Блок ДХО (Евросвет)

Штатное электрооборудование Nissan Patrol Y61, устранение неисправностей и доработка

Блок ДХО (Евросвет)

moder » 12 мар 2015, 10:48

Блок дневных ходовых огней(он же "евросвет") на европейском Патруле представляет собой наверно самую распространенную и боянистую болячку, о причинах и следствиях которой подробно рассказано здесь.
Возможных вариантов решения проблемы как обычно несколько:
  • отключить блок и соединить нужные цепи в обход
  • заменить на новый
  • заменить на б/у, например, на аналогичный блок от Альмеры
  • привести в порядок старый, расширив при этом его функции
Первый вариант будет не эффективным, т.к. в случае отключения блока придется всегда делать вкл/выкл ближнего при помощи подрулевого переключателя, из-за чего есть вероятность просто забыть это сделать, чего с работающим блоком ДХО в большинстве случаев не произойдет.
Второй вариант совершенно не приемлем, т.к. этот блок, имея наипростейшую схему на паре транзисторов диодов и реле стОит как деталь от самолета.
28575-VB30A - чудо-блок ДХО
28575-5M500 (28575-5M50B) - аналогичный от Альмеры

Компромиссный вариант - замена на б/у, но самый оптимальный - это довести блок до ума и загерметизировать.
Начнем с его извлечения из авто, т.к. действуя кривыми руками можно сломать крепление корпуса. Меня эта участь к сожалению не миновала, поэтому если есть желание сохранить оригинальный корпус, чтобы позже сделать его герметичным придется действовать аккуратно.
Блок ДХО расположен в не очень доступном месте - под бачком омывайки. Первое, что нужно сделать - это отсоединить два его разъема. Для этого нужно подлезть к разъему рукой, нащупать его ключ-защелку и надавив на неё вытащить разъем. Отсоединяя разъемы важно не перекашивать и не шатать сильно корпус блока.

Когда разъемы отсоединены можно приступить к извлечению самого блока. Он крепится к кузову посредством металлического кронштейна, имеющего отверстие, которое вместе с пазами и круглым выступом на корпусе блока образуют защелку. Если попытаться "вырвать" блок, то пазы на корпусе блока будут сломаны, тем не менее всё же есть способ вытащить блок без последствий.
Вся проблема в том, что в защелку набивается пыль и грязь, в следствие чего её просто клинит и попытка вытащить блок нахрапом и на сухую будет обречена на неудачу. Для того чтобы всё получилось нужно хорошенько пролить защелку этой вашей вэдещкой, дабы вымыть из неё всю грязь, при этом нужно слегка(СЛЕГКА) покачивать блок из стороны в сторону в плоскости параллельной плоскости защелки.
Сама защелка представляет из себя выпуклость на корпусе, которая входит в отверстие в кронштейне, фиксируя тем самым корпус. Чтобы облегчить "выщёлкивание" нужно капнуть немного моторного масла между корпусом блока и металлической частью защелки. После этого для вытаскивания блока нужно тянуть его строго вверх без перекосов в какую-либо сторону, однако допустимы незначительные пошатывания, как было описано выше. Возможно придется применить некоторую силу.
Подобным образом крепятся многие блоки Патруля, так что опыт в перспективе будет полезен. Для подстраховки можно не снимать корпус с защелки, а попытаться демонтировать его вместе с кронштейном, но для этого скорее всего придется вынимать бачок омывайки.

Извлечение платы из корпуса также представляет собой не тривиальную задачу, т.к. пластик корпуса очень хрупкий. Я не стал заморачиваться с аккуратным извлечением, т.к. на тот момент уже принял решение не использовать штатный корпус и весь его разломал. Честно признаюсь, что вскрывал его, как новогодний подарок, неистово и остервенело :twisted: , однако тебя, дорогой друг, я постараюсь уберечь от разламывания корпуса на дрова.
На фото показаны места четырех невидимых снаружи защелок, держащих плату с разъемами. В эти места нужно подсунуть небольшие плоские отвертки чтобы отжать защелки и благополучно вытащить плату из корпуса.

