Проблемы
- подклинивание "телескопа"
- ухудшение качества приема
- выход из строя механизма
Причины
- Основной проблемой антенны является подклинивание "телескопа", из-за попадания в его сочленения пыли и грязи, которая скапливается в процессе езды. Эта ситуация отягчается оборванным тросом и поломанными зубьями шестерен, когда патрулевод пытается выдвинуть или задвинуть подклинившую антенну вручную. Вторым фактором, усугубляющим ситуацию является совершенно идиотское решение на ЕВРОПатрулях с автоматическим выдвиганием и задвиганием антенны при включении/выключении магнитолы, даже если патрулевод решил послушать CD. Даже тут зассанцы сэкономили на дешевой кнопочке, в результате чего антенна мотыляется туда-сюда совершенно не по делу.
- Второй распространенной проблемой является ухудшение качества приема, ввиду отгнивания заземления антенны. Отгнивает заземление из-за неудачного расположения антенны и совершенно идиотской реализации этого самого заземления. Антенна расположена в нише правого крыла, но не смотря на то, что она защищена подкрылком, тамошняя влажная кислая среда неумолимо делает свое грязное дело. Заземление представляет из себя быстро сгнивающую тонкую металлическую полоску, защищенную от коррозии чуть более чем нифига, которая соединяется с длинным ржавым и тонким кронштейном крепления антенны, который в свою очередь уже прикручен к кузову ржавым болтом. Надо ли говорить, что такая ситуация постепенно приводит сначала к "шуршанию" всяческих переходных процессов в ржавых соединениях, а потом и к отгниванию заземления напрочь.
- Ещё одна проблема - это попадание воды в механизм. Вода попадает во внутрь через сочленения телескопа, через зазор между алюминиевой трубкой телескопа и корпусом, вызывая окисление и отгнивание пластинки заземления. Механизм антенны снабжен сапуном вверху и штуцером внизу. Штуцер предназначен для слива попавшей через телескоп воды. При форсировании водных преград или подтоплении вода может попасть и через него.
- Отдельно нужно сказать о механизме антенны, который имеет в своем составе и электронную часть в виде платы управления, которая не только автоматизирует управление электроприводом, но и благодаря хитрому драйверу, следящему за током электродвигателя, предотвращает ситуацию, при которой может быть порван тросик или поломаны шестерни. Никаких концевиков крайних положений там нет, а дури у движка с редуктором достаточно, поэтому вышеупомянутое "подклинивание телескопа" есть не что иное, как срабатывание защиты по току. В случае попадания воды на плату управления, мотор может начать работать бесконтрольно и поломать механизм, т.к. на схему всё время подается питание.
Решение
- перебрать, обслужить и смазать механизм привода и сам "телескоп" или заменить на новые
- применить иной надежный способ заземления антенны
- местами герметизировать корпус антенны, чтобы в него попадало меньше влаги
- реализовать принудительное выдвигание/убирание антенны переключателем, если это не предусмотрено изначально
- хоть иногда перед убиранием антенны протирать штырь чистой ветошью от основания к верхушке и наносить на него немного смазки. Никогда не использовать для этой цели WD40, т.к. она вымоет всю смазку и телескоп начнет работать на сухую.
- если ваше головное устройство имеет поддержку GPS и GSM, то, возможно, имеет смысл убрать штатную антенну и установить универсальную VAGовскую антенну-плавник 1K0035501F(GPS+GSM+FM), 1K0035501G (GPS+GSM+FM+Webasto)
28200-VD39B - Антенна рестайл
28200-VB09A - Антенна дорестайл
Как вариант, можно попытаться подобрать аналогичную антенну от другого авто, т.к. такие антенны, как правило, типовые и применяются на многих марках с незначительными отличиями, например антенна General Motors 96223385.
