Уже у 5-ти летней машины гайки и болты могут быть проржавевшими, прикипевшими и подкисшими. Залому подвержены чуть менее чем все болты М6-М8, имеющие контакт с "улицей", особенно в кузовных соединениях. Патруль может быть вовсе не ржавый, но для залома болтам достаточно лишь немного подкиснуть, что в нашем климате происходит очень быстро.
К возможным причинам такой ситуации с крепежом можно отнести хреновый металл(в Япии нормального железа нет, они наши трактора закупают на переплавку), слабое защитное покрытие и особенности конструкции.
Конструктивные особенности крепежа
Болты на всех современных авто представляют из себя совершенно идиотскую конструкцию и Патруль конечно же не исключение. Для того чтобы автоматы и прочие биороботы, работающие на конвеере, не забывали насаживать на болты шайбы, делали всё порасторопнее и вообще гнали план, какой-то инженегр придумал завальцовывать шаёбочку прямо на болтик. И действительно, быстро, удобно и шайбочку не потеряешь. Но проблема тут в том, что для того чтобы шаёбочку на болтике завальцевать нужно сразу после шляпки сделать утоньшение - шейку, которая образует слабое место. Когда болт в закрученном состоянии эта шейка образует полость, в которой поселится влага и ржа. Большинство кузовных болтов (даже те, что закручены со стороны салона на "улицу") срываются как правило в месте этой шейки.
Многие болты, крепящие агрегаты к кузову и раме, в закрученном состоянии имеют снаружи ничем не защищенный приличный запас ржавой резьбовой части, что в большинстве случаев не позволяет благополучно выкрутить даже слегка поржавевший болт. Такие дела.
Ещё одна особенность крепежа - это практически тотальное отсутствие шайб-гроверов. Может это и не актуально, но у шайбы-гровер есть два полезных свойства. Она, создавая напряжение, препятствует самооткручиванию болта без его перенатяга. Также за счет возможности пролить основание резьбы каким-нибудь хим. средством в ряде случаев позволяет более безболезненно и успешно вывернуть прикипевший болт.
Как выкручивать
Как правило, проблема с откручиванием возникает у болтов ввинченных в раму или в кузов "на улицу/с улицы". Про них и поговорим.
Есть несколько мер предосторожности, которых лучше придерживаться:
- Не торопись кидаться на болт с ключом.
Лучше потратить время на подготовку ржавого болта, чем потом жрать кактус, колоться и плакать, высверливая его, и то если повезет и к болту будет доступ. Весь проблемный крепеж лучше заранее(за день) залить каким-нибудь хим. составом для отмачивания. - Шляпа болта чистенькая и блестящая и он, вроде как, должен пойти легко, но не верь глазам, сначала посмотри на выход его резьбовой части.
- Ржавый "уличный" болт легко пошел - не верь своему успеху, вполне возможно, это его уже повело или вот-вот заклинит и поведет.
- Ржавый болт отмачивай любым подходящим хим. средством. Неважно чем, что найдешь, тем и отмачивай(WD40, уксус, йод, вода и т.д.), а лучше всем по очереди. Эффект от хим. средства будет только спустя некоторое время и при условии постоянного или частого обильного смачивания. Не надейся успешно выкрутить ржавый болт пару раз прыснув на него WD40. В этом случае это средство помогает только если болт уже нормально пошел.
- Если болт очень ржавый и металл на выходе резьбы слоится, то нужно обработать все доступные места болта злой металлической щеткой(лучше насадкой на дрель), затем обильно пролить преобразователем ржавчины и оставить на сутки, после чего повторить процедуру зачистки и обильно пролить WD40. Задача убрать все наслоения ржавчины, которые будут клинить резьбу в процессе откручивания. И только на следующий день можно попробовать потрогать болт ключом, предварительно ударив по нему молотком через какую-нибудь проставку.
- Возьми за правило перед откручиванием болта несколько раз ударить по его шляпке молотком через подходящую по диаметру проставку. Теоретически удар поможет стронуть прикипевший болт, ну а дальше как повезет.
- Подбирай подходящий рычаг. Для болтов М8, например, зачастую достаточно рычага в 200мм. Больший рычаг может не позволить почувствовать момент, когда болт поведет и увеличивает вероятность залома.
- Откручивай болт "в раскачку". Не применяй трещотку, заблокируй её или возьми обычный накидной ключ и делай четверть оборота вперед, 1/8 оборота назад, не забывая проливать резьбу WD40. При обратном ходе химию будет затягивать по резьбе внутрь и болт возможно пойдет легче. Если в процессе откручивания болт подклинило, то остановись, не рви, просто сегодня не твой день.
- Если никакие способы не помогают, болт не откручивается и ты впал в уныние, то есть ещё вариант нагреть болт, а лучше тело, в которое он вкручен, пламенем газовой или какой другой горелки. В результате теплового расширения образуется зазор и после удара по шляпе(через проставку) болт может пойти. И не забывай про безопасность при работе со всякими горелками.
Если случилось страшное
Если болт всё же сломался, то не нужно паниковать и, жалея себя, впадать в уныние. В большинстве случаев проблему можно решить и иной раз даже совсем не трудно.
Для уверенной работы со старым и ржавым крепежом нужно иметь под рукой следующие примочки:
- легкая, компактная и оборотистая дрель для высверливания болтов
- г-образный редуктор для дрели для высверливания болтов в труднодоступных местах (опция)
- хороший набор не одноразовых сверел по металлу
- набор метчиков и плашек (наиболее часто встречающиеся и часто срывающиеся болты М6х1.0 и М8х1.25)
- хорошие годные керн и молоток
- "злые ёршики" для дрели для снятия наслоений ржавчины (опция)
- болгарка (опция)
- газовая горелка для теплового воздействия (опция)
- WD-40, "жидкий ключ" или другие всевозможные спец. реактивы
- сварочник и умение с ним работать (может выручить в очень сложной ситуации и значительно упростить дело путем приварки чего-либо к остаткам болта) (опция)
Если болт сорвался в труднодоступном месте, то тебе просто не повезло, можешь начинать рвать волоса. Готового решения или совета на такой случай быть не может и тебе придется решать проблему самому и по обстоятельствам. Придется проявить смекалку и незаурядное мЫшленье. SadButTrue:(
Как высверливать
Если от болта остался торчать "пенёк" достаточной длины, то есть мааленький шанс расшатать болт за него, используя плоскогубцы или небольшой "газовый" ключ. При этом нужно будет обязательно предпринять и другие меры: отмачивание, нагрев и т.д, т.к. если болт сорвался от ключа, то плоскогубцами его точно не открутить. Шансы повышаются, если удастся слегка подпилить "пенек" с двух сторон, чтобы придать ему форму шлица для более удобного захвата.
Аналогичным образом болт можно расшатать и за "носик"(если к нему есть доступ), который лишен резьбы и служит для того чтобы роботы и автоматы на конвеере своими трясущимися манипуляторами могли попасть в отверстие.
Запомни, лучше постараться любым возможным способом выкрутить болт по хорошему, чем его потом высверливать и по новой нарезать резьбу. Высверливать только тогда, когда никаких других вариантов нет.
Если же болт сорвался в "теле", то не остается ничего другого, кроме как, высверливания оного. Высверливать можно по разному. Можно высверливать под новую резьбу большего размера, а можно попытаться сохранить старую. Но лучше использовать оба способа. Сначала попытаться высверлить, сохранив старую резьбу, а если ничего не выйдет, то рассверлить под новую.
Первое, что нужно сделать - это хорошенько накернить центр болта и чем точнее это сделать, тем больше будет шансов сохранить старую резьбу. Если кусок болта торчит над поверхностью "тела", то перед кернением нужно будет его сточить и выровнять.
Далее берем тонкое сверло, например 2мм, и сверлим насквозь или почти насквозь направляющее отверстие в центре болта. Это нужно для того, чтобы сверло большего диаметра не уходило в сторону.
Затем берем сверло исходя из размера резьбы. Например, для болта М6х1.0 нужно взять сверло 5мм. После прохода таким сверлом в идеале остатки болта останутся внутри борозд резьбы "тела". Но это в идеале, а на самом деле с какого-нибудь края резьба всё же немного замылится, т. к. редко получается накернить болт совсем точно. Крупные остатки резьбы болта, если они не выпали сами, можно выковырять чем-нибудь острым типа шила. Резьбу в "теле" нужно пройти соответствующим метчиком второго или 3-го номера для того чтобы освежить её, убрать наслоения ржавчины и свести к минимуму последствия замыливания сверлом. Если сделать всё аккуратно, то в результате можно получить вполне рабочую годную резьбу.
Если сохранить старую резьбу не удалось, то остается только рассверлить "тело" под новую резьбу. Например, сломанный М6х1.0 рассверливаем сверлом 6.5мм и нарезаем резьбу М8х1.25 сначала метчиком первого номера, потом второго.
Как предупреждать
Говёные болты и коррозия это - проблема, поэтому необходима профилактика. Если поставлена цель демонтировать какой-либо узел или агрегат авто, то резонно попутно привести в порядок или заменить его крепеж на новый и долговечный.
Для того, чтобы забыть проблему с крепежом нужно выполнять следующее:
- Заменять болты на новые с хорошим защитным покрытием. Самый хороший, но дорогой вариант - это замена на болты из нержавейки, которые продаются в некоторых строительных магазинах. Ввиду дороговизны нержавейки это лучше проделывать не со всеми болтами, а только с теми, которые находятся в труднодоступных местах или подвержены пагубному влиянию "улицы". При использовании не типового крепежа не забывай про гальваническую коррозию.
- Обновлять ржавую резьбу плашкой/метчиком.
- Применение плоских шайб совместно с шайбой-гровер при замене болтов (не даст болту самооткрутится, но при этом будет легче открутить ключом).
- Перед закручиванием болта натолкать в "гайку" графитки или литола, а после закручивания замазать шляпку болта литолом или другой консистентной смазкой, которая будет предохранять поверхность от ржавчины.
- Применять болты необходимой длины. Не нужно использовать излишне длинные болты. Часть резьбы болта выступающая из гайки в закрученном состоянии не должна быть излишне длинной. Чем меньше поверхности выступающей резьбы болта будет подвержено коррозии, тем проще потом его будет отвернуть.
- Для системы выпуска ОГ применяй болты с хорошим защитным покрытием в сочетании с медными гайками и применением графитки или медной смазки.
Надеюсь, данный опус окажется для тебя полезным. Удачи в выкручивании болтов, юный Патрулист!
Полезные ссылки