А вот и сама плата, имеющая сильные повреждения.
Тут полный набор: грязь и влага попавшие внутрь из-за негерметичности и неудачного расположения блока вызвали окисление пайки, что в свою очередь может привести к КЗ или глюкам работы каких-либо цепей. Реле, кстати, подгорело в следствие неисправности проводки задних бамперных фонарей.

Для того чтобы привести всё это в порядок нужно:
  1. Спиртом или средством "КОНТАКТ" очистить плату от грязи и окислов.
  2. Прозвонить диоды и транзисторы (скорее всего они будут целыми).
  3. Выпаять и проверить все реле, крышки которых очень легко снимаются отжиманием защелок снизу. Посеребренные контакты реле прочистить и протереть полоской плотного картона, смоченного в спирте или "КОНТАКТЕ". Какой-либо абразив применять нельзя. Неисправные реле заменить, подобрав подходящую по размерам, току и напряжению замену(см. вложения ниже).
  4. Пропаять все поврежденные пайки, а там где дорожки сильно разъело заменить их отрезками провода достаточного сечения.
  5. На широкие дорожки, которые ведут к контактам реле нужно напаять небольшие "шинки" из луженого медного провода сечением 1,5-2 мм2.
  6. Очистить плату от флюса и других следов пайки.
  7. Покрыть плату с обоих сторон лаком "URETHAN" для защиты печатных плат на 2-3 слоя, давая высыхать каждому слою не менее суток.
    phpBB [media]
  8. Посадить плату в корпус на хороший герметик, которым нужно обильно обмазать по периметру крышку с разъемами, а потом ещё и замазать снаружи возможные щели.

После перечисленных процедур блок ДХО при исправных других системах будет служить вечно и про него можно будет забыть навсегда.

Помимо всего прочего нужно сделать ещё одну важную доработку. Дело в том, что питание на блок ДХО подается через плавкую вставку 50А!, как напрямую, так и через подрулевой выключатель освещения, что ещё раз подтверждает, что данный блок представляет собой костыль запиленный для Европы на скорую руку. При такой схеме подачи питания в случае КЗ в габаритах задних бамперных фонарей или в самом блоке ДХО перед тем как перегорит вставка на 50А может успеть поджарится как проводка так и подрулевой переключатель, если он в этот момент будет включен. Для предотвращения такой ситуации в разрыв цепей подачи питания нужно установить два дополнительных предохранителя на 15-20А.
Если желание или возможность ремонтировать и использовать блок ДХО отсутствует, то его можно обойти. Для этого нужно отключить разъемы от блока и установить перемычку для цепи габаритов(см. схему ниже).

Приведенная схема соответствует машинам, выпущенным в 2004г. или позже для европейского рынка. Для других годов выпуска схема может отличатся.

Если Патруль не европеец и в нем нет блока ДХО, то это ещё не означает, что не возникнет никаких проблем. Костыль он на то и костыль, чтобы создавать проблемы в самых неожиданных местах и случаях. На некоторых машинах без блока ДХО разъемы под него всё равно есть, но между ними вместо блока подключена перемычка, та, что "JUMPING CONNECTOR" на схеме выше. Так вот, эта перемычка неудачно уложена, перетирается о металл и коротит на массу. Так что, если блока ДХО нет, но габариты пропали или пропадают периодически с перегоранием предохранителя, то нужно проверить состояние проводов этой перемычки, а ещё лучше превентивно заизолировать её и уложить, чтобы не перетиралась.


dtl_2Делаем из rовна конфетку
Как говорится, "получил лимон - сделай из него лимонад", вот и пришла мысль сделать из костыльного блока ДХО надежный герметичный девайс - блок управления головным и доп. освещением, тем более, что многое в нем для этого уже заложено.