Также существует оригинальная не автоматическая(выдвигается рукой) антенна от сафаря, но живьём её наверно никто не видел. Ценник у неё более гуманный, но всё равно не айс:
28206-VD29B(28206-VD210) - Ручная антенна рестайл
28206-VB59A(28206-VB500) - Ручная антенна дорестайл
Антенна рассчитана на установку с левой стороны, поэтому потребуется некоторый напилинг.
Если у антенны сломан телескоп или оборвался его трос, то можно приобрести оригинальную запчасть:
28215-38Y06 - Шток антенны
или более дешевый заменитель:
NP1465(RE0016) - Шток антенны не оригинал
Не оригинальный шток немного длиннее, поэтому в убранном состоянии будет торчать на 1 см выше оригинала.
28247-F9900 - Заглушка под проводку в крыло
Эстэты, которые хотят сменить декоративную хромированную поцарапанную гаечку антенны на новую могут её заказать, благо цена её более-менее адекватна:
28219-50Y05 - Гайка антенны
Демонтаж антенны
- Складываем штырь антенны.
- Отсоединяем разъем коаксиального кабеля антенны, который расположен под бардачком у правой стенки. Для удобства бардачок можно снять.
- Выкручиваем гайку крепления антенны сверху на крыле и снимаем пластиковую декоративную накладку с уплотнительной окантовкой, после чего снимаем с резьбы белое резиновое уплотнительное колечко, чтобы не потерять его.
- Снимаем уширитель крыла, брызговик и подкрылок.
Для снятия уширителя нужно в его центре снизу нащупать проем под руку, взяться за него и потянуть на себя чтобы отсоединить его от центральной клипсы. Далее нужно аккуратно двигаться к краям, особую осторожность нужно соблюдать при отсоединении крайних клипс, т.к. они отличаются от внутренних тем, что прикреплены не к кузову, а к самому уширителю и если уширитель дернуть сильно или с перекосом, то может быть поломано крепление на уширителе под эти клипсы. После снятия уширителя крайние клипсы остаются на нем, внутренние соответственно в кузове. 63848-VS70B - Клипса крайняя передних уширителей
Для снятия подкрылка необходимо вытащить пять клипс-фиксаторов. Для разблокировки такой клипсы нужно поддеть плоской отверткой её внутреннюю шляпку и вытащить её наружу на 5-6мм, после чего потянуть за нее. 01553-05323 - Клипса крепления подкрылка - Отсоединяем разъем питания антенны и вытаскиваем резиновый пыльник коаксиального кабеля и сам кабель антенны из кузова. При отсоединении разъема управления не следует прилагать излишние усилия, чтобы не отломать отросток на кронштейне антенны, который его держит.
- Отворачиваем болт М8, который крепит кронштейн к кузову, после чего нужно немного сжать пассатижами лепестки металлической защелки вверху справа от болта кронштейна и вытащить кронштейн вместе с антенной вниз.
Разборка антенны- Снимаем разъем управления с отростка на кронштейне. Отросток этот тонкий и хрупкий, а разъем сидит плотно, поэтому отмачиваем его WD-40, аккуратно расшатываем, поддеваем тонкой отверткой и снимаем, после чего отвинчиваем два самореза, крепящих кронштейн к корпусу антенны. Пока суть да дело, замачиваем кронштейн в преобразователе ржавчины.
- Выкручиваем несколько саморезов скрепляющих половинки корпуса антенны, разъединяем половинки, посаженные на черный герметик.
- Первым делом нужно извлечь плату управления: отсоединяем разъем двигателя на плате управления и вытаскиваем саму плату, поддев на ней защелку разъема питания.
- Снимаем "барабан", внутри которого намотан зубчатый тросик телескопа, после чего снимаем пластиковую крышку механизма и убеждаемся в обилии каки вперемешку со смазкой, похожей на вазелин.
- Тонкогубцами вытаскиваем шинку заземления между двигателем и алюминиевым корпусом штыря.
