Проводка двигателя ZD30

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Проводка двигателя ZD30

moder » 08 сен 2014, 00:27

Быстрые переходы

Проводка двигателя ZD30 - это не совсем болячка, т.к. разрушение изоляции жгута проводов по правой стороне двигателя происходит не само по себе, а является следствием сопливого интеркулера.
Масло стекающее с него попадает в жгут, который защищен от попадания жидкостей чуть менее чем нифига, и отстаивается там долгие лета, в результате чего изоляция проводов дубеет, трескается и медные жилы начинают окислятся. Всё это приводит к тому, что машин начинает глючить, т.к. как раз в этом жгуте и как раз в том месте(какое совпадение!) проходят все цепи датчиков, ТНВД и клапана EGR. Патруль заваливает моск незадачливого патрулевода всевозможными ошибками и сбоями в работе топливной аппаратуры, а в особо тяжелых случаях патрулевод может попасть на ремонт/замену ТНВД, а то и вовсе ЭБУ. Такие дела...

Чтобы эффективно решить эту проблему лечение придется начать с причины - интеркулера, а после того как интеркулер будет отремонтирован или будет подготовлена его замена можно начинать заниматься проводкой, но первым делом необходимо определиться с применяемыми изоляционными материалами.

isolВыбор изоляционных материалов
Качество полученного в итоге результата будет прямо пропорционально качеству примененных изоляционных материалов, поэтому к их выбору нужно подойти основательно.
Отдельно хочется рассказать о штатной изоленте, которая применена в Патруле и в его моторном отсеке. Эта изолента - полный отстой! Мало того, что на ней не слабо сэкономили везде, где только можно, так она ещё и плавится от невысокой температуры, сохнет, осыпается, а её клеящий слой стекает и сползает как сопля. Но при всех этих недостатках у нее есть одно очень важное преимущество - она не горит, т.е. не поддерживает горение, совсем не поддерживает. Под воздействием открытого огня она может плавиться, дымить, вонять, но не гореть, что весьма актуально для авто в целом и для моторного отсека в частности!
Попытки найти что-то подобное в доступных магазинах не увенчались успехом. Везде голимый кЕтай, который вспыхивает так, как будто изолента пропитана бензином, причем это касается не только изоленты, но и гофров, поэтому менять штатные гофры на что-либо другое не следует.
Есть мнение, что оригинальная ниссановская изолента - это разновидность виниловой изоленты, но её проверенный аналог пока найти не удалось, однако, в ходе изысканий удалось выйти на продукцию концерна VAG (Volkswagen-Audi Group), которая включает в себя разные плюшки, в том числе и качественные автомобильные электроизоляционные материалы, которые можно легко заказать.
В результате была заказана желтая водостойкая виниловая изолента для сборки жгутов и матерчатая термостойкая изолента для подкапотного пространства. Стоят эти материалы конечно не 25р., но они того стоят, экономия здесь ни к чему, это всёж-таки двигатель. Для того, чтобы перебрать жгут, идущий под интеркулером потребуется по одному мотку каждого типа изоленты. Если делать ещё и жгут который идет вокруг двигателя к генератору, то потребуется по два мотка, но можно взять и побольше, т.к. к хорошему привыкаешь быстро.

На кольцах обоих изолент нанесена марка "Coroplast".
Горят эти изоленты плохо, но в отличие от ниссановской всё же горят, если их долго держать над открытым пламенем. Сначала долго плавятся перед тем как загорется, а потом просто медленно горят, а не вспыхивают как китайские.
N10592002 - Клейкая лента из ткани термостойкая
N10311304 - Изоляционная лента

В процессе приведения в порядок проводки лучше придерживаться оригинального расположения разъемов, точек крепления и способов прокладки жгутов. Над прокладкой проводов думали япы, поэтому отсебятина в этом плане может обернутся проблемами с перетиранием или оплавлением проводки в самых неожиданных местах и когда оно вылезет неизвестно, поэтому лучше сразу запомнить(зафоткать, зарисовать) как проложены жгуты, как установлены разъемы на кронштейнах, где какие отводы и какой длины, где и как фиксируется жгут и т.д. Это только на первый взгляд кажется, что всё просто, понятно и легко повторимо, а на самом деле многие нюансы забываются очень быстро.

Чтобы полностью исключить попадание жидкостей в проводку, жгут придется разобрать и расплести полностью, причем от самого моторного щита, где он через пыльник уходит в салон. Делать нужно всё сразу, полумеры тут неуместны. Начинать этот процесс удобнее всего с конца.

Разборка жгута
  1. Снимаем интеркулер, разбираем впускной трубопровод от турбины до кулера и откручиваем блок заслонок. Вакуумные трубки от актуаторов можно не отключать, а просто отвести его в сторону. Подробнее о процессе разборки см. здесь и тут.
  2. Отключаем все разъемы на кронштейне вакуумных клапанов и снимаем одну кабельную стяжку, путем подсовывания под её храповичный язычок чего-нибудь плоского и тонкого. На самом деле все стяжки, примененные в Патруле могут быть многоразовыми и каждую можно аккуратно отстегнуть таким образом.
  3. Идем по жгуту дальше, снимаем стяжку крепящую жгут к кронштейну трубки масляного щупа и откручиваем две массовых клеммы с отливов впускного коллектора.
  4. Отключаем два разъема на кронштейне впускного коллектора напротив топливного фильтра, один из которых разъем ТНВД и разъем клапана EGR под впускным коллектором.
  5. Открываем крышку держателя жгута, высвобождаем жгут и откручиваем кронштейн.
  6. Двигаемся дальше и открываем ещё один держатель жгута, расположенный за двигателем, после чего откручиваем его кронштейн от моторного щита, предварительно отстегнув стяжку на клипсе. Для удобства не помешает открутить и кронштейн, придерживающий трубки системы охлаждения.
  7. Там же за двигателем внизу есть ещё один держатель в виде пластикового крюка, через который жгут делает петлю. Держатель снабжен застежкой, которую можно отстегнуть, подсовыванием под язычок тонкой отвертки и снять петлю с держателя.

    Петля эта не простая, специальная. Не случайно в этом месте жгут лишен какой-либо внешней защиты в виде гофры и изоленты. Для чего это сделано точно сказать сложно, возможно для компенсации теплового расширения, а может в противопожарных целях, чтобы горение проводки не распространилось по гофре, как по трубе и не пошло в салон. Ни чем не защищенные провода в этом месте все в масле и могут перетираться о держатель.
  8. Когда жгут освобожден с него нужно смотать всю внешнюю изоленту и снять гофры. Начинать нужно также с окончаний косы. Расположение каждой гофры нужно запомнить.
  9. Смотать с косы проводов всю внутреннюю изоленту. Под этой изолентой могут быть участки с дополнительной изоляцией, напоминающие скрутки. Их разматывать не нужно, это заизолированы обжимные внутренние соединения проводов. После того как жгут будет полностью расплетен можно будет наблюдать пять отдельных косичек проводов, каждая их которых идет к разъему или группе разъемов.
  10. Все гофры нужно будет хорошенько промыть от масла и грязи изнутри и снаружи, а провода тщательно протереть смоченной в спиртовом очистителе салфеткой. При протирке проводов кембрики, надетые на ответвления с разъемами нужно сдвигать и под ними тоже протирать, т.к. туда набивается пыль и грязь. В качестве очистителя можно применить любой спиртосодержащий очиститель, не оставляющий после себя гуано и пленки, например KONTAKT PRF-6-68 или CONTACT CLEANER. Мыть гофры изнутри и снаружи удобнее всего старой зубной щеткой с применением Фейри.
  11. После чистки провода нужно обследовать на ощупь и осмотреть при хорошем освещении. Если среди них есть оплавленные, перетершиеся, потрескавшиеся, провода с измененным оттенком и структурой изоляции или с твердой крошащейся изоляцией, то такие участки придется вырезать и заменить новым проводом типа ПВГА подходящего сечения, цвета изоляции и длины. О способе герметичного и надежного соединения проводов можно прочитать тут.
  12. После того как провода будут приведены в порядок можно начать собирать их в жгут. Для обеспечения лучшей гидро и электроизоляции будет логичным разделить жгут на пять пучков и отдельно заизолировать каждую косу проводов, а потом уже собрать всё это в общий жгут.
    Обматывать и укладывать косы как в отдельности, так и в общий жгут нужно плотно, ровно и без нахлестов, т.к. если жгут получится слишком толстый, то потом не будет возможности защелкнуть держатели и затянуть стяжки.
    Начинать обмотку нужно парой витков под 90гр к жгуту для закрепления изоленты, после чего следует выбрать оптимальный угол повива. При обмотке направление и угол повива на прямых участках не должны меняться и каждый новый виток должен перекрывать предыдущий не менее чем на треть ширины. Чем более большим будет угол повива тем лучше, т.к. частые витки ведут к тому, что жгут получится дубовым и будет плохо гнутся, а ко всему прочему уйдет большее количество изоленты и увеличится толщина жгута, что может помешать защелкнуть его в держатели. Для внутренней(под гофрой) изоляции также можно выбрать несколько иной вариант повива, цель которого просто собрать жгут. При таком повиве между витками остается небольшой зазор, что сделает жгут очень гибким и позволит проводке "дышать". Такой вариант можно применять на участках с изгибами.
    Если необходимо сделать разрыв, то начало нового участка изолеты подкладывается под последний виток предыдущего так, чтобы не менялся угол повива, а виток нового участка перекрыл предыдущий.
  13. Одеваем жгут в гофры. При этом нужно не забыть предусмотреть проем под петлю.
  14. Неразрывно обматываем жгут термостойкой матерчатой изолентой от начала и до конца самого длинного участка, а уже после доматываем ответвления, при этом нужно отступать от начала ответвления на 3-5см.
    Чтобы мотать было проще можно сматывать изоленту на какой-нибудь маленький валик и мотать им.

    Для того, чтобы сделать отвод от основного жгута изоленту нужно несколько раз обернуть крест-накрест через основной жгут с прилеганием к отводу и вокруг отвода, а затем продолжить повив уже на самом отводе.
  15. Также не помешает защитить от пыли и влаги гофры датчиков положения коленвала и температуры ОЖ для приборной панели.

    С датчиком коленвала всё немного проще, т.к. гофра у него не разрезная, а вот провод датчика температуры ОЖ для приборной панели придется отсоединить и вытащить.
  16. Прокладываем жгут, устанавливаем все на место, фиксируем в штатных местах, подсоединяем разъемы. При этом нужно не забыть зачистить и смазать смазкой для контактов массовые клеммы двигателя и поверхности к которым они прилегают на впускном коллекторе.

Полезные ссылки:
Приводим в порядок интеркулер
Проводка задних фонарей
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Жгут генератора

moder » 10 июл 2015, 01:48

На этом чудо ZиDеле лучше делать всё и сразу, поэтому, перебирая косу проводки датчиков и клапанов, можно за одно перебрать и жгут проводки генератора. Жгут этот начинается справа внизу от жгута стартера, затем поднимается вверх и идет спереди вокруг двигателя к генератору.
На самом деле в этом жгуте проходят не только провода силовых цепей генератора, но и питание свечей накала, сигнал клапана управления турбиной, а также датчики: MAF и температуры ОЖ.

Начинаем потрошить жгут, и что же мы там видим...

После разборки жгута отмываем гофры и хорошенько протираем каждый провод сначала обезжиривателем на основе спирта, потом насухо. Особое внимание нужно уделить проводам МАФа и клапана турбины, в месте, где они оканчиваются соответствующими разъемами, т.к. фиговы-диагносты любят подрезать изоляцию проводов в этом месте для замера напряжений, а то и вообще перекусывают провода и соединяют их скруткой.
Делим жгут на три части: 1- силовую, в которую соберем провода генератора, питание свечей и пр. силовые провода; 2 - сигнальную - МАФ+клапан турбы; 3-я часть - все остальное.

Собираем и изолируем основание жгута, одеваем на жгут гофры и пластиковые защиты, обматываем термостойкой изолентой и крепим стяжками на место.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Провод датчика масла

moder » 24 июл 2015, 14:07

После демонтажа системы EGR появляется удобный доступ к датчику масла на блоке цилиндров справа. Его провод слабо защищен, поэтому от воздействия масла стекающего (по всей видимости) с дырявого интеркулера изоляция становится ломкой и сыплется.


Перед установкой на место нужно нанести внутрь обоих фишек смазки для электроконтактов.
После подключения разъема к датчику не забыть притянуть гофру стяжкой, в том месте, где родная была перекушена и закрепить петлю усиками внизу.


egrПроводка клапана EGR
Проводка клапана EGR нередко приходит в негодность из-за масла, вытекающего из дырявого интеркулера. Изоляция проводов дубеет и осыпается, жилы окисляются и переламываются.

Раcпиновка разъема клапана EGR для восстановления поврежденной проводки:
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 20 сен 2015, 20:27

где брал изоленту если не секрет
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

moder » 20 сен 2015, 20:28

Топик перечитайте внимательно, в нем всё есть.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 21 сен 2015, 22:24

Да я его уже на 3 раза перечитал и не совсем понял ,изолента куплена реально в экзисте
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

moder » 21 сен 2015, 22:27

Ну да, причем не однократно :)
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 22 сен 2015, 16:47

мой тебе респект(не ищешь легких путей)
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

moder » 22 сен 2015, 16:49

rsirsi:не ищешь легких путей

Это про что? Про изоленту или экзист? :)
Так изолента реально хорошая, такую в магазинах не найти, а го.но в мотор пихать опасно.
ЗЫ
Экзист в моих краях практически единственный вариант что-то купить. Вот ещё автопитер недавно появился, полегче стало.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 22 сен 2015, 16:54

это я про изоленту в экзисте я ее все таки нашел, но гораздо дешевле чем в экзисте. на такое я бы не отважился. За рулончик изоленты хоть и подкапотной мне кажется несколько дороговато

Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:
причем спросил наших говноэлектриков нужна такая или нет ответ меня убил(а зачем расплавиться еще раз приедут и заплатят и так по кругу и с одного лоха можно бабло рубить)
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

moder » 22 сен 2015, 16:59

я давно закупал, тогда цена ещё не кусалась
rsirsi:гораздо дешевле чем в экзисте

Если инет-магазин, то скиньте ссылку.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rsirsi » 23 сен 2015, 16:19

Не через товарища на рынке в питере
Аватара пользователя
rsirsi
Имя: Эдуард
Авто: Nissan Patrol 2008 года МКПП
Откуда: Омск

Prav » 24 сен 2015, 05:44

Помимо жгута есть еще два злополучных проводочка на ТНВД, под скобой со стороны топливных трубок. Дело в том, что проводка в том месте сильно греется и со временем изоляция осыпается, провода коротят и зажигают 73 код. Так что нелишним будет снять штатную изоляцию и "одеть" их в термоусадку. Заодно можно вытащить и почистить подпружиненный клапан опережения впрыска (слева в самом низу насоса), так как он часто закисает. Естественно делать это удобнее на снятом ТНВД (снимать не так сложно, как кажется)
Нет аватара
Prav
Имя: Иван
Авто: Terrano TR50 ZD30, 1999

moder » 24 сен 2015, 10:18

Хорошее замечание, надо мне тоже глянуть у себя.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 25 дек 2015, 02:56

добавлю от себя немного, может пригодится кому-то, по второму фото, может плохо видно, но провода "искрили"
Вложения
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 25 дек 2015, 12:16

burewey
Если не трудно, можно больше информации?
Обо что перетерлись провода? Добавьте стрелок на фото.

Если будете перебирать проводку, то выясните пожалуйста, какие именно провода(каких цепей) перетерлись и коротили. Если это массовая проблема и были неисправны ответственные цепи ЭБУ двигателя, то заблаговременное устранение этой неисправности может предотвратить серьёзные проблемы.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 27 дек 2015, 02:21

пожелание о назначении проводов не выполню, так как уже заизолировал, разве что по цвету проводов на фото.
перетерся жгут об "егорку", точно прийдётся его выкинуть, не только на "дыхалку" двигла давит, но ещё и на "мозги" ч/з проводку, зараза.
скорей всего надену на это место резиновую трубку, ну может у кого возникнет и другое решение.
Вложения
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 27 дек 2015, 12:38

У вас кто-то неправильно проложил жгут! Наверно всё те же официалы...
В оригинале он идет по верху.
Смотрите мои фото выше.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 27 дек 2015, 17:37

спасибо, уже просмотрел, наверно точно официки
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

fkamash » 08 янв 2016, 23:31

Такую каку отсоединил сегодня от егорки. Надо чистить - беда... А как проверить работоспособность этой фишки и клапана? Может не гожий он...
Вложения
Нет аватара
fkamash
Имя: Филипп
Авто: Patrol y61 zd at 2001
Откуда: Семикаракорск Ростовской области

moder » 08 янв 2016, 23:42

Разверните гофру, проверьте провода на повреждение изоляции и заломы.
Промойте очистителем контактов.
Если ничего подозрительного не будет, то возможно проблема в клапане.
Клапан можно разобрать и почистить.

Нужно учитывать ещё одну возможность - повреждение проводки в каком-то другом месте, но это маловероятно.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

fkamash » 09 янв 2016, 15:25

Проверил по наставлению датчик давления - на входе 5.11 вольт, на выходе - 0,5.... Дохлый!
Маф не проверял - т.к.кулер снят пока... Да и новый он почти у меня и чистый.
А вот фишка с егорки... Два контакта - нафиг... Как лечить? Опыта нема...

Добавлено спустя 4 минуты 49 секунд:
В смысле один проводок у самого основания отвалился...
Вложения
Нет аватара
fkamash
Имя: Филипп
Авто: Patrol y61 zd at 2001
Откуда: Семикаракорск Ростовской области

moder » 09 янв 2016, 15:42

Если остаток провода в разъеме совсем мал и его никак не зачистить от изоляции и не ухватить, то нужно разобрать фишку, вынуть из неё контактные ламели и допаять к ним отрезки проводов.
Потом фишку разъема собрать и снаружи спаять провода и качественно заизолировать, лучше с применением термоусадки.
Можно попробовать зачистить торчащий кончик провода от изоляции и всё же попытаться подпаяться к нему без разборки фишки, а потом на место пайки одеть термоусадку.
При разборке фишки нужно запомнить расположение проводов и не перепутать при сборке. Сделайте качественное фото фишки для себя, чтобы не перепутать провода.
Как разобрать ниссановскую фишку, показано в конце этого топика: viewtopic.php?f=49&t=295

Если никогда не паяли, то лучше попросить человека, который с паяльником на ТЫ.

Думаю, после восстановления цепей клапана EGR и замены MAP ваши проблемы будут решены.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

fkamash » 09 янв 2016, 15:53

Да не, с паяльником не на ты, но знаю для чего он:) а так, от скуки, стволы двустволок попаиваю иногда (правда газовой горелкой)....

Добавлено спустя 40 минут 57 секунд:
Проблема такая: все провода дышат на ладан...., а фишка нифига не разбирается...
Вложения
Нет аватара
fkamash
Имя: Филипп
Авто: Patrol y61 zd at 2001
Откуда: Семикаракорск Ростовской области

moder » 09 янв 2016, 16:41

Эта несколько иначе устроена, но разбираться должна.
Надо внимательно смотреть, где там, что надавить и что вытащить, чтобы разобрать.
Раз все провода в плохом состоянии, то предлагаю отрезать её и забрать домой, где спокойно изучить и разобрать.

Сначала нужно как-то снять этот оранжевый каркас. После этого, скорее всего, появится доступ к фиксаторам каждого контакта.

Добавлено спустя 57 секунд:
Изоляция проводов скорее всего задубела и повреждена маслом. Имеет смысл их подрезать и нарастить нормальными проводами.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2