Требования, предъявляемые к устройству следующие:
  1. Прочный герметичный корпус и надежное крепление.
  2. Герметичные разъемы и органы управления.
  3. Устройство должно работать в нескольких режимах:
    • ДХО выключен, управление освещением только с подрулевого переключателя.
    • Стандартный режим (ближний + габариты).
    • Режим "только ближний" - при работе ДХО включается только ближний свет без габаритов.
    • Режим "Парковка" - на паркинге ДХО отключаются.
    • Каждый режим может быть включен/выключен соответствующим выключателем.
  4. Возможность подключения двух каналов дополнительного освещения:
    • Потребители каждого канала могут быть подключены как через доп. реле от своих цепей питания и предохранителей, так и непосредственно от блока ДХО от цепей питания головного света.
    • Включение каналов дополнительного освещения осуществляется подачей "массы" через дополнительные клавиши в салоне на соответствующие входы устройства.
    • Каналы доп. освещения должны включатся только при включенных габаритах.
    • Каналы доп. освещения должны отключатся при работе стартера.

Для реализации задуманного потребуется:
  • герметичный пластиковый корпус (смотреть здесь)
  • слаботочное малогабаритное реле (смотреть здесь)
  • пара мощных малогабаритных реле (смотреть здесь)
  • герметичный разъем (смотреть здесь)
  • пара выключателей с навинчивающимися герметичными колпачками (смотреть здесь, здесь и здесь)
  • 6 диодов и одно сопротивление

Схема доработанного блока ДХО:



Пояснения к схеме:
  • Переключатель SW1 управляет режимом работы устройства.
    Переключатель на три положения: в среднем положении ДХО отключены, в одном из крайних включен режим "ближний + габариты", а в другом "только ближний".
  • Переключатель SW2 подключает сигнал PARKING для отключения ДХО на паркинге.
  • Реле RL2 и RL3 коммутируют потребители доп. освещения. Реле малогабаритные, но мощные. Позволяют коммутировать нагрузку до 40А, поэтому, увеличив номиналы предохранителей головного освещения(№ 51-52) с 15 до 20А, к этим реле можно напрямую подключать приборы дополнительного освещения, например светодиодные фонари рабочего света, светодиодную люстру или не слишком мощные галогенки.
    Реле запитаны от цепи подрулевого переключателя габаритов, что исключает включение дополнительного освещения без включенных габаритов.
  • Слаботочное малогабаритное реле RL1 отключает питание реле RL2 и RL3 для отключения приборов доп. освещения на время работы стартера.
  • Спецификацию реле и разъемов 2РМТ см. во вложениях.

Немного фото:




_
Вложения
TR20.pdf
Подходящие для замены малогабаритные герметичные силовые реле серии TR20 для применения в автомобилях (12V/30A):
RL1(RL2, RL3) - TR20-12VDC-SC-CD(L)
RL2, RL3 - TR20-12VDC-SC-AD(L)
Особенность этих реле такова, что при продолжительной работе их корпуса могут немного нагреваться, что судя по всему является нормой.
(5.86 Мб) Скачиваний: 109
TR20-2.pdf
(286.91 Кб) Скачиваний: 66
TRP.pdf
Подходящие для замены малогабаритные силовые реле серии TRP для применения в автомобилях (12V/40A):
RL1(RL2, RL3) - TRP-12VDC-SC(A)-C8(11)
RL2, RL3 - TRP-12VDC-SC(A)-A8(11)
(211.99 Кб) Скачиваний: 76
TRBS.pdf
Малогабаритные слаботочные реле для коммутации управляющих цепей
(397.79 Кб) Скачиваний: 54
2RMT.pdf
Спецификация разъемов 2РМТ
(3.42 Мб) Скачиваний: 62
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 08 май 2015, 11:44

ну у меня не критично, был небольшой не пропай но это скорее всего от вибрации. Коробушку сломал без этого по моему не вытащишь плату, а так как под рукой ничего подходящего не было, то поставил старую, но при этом залил все эпоксидкой и плату и саму коробушку обмотав ее черной изолентой
Вложения
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

gorgaev » 05 авг 2015, 15:56

у меня было как: были ДХО, но в какой-то момент стали то включаться, то нет.
нашел сею статью, снял, прозвонил - все целое, допаял, пролачил, прогерметизировал, ну в общем "сделал на века", но высохнет - установлю.
только сомневаюсь - снимал получается чтоб проверить и довести "до ума", а так как все исправно, то установлю и думаю, что все останется как было.
где еще может быть "затык" в моем случае? прошу совета.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 05 авг 2015, 16:03