- Аккуратно, чтобы не потерять пружинку, вытаскиваем упор вала двигателя. Для вытаскивания самого двигателя поочередно поддеваем отверткой круглые выступы на его передней крышке, ни в коем случае нельзя поддевать или тянуть двигатель за вал.
- Разбираем весь механизм, запоминая, что где и как стояло.
- Вытаскиваем из корпуса алюминиевую трубку телескопа. Она может оказаться подкисшей и поэтому идти будет туго, в таком случае её придется отмачивать. Вместе с трубкой выпадет пластинка заземления или её остатки. Затем снимаем с трубки белый пластиковый колпачок в месте выхода троса из цилиндра.
- В последнюю очередь выдавливаем из корпуса резиновый пыльник в месте с проводами разъема питания.
- Все пластиковые детали сначала протираем ветошью от остатков смазки и грязи, после чего тщательно отмываем с применением щетки. Для промывки можно применить бензин, керосин, вайтспирит или любой не слишком агрессивный универсальный растворитель. Половинки корпуса также нужно отчистить и от черного герметика, который нанесен по периметру.
- Для промывки телескопа зажимаем трубку в тиски под наклоном телескопом вниз и в сторону, заливаем в неё выбранный "растворитель" и начинаем дрючить телескоп, складывая и раскладывая его рукой , после чего сливаем отстой и повторяем процедуру до тех пор, пока из трубки не начнет вытекать чистый растворитель. После промывки телескоп располагаем вертикально вверх, чтобы остатки растворителя смогли из него вытечь.
- Двигатель электропривода разборный и если поддеть его переднюю крышку, то она снимется вместе с якорем, что позволяет смазать его втулки.
- Накачиваем в трубку телескопа смазку, несколько раз его раскладываем и складываем, после чего не забываем надеть пластиковый колпачок на выходе троса и располагаем трубку телескопом вниз, чтобы смазка не вытекала и смогла пропитать все сочленения телескопа. Для всех пластиковых деталей можно применить силиконовую или нейтральную к пластмассе литиевую не жидкую, но и не слишком густую смазку. Можно применить смазку и в виде аэрозоля, но только ту, которая после нанесения не стекает и образует слегка загустевший слой на поверхности.
- Плата управления имеет следы унылых попыток защиты компонентов от воздействия влаги, но они явно недостаточны, поэтому имеет смысл для защиты полностью покрыть плату с обоих сторон лаком для печатных плат, предварительно заклеив малярным скотчем разъёмы. phpBB [media]
- Как можно лучше зачищаем кронштейн крепления антенны от ржавчины, обезжириваем, грунтуем и красим акриловой аэрозольной автоэмалью. Если от него отвалилась завальцованная фиксирующая клипса, то её можно привинтить винтом и гайкой М4, предварительно рассверлив отверстия.
- Пропускаем тросик в корпус и устанавливаем трубку телескопа, развернув ее в правильном положении. Правильное положение можно посмотреть на фото выше, где антенна показано полностью. Наружную пластинку заземления устанавливать не нужно.
- Устанавливаем двигатель и подпружиненный упор его вала.
- Устанавливаем шину заземления двигателя. Чтобы она плотнее влезла можно слегка подогнуть контактные зацепы.
- Собираем механизм, не забывая попутно наносить смазку и правильно заправляем тросик между зубчатым колесом и направляющим роликом. Смазки не жалеть.
- Устанавливаем пластиковую крышку, продев через неё тросик.
- Наполняем "барабан" смазкой, заправляем в него тросик виток к витку без перехлестов и устанавливаем на место. При заправке троса лучше если телескоп будет в полностью сложенном состоянии, однако, даже если это не так, то ничего страшного не произойдет, механизм настолько прост, что независимо от положения телескопа при заправке троса будет работать правильно.
- Провода питания и управления заходят в корпус антенны через пыльник, который может не обеспечивать необходимую герметичность, поэтому есть смысл посадить его на герметик, также герметиком можно замазать и место входа в него проводов.
- Устанавливаем плату управления, подключив к ней разъем питания и подключаем разъем двигателя, уложив его провода в предусмотренные проёмы. Также не забыть установить шайбу на вал барабана.
- Собираем корпус для проверки работоспособности. Саморезы завернуть нужно все, чтобы половинки были нормально обжаты.
- Осуществляем проверку механизма антенны путем подключения к штатному разъему, либо подачей питания и управляющего "+". Проверять работу механизма можно только через плату управления. Нельзя осуществлять проверку подачей питания напрямую на двигатель, т.к. в этом случае есть риск повредить механизм или двигатель.
- Если проверка прошла успешно, то снова отворачиваем и снимаем верхнюю крышку и промазываем герметиком наружную сторону её шлица, который входит в углубление нижней крышки по всему периметру, после чего устанавливаем на место и снова обтягиваем саморезами.
- Заполняем механизм смазкой через штуцер.
- Смазываем герметиком место выхода алюминиевого трубки телескопа, чтобы между ней и корпусом не попадала влага. Чтобы влага не попадала через штуцер слива возможным решением будет подсоединение к нему шланга и вывод его на безопасный уровень с оставлением небольшой петли внизу вод стекающую воду.
- Для организации нормального заземления потребуется гибкая медная "массовая косичка" длиной 40см с клеммами под болты М8 и подходящий хомут. С одной стороны "косичка" крепко и плотно обтягивается хомутом на алюминиевой трубке телескопа, а другой стороной будет крепиться к болту кронштейна. Вместо "косички" аналогичным образом можно приспособить и массовый провод с клеммами.
- Прикручиваем кронштейн к корпусу антенны и одеваем на него разъем.
- Одеваем на резьбу телескопа уплотнительное колечко.
- Хорошенько промазываем литолом место крепления заземления к трубке телескопа, чтобы предотвратить окисление.
- Пропихиваем верхнюю часть телескопа в отверстие в крыле и закрепляем кронштейн на металлической клипсе к кузову. Болт пока закручивать не нужно.
- Одеваем сверху декоративную накладку, уплотнительное кольцо которой можно немного промазать герметиком, и накручиваем тонкогубцами декоративную гайку. Чтобы опорная часть телескопа нормально встала относительно декоративной накладки в процессе закручивания гайки нужно шевелить и направлять трубку телескопа двигая кронштейн. Сильно затягивать гайку ненужно, т.к. может деформироваться уплотнительная резинка.
- Надеваем на болт М8 зубчатую шайбу и клемму заземления, после чего прикручиваем болтом кронштейн. Болт лучше поставить новый, а после того, как он будет закручен хорошенько промазать его литолом.
- Подсоединяем разъем платы управления, пропихиваем в салон коаксиальный кабель антенны и подсоединяем его, после чего пытаемся запихать его пыльник в отверстие кузова. Пыльник будет упираться изо всех сил, чтобы его пропихнуть придется чуть помазать его маслом и помогать длинной большой шлицевой отверткой.
- Дальше осуществляем сборку всего, что снималось в обратном порядке. Перед установкой подкрылка лучше промыть все его клипсы WD-40 и смазать густой силиконовой или литиевой смазкой, чтобы потом их было проще вытащить. Перед установкой уширителя крыло нужно помыть, а прилегающую поверхность уширителя протереть растворителем и промазать прозрачным силиконовым не затвердевающим герметиком, чтобы от вибрации он не протирал краску на крыле.
На качество приема могут влиять ВЧ-помехи от импульсных преобразователей мощных светодиодных ламп или аудио-усилителя. Для уменьшения этого влияния можно установить на провод антенны в непосредственной близости от магнитолы ферритовый фильтр-защелку.
Что ещё можно сделать:
- Продинитролить крыло
- Установить выключатель антенны
Полезные ссылки: