если крутится совсем свободно или практически заклинена, то возможно вискомуфта неисправна. Если она заклинена, то на больших оборотах крыльчатка может разрушится и разлетающимися фрагментами повредить радиатор, а если свободно прокручивается на прогретом двигателе, то охлаждение может оказаться недостаточным и мотор можно вскипятить. К сожалению на ZD30 вискомуфта представляет собой одно целое с помпой и отдельно не продается, поэтому в случае неисправности придется менять узел в сборе, а ценник на него совсем не радостный. Вот такая идиотская политика.
B1010-2W20A - Насос водяной
Подробнее об устройстве и принципе работы вискомуфты, а также о её восстановлении и ремонте можно почитать здесь. - Пускаем двигатель. После прогрева можно пару-тройку раз газануть до 4к оборотов. Поначалу новый ремень может свистеть(а может и не свистеть), но вскоре свист должен пройти. Если не проходит, то дело скорее всего не в ремне.
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры, после чего глушим и снова пытаемся крутить крыльчатку. На прогретом двигателе она должна прокручиваться с несколько большим усилием.
- Ставим на место диффузор (или не ставим).
Что ещё можно сделать:
Обслужить или отремонтировать натяжитель ремня