Если при разборке блока ДХО видимых повреждений не было обнаружено, то остаются только скрытые:
1. Проводка, в частности проводка задних бамперных фонарей.
3. Подгоревшие(внутри) реле в блоке ДХО.

Я бы рекомендовал сначала исключить первую возможную причину, т.к. она в 90% случаев приводит к выходу из строя блока ДХО. Подробнее здесь: viewtopic.php?f=49&t=291
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 10 авг 2015, 13:36

поставил, получилось наоборот: ближний заработал, габариты и противотуманки пропали, не включаются даже в ручную.
чистил контакты реле, впаял вроде как в том же порядке.
чем заменить данные реле, из чего выбрать, чтоб по тх подходили?
судя по схеме - средняя ножка реле не звонится, а она должна работать.
у пр.схемы есть перевод разъемов?
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 10 авг 2015, 13:57

Распиновка блока есть на схеме в топике.
Если габариты совсем не работают, то нужно первым делом смотреть 41-й 42-й предохранители.
Либо проблема в реле RL1 или контактами в его цепях. При запуске двигателя оно подает питание на габариты.

Реле точно такое же не найти, но можно заменить на обычное автомобильное с переключающим контактом, правда, его придется выносить из корпуса. Также можно попробовать поискать похожее малогабаритное в магазине электроники с обмоткой на напряжение 12В и током контактов не менее 10А.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 10 авг 2015, 14:00

так средняя ножка реле должна работать?
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 10 авг 2015, 14:02

gorgaev:так средняя ножка реле должна работать?

не понял вопроса. Что значит работать?

Когда мотор заглушен, габариты включаются с подрулевого переключателя?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 10 авг 2015, 14:14

ножки реле крестом: верхняя и нижняя по вертикали (цепь - замыкаются при питании на катушке), центральная по вертикали, две средних еще по горизонтали (катушка).

выпаял реле, звониться катушка (в режиме тестера 200 ом сопротивление ~0,3, при 20 ком - к.з), верхняя и нижняя ножки при питании на катушку - к.з., без питания обрыв,
центральная (она одна прям по центру) ни как не звонится на всех трех.

на плате и пр.схеме средняя ножка задействована, а вот на плате (перевернутой, разъемы вверх) на левой и средней реле нижняя ножка пустая, а средняя в цепи но она не звонится на выпаяной катушке.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 10 авг 2015, 14:43


Когда реле выключено должны "звониться" контакты 1- 3, а когда включено(на обмотку подано питание) - 1 -2.

Добавлено спустя 41 секунда:
moder:Когда мотор заглушен, габариты включаются с подрулевого переключателя?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 10 авг 2015, 14:48

пойду габариты проверю.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

gorgaev » 13 авг 2015, 14:56

за разъяснение спасибо. дхо умер. все 3 реле в топку.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 13 авг 2015, 15:36

gorgaev:все 3 реле в топку.

странно, не должно быть такого
Как проверяли?

Добавлено спустя 4 минуты 1 секунда:
gorgaev:поставил, получилось наоборот: ближний заработал, габариты и противотуманки пропали

если ближний самостоятельно включался при заводке, то 3-е и 2-е реле должны быть рабочие
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 16 авг 2015, 22:05

завтра сниму блок, поставлю заглушку, блок отдам электронщику, чтоб проверил и дал заключение.
заодно увижу работает ли система в ручном режиме.

я проверял как: выпаял реле. звонил тестером (реле выкл.) 1-2, 1-3 нет контакта. прижал зубочисткой язычек контакта (типа реле вкл.) 1-3 контакт, 1-2 нет. катушки на всех показывали малое сопротивление.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

gorgaev » 18 авг 2015, 11:59

все разрешилось само.
снимать без демонтажа всего остального неудобно, но можно - факт.
при установке обратно, тот же геморой. надо быть неторопливым и внимательным. ремонт на колене - чисто условно.
проблема была - усик подогнул при установке блока.
блок исправен, все фонари во всех режимах работают.
ну а на счет прозвонки - я не электронщик, я юрист. :)
спасибо за тему.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

moder » 18 авг 2015, 12:21

gorgaev:проблема была - усик подогнул при установке блока.

в смысле штырёк разъема подогнулся?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

gorgaev » 18 авг 2015, 12:50

да, неудобно вставлять разъемы - одной левой.
Нет аватара
gorgaev
Имя: Василий
Авто: PATROL GRII Y61 zd3.0ddti MT '08 год рождения
Владею с: 2010
Откуда: саратов

102 » 20 окт 2015, 10:17

Здравствуйте, у меня вот такой вопрос в габариты поставил яркие светодиоды теперь они как бы ДХО, при заводке автомобиля включается ближний свет. Вопрос: как сделать что бы вместо ближнего света постоянно при заводке загорались габариты, а ближний включался в ручную?
Автомобиль ПАТРОЛ 2007года.
Аватара пользователя
102
Имя: Анатолий
Авто: Nissan Patrol 2007 ZD30 МКПП

moder » 20 окт 2015, 10:34

Для этого нужно отключить питание реле RL2 и RL3, выпаять их совсем или перерезать цепи их контактных групп, последнее можно сделать без разборки блока ДХО.

Но, имхо, это не совсем правильно. Лучше сделать наоборот, чтобы включался только ближний, без габаритов. Для этого нужно отключить питание реле RL1.

Добавлено спустя 1 минута 15 секунд:
Чуть позже тут будет отчет по доработке блока ДХО.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

moder » 25 окт 2015, 21:06

Топик дополнен мегаколхозом:
viewtopic.php?f=49&t=326&p=1433#dtl_2
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

ozzzy » 09 ноя 2015, 00:14

Здравствуйте.
Подскажите, как запитать от блока ДХО отдельные ходовые огни, при этом что бы головной свет и габариты работали только от подрулевого выключателя.
Нет аватара
ozzzy
Имя: Александр

moder » 09 ноя 2015, 01:01

Элементарно:
1. Отключаете цепи головного света(DIMMER LAMP(RH/LH)) от блока ДХО и подключаете к ним(к блоку ДХО) то, что вам нужно. Свободные концы, которые идут к головному свету изолируете.

2. Для того, чтобы при работе блока ДХО не зажигались габариты нужно отсоединить от него цепи T/L SW, T/L LAMP и соединить их вместе. Свободные концы(со стороны блока ДХО) заизолировать.

Реализация конечно не самая красивая, но зато блок ДХО разбирать ненужно, просто перекусить соответствующие провода и переподключить.

ЗЫ
Чтобы ничего не спалить см. внимательно схему во вложениях в топике.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

ozzzy » 09 ноя 2015, 21:43

Спасибо.
Выход с ДХО на ламы силовой или управляющий реле?
Если силовой то провода можно резать возле фар, что-бы не тянуть лишних проводов.
Нет аватара
ozzzy
Имя: Александр

moder » 09 ноя 2015, 22:09

Силовой, прямо с предохранителей головного света.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

andrey2015 » 23 дек 2015, 20:37

вечер добрый!подскажите у меня такая проблема нарисовалась... глючат габариты и освещение приборной панели. непонятно с чем связано.... во время езды или стоянке без разницы. потом непонятно от чего все начинает работать отлично! да иеще такая же беда с добавочным стопом на правой задней двери.... подскажите пожалуйста от куда хоть начинать решать сей глюк! за ранее благодарен!
Нет аватара
andrey2015
Имя: АНДРЕЙ
Авто: NISSAN PATROL Y-61 ZD 30 TD
Откуда: России

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron