Горный тормоз

Доработки и улучшения ZD30

Юрий Шаров » 24 янв 2019, 17:43

Мне тоже интересно будет работать нормально хорошо тоже сделаю.
Аватара пользователя
Юрий Шаров
Имя: Юрий
Авто: Nissan Patrol 2006 г. пока ZD30TDI буду менять.
Откуда: сибирь

Горный тормоз

Mander » 25 янв 2019, 08:17

В общем, поделюсь наблюдениями. Видео я не записал :confused: в машине был один, не очень удобно было держать телефон и рулить. Дорога была пипец веселая :mrgreen:
Итак.
ГТ очень удобен, однозначно, тем более для патруля. При спусках, когда нет необходимости включать пониженную передачу. Но, есть одно очень неприятное "НО". Двигатель начинает греться :shuffle:
Недавно ездил в горы, есть одно место у нас, поднимаешься на высоту 3260 м.н.м. Дорога асфальтированная. Уклон весьма приличный. Местами до 25-30 градусов. Так вот, пойдя на спуск, отпустил педаль газа и включил ГТ. Автомобиль значительно замедлился, тормозом я воспользовался всего 1 раз, перед скользким участком. В момент включения ГТ, температура ОЖ в блоке была 75 градусов. Проехав при включенном ГТ ровно 4 км, при среднем уклоне в 20 градусов, температура ОЖ поднялась до 83 и включились вентиляторы. Проехав еще 2 км, температура поднялась до 89 градусов, при работающих винтах. После, спуск закончился и я выключил ГТ. Температура упала очень быстро, до 80.
Исходя из этого, могу сделать предположение, что - на затяжных спусках при штатной системе охлаждения, можно двигатель вскипятить. Это лишь, предположение.

ЗЫ. Ну и воняло в машине выхлопными газами :mrgreen: это наверняка, где-то есть утечка в выхлопном тракте. Будем посмотреть при случае :achki: В остальном, каких либо пагубных воздействий, я не заметил.

ЗЫ.ЗЫ. Температура за бортом была -17. Скоро у нас потепление до +15. Будет возможность, проверю еще раз. Возьму кого нибудь с собой, запишем видео.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

Юрий Шаров » 25 янв 2019, 10:23

О чём я и говорил ГТ сильно греет двигатель по этому одновременно надо перекрывать солярку. И ещё ГТ работает эффективно на оборотах выше среднего.
Аватара пользователя
Юрий Шаров
Имя: Юрий
Авто: Nissan Patrol 2006 г. пока ZD30TDI буду менять.
Откуда: сибирь

moder » 25 янв 2019, 10:49

Ну так это очевидно, что греется. По другому и быть не должно.
И греется не так страшно и не так уж быстро, как я ожидал.
Возможность применения в жару, конечно, ограничена для затяжных спусков.

Юрий Шаров:одновременно надо перекрывать солярку
Перейти к сообщению

Совсем что ли перекрывать?
А если не совсем, то как собираетесь это делать на электронном тнвд?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Юрий Шаров » 25 янв 2019, 12:56

Я о этом и пытался объяснить раньше при ГТ топливо перекрывается совсем, чтоб не было горения в цилиндрах, а обороты двигатель развивает от колёс через кпп и начинает держать машину из за давления создаваемого в цилиндрах.Я научных книг не читал это из моего личного опыта и наблюдений. По этому я сравниваю с грузовиками да и принцип работы ГТ одинаковый.
Последний раз редактировалось Юрий Шаров 25 янв 2019, 13:00, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Юрий Шаров
Имя: Юрий
Авто: Nissan Patrol 2006 г. пока ZD30TDI буду менять.
Откуда: сибирь

moder » 25 янв 2019, 13:00

Юрий Шаров:чтоб не было горения в цилиндрах, а обороты двигатель развивает от колёс через кпп
Перейти к сообщению

Я, конечно, не спец по грузовикам, но глушить двигатель на спуске опасно.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Юрий Шаров » 25 янв 2019, 13:02

При включенной передаче двигатель не заглохнет.
Аватара пользователя
Юрий Шаров
Имя: Юрий
Авто: Nissan Patrol 2006 г. пока ZD30TDI буду менять.
Откуда: сибирь

Mander » 25 янв 2019, 13:06

Я не хочу показаться идиотом, но если в цилиндры не будет поступать топливо, мотор заглохнет - наверно :shuffle: :achki: или я чего-то не знаю, об устройстве ДВС?
И к стати, про обороты, по моим наблюдениям, они не поднимались выше 1500. Где было круто, они росли, где не очень, падали до 1000-1200. Проще говоря, плавали в диапазоне 1000-1500 в зависимости от крутизны склона.
Опять же, могу предположить, что на не крутых и не столь продолжительных спусках последствий вообще никаких не будет. Так как 6 км, это довольно затяжной спуск.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

moder » 25 янв 2019, 13:08

Mander:не будет поступать топливо, мотор заглохнет - наверно
Перейти к сообщению

Коленвал будет вращаться от колес и накачивать воздух в перекрытый заслонкой выхлоп, что приведет к торможению.
Компрессорный режим типа.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 25 янв 2019, 13:08

Юрий Шаров:При включенной передаче двигатель не заглохнет.
Перейти к сообщению

В моем случае КПП автомат. И мне кажется, что мотор просто обязан заглохнуть без топлива в цилиндрах. Что приведет к нименуемому пиздецу. Особенно на спуске в гололед...

Добавлено спустя 1 минута 54 секунды:
moder:Коленвал будет вращаться от колес и накачивать воздух в полностью перекрытый заслонкой выхлоп, что приведет к торможению.
Компрессорный режим типа.
Перейти к сообщению

Теперь понятно. То есть что автомат, что механика разницы в данном случае нет?
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

moder » 25 янв 2019, 13:17

Без разницы в том смысле, что для нас это не очень применимо.
Это чисто грузовая тема. Там горшки огромные, выхлоп может перекрываться полностью и это эффективно тормозит.

Ты вроде упоминал, свой предыдущий авто, на котором был штатный ГТ.
Как там это всё было устроено? И как работало?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 25 янв 2019, 13:25

Это не предыдущий :mrgreen: У меня есть вторая, типа подменная машина.
4runer. Там штатный ГТ. Как он устроен на нем, признаться честно даже не смотрел. Вот теперь есть повод. При возможности посмотрю. Отпишусь.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

Юрий Шаров » 25 янв 2019, 13:25

[quote="moder"]Без разницы в том смысле, что для нас это не очень применимо.
Это чисто грузовая тема. Там горшки огромные, выхлоп может перекрываться полностью и это эффективно тормозит.

Да именно так. А на счёт автомата не знаю получиться или нет (у меня тоже автомат)?
Аватара пользователя
Юрий Шаров
Имя: Юрий
Авто: Nissan Patrol 2006 г. пока ZD30TDI буду менять.
Откуда: сибирь

moder » 26 янв 2019, 01:14

Юрий Шаров:Да именно так. А на счёт автомата не знаю получиться или нет (у меня тоже автомат)?
Перейти к сообщению

Ну вот зачем вам это? ))) :facepalm:
Это даже не горный тормоз по сути, а подушка безопасности, древняя технология.
Вот же человек доходчиво написал, для чего нужен компрессорный режим и что происходит в этом случае:
viewtopic.php?p=7195#p7195
Во первых это не сработает на малолитражном двигателе, а во вторых накроете движок, а про акпп я вообще молчу.

Лучше сделать так, как и предлагается в данной теме:
Термин "горный тормоз" применительно к автомобилестроению заключает в себе целую серию разнообразных устройств, способствующих торможению автомобиля на длительных спусках с помощью двигателя.
Работает только при включенной передаче и при режиме работы двигателя "холостой ход", то есть при отпущенной педали акселератора.
Может быть электромагнитным или механическим или атмосферным. В последнем случае специальная заслонка в системе выпуска отработавших газов препятствует их свободному отводу, что в свою очередь уменьшает обороты двигателя.
Широко применяется на большегрузных автомобилях и автобусах.


Добавлено спустя 6 минут 34 секунды:
Кстати, во народ как прикалывается :mrgreen:
https://youtu.be/SX1SMSnasS0
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 26 янв 2019, 02:30

интересно, а чё вы заморочились то с этим тормозом? :lip:
ведь вроде, что-то похожее уже и реализовано немного в бобке да и в других авто с АКПП, на рычаге у нашего есть кнопка вроде "O/D"- раз, потом переводим рычаг на "2", потом на "1" если очень нужно + обычный тормоз :russian_ru:
Нет аватара
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007, продан в 2021
Владею с: 2011

moder » 26 янв 2019, 11:35

burewey:чё вы заморочились то
Перейти к сообщению

Идея давно витала в воздухе.
Но вот Анатолий попробовал и говорит, что классно работает. :)
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 04 фев 2019, 15:23

burewey:интересно, а чё вы заморочились то с этим тормозом? :lip:
ведь вроде, что-то похожее уже и реализовано немного в бобке да и в других авто с АКПП, на рычаге у нашего есть кнопка вроде "O/D"- раз, потом переводим рычаг на "2", потом на "1" если очень нужно + обычный тормоз :russian_ru:

Не хочу показаться занудой или того хуже, говнюком :mrgreen: Но, мне кажется, горный тормоз это несколько иное. То есть, при данных манипуляциях связанных с коробкой, она тоже греется. Иногда, очень сильно. Что в свою очередь греет О.Ж. Как я успел понять, в коробке бобика стоит термостат и через радиатор коробки жижа циркулирует не всегда. А при включении ГТ, нагрузка на коробку вроде как минимальна. Хотя, я могу очень сильно заблуждаться :achki:

Честно сказать, это больше любопытство, чем необходимость.

moder, Саня. Я поковырял 4runer посмотрел как там устроен ГТ. Съездил даже в горы, специально понаблюдать, как и что. В общем, на выхлопном тракте, стоит похожая заслонка. При включении ГТ, в случае с 4runer нажатия на педаль газа, ничего не дают. Хоть в пол, хоть как, мотор не реагирует вообще. При использовании больше 2-х минут, включается вентилятор кондея. Так как, там тоже муфта. Видимо для предотвращения перегрева. Скатился по той-же горке, что и на бобике. В целом, температурный режим был почти такой же.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

moder » 04 фев 2019, 18:41

Вот и отлично! Значит тема рабочая.

Добавлено спустя 1 час 15 минут 28 секунд:
Кстати, можно к схемке выше ещё и включение вентилятора кондея замутить при включении ГТ.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 05 фев 2019, 07:12

moder:Кстати, можно к схемке выше ещё и включение вентилятора кондея замутить при включении ГТ.
Перейти к сообщению

Да, я тоже об этом уже подумал. При случае сделаем. И будет вообще кашеRно :agree:
На подходе большое ТО, форсунки, свечи, возможно маслаки, регулировка клапанов, замена жижи в коробке и еще целая куча мелочей. Вот как раз сделаем включение винтов, вместе с ГТ. Только думаю сделать, чтобы включались винты (или какой-то один из двух) охлаждения двигателя, так как от вентилятора кондея в случае с бобиком, толку будет мало.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

kazanova84 » 05 мар 2019, 15:11

Mander:Но, есть одно очень неприятное "НО". Двигатель начинает греться

Mander:И к стати, про обороты, по моим наблюдениям, они не поднимались выше 1500. Где было круто, они росли, где не очень, падали до 1000-1200.

А попробуй на том же спуске не использовать ГТ, а просто включить передачу пониже, а обороты чтобы были 3000-3500. Что-то мне подсказывает, что эффект будет тот же, но без перегрева мотора.

burewey:на рычаге у нашего есть кнопка вроде "O/D"- раз, потом переводим рычаг на "2", потом на "1" если очень нужно + обычный тормоз

Mander:То есть, при данных манипуляциях связанных с коробкой, она тоже греется. Иногда, очень сильно. Что в свою очередь греет О.Ж.

Есть опыт? Мой опыт говорит об обратном: при длительном спуске с торможением двигателем он (двигатель) сильно остывает, т.к. горения почти нет, камера сгорания продувается хорошо, турбина не дует поэтому впускной воздух разряжен, а значит холодный. Не знаю, как греется при этом коробка (нет индикаторов, кроме контрольной лампы), но до критической температуры не доходило, да и по идее она охлаждается "похолодевшим" мотором
Mander:Как я успел понять, в коробке бобика стоит термостат и через радиатор коробки жижа циркулирует не всегда. А при включении ГТ, нагрузка на коробку вроде как минимальна

На счет термостата в коробке не скажу (мне кажется, его нет), но вот нагрузка на коробку со включенным ГТ наоборот выше. Коробка может нагреваться из-за того, что "буксует", и тормоз двигателя этому сильнее способствует.
Нет аватара
kazanova84
Имя: Виталий
Авто: Patrol Y61 2005 QD32ETi АКПП
Откуда: Тверь

Mander » 06 мар 2019, 08:54

kazanova84я установил дополнительный датчик, температуры масла в коробке. И реально вижу, какая температура в том или ином режиме работы. Почти всю зиму ездил на космостанцию, а это с 850 м.н.м набор до 3300 м.н.м затем спуск обратно. Зимой дорога прикольная, её не чистят особо. Так вот, при включенном ГТ коробка не греется. А при спуске на передаче, коробка начинает греться.
Признаться честно вдаваться в подробности, что там от чего зависит и кто кого продувает, лень :mrgreen: Меня устраивает как это все работает и это как мне кажется главное :shuffle:
Сейчас бобик стоит на масштабном ТО, фосрунки, клапана, маслаки и т.д. И по состоянию внутренностей могу сказать, что все практически в идеальном состоянии. Позже накалякаю отчет небольшой.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

moder » 07 сен 2019, 22:23

Mander
Mander:пойдя на спуск, отпустил педаль газа и включил ГТ. Автомобиль значительно замедлился
Перейти к сообщению

А насколько актуально при активации ГТ зажигать стопы?
Читал, что на некоторых автобусах с ГТ стопы зажигаются при активации ГТ.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Alexandr79 » 08 сен 2019, 14:06

Пару слов по поводу горного тормоза (типа заслонки в выхлопе, есть и другие конструкции, намного более эффективные). Во-первых, по феншую включается он только при полностью отключённой топливоподаче. Во-вторых, на всех без исключения дизельных двигателях топливоподача полностью отключается при выполнении одновременно двух условий: а) педаль акселератора полностью отпущена и б) обороты двигателя выше определённой величины (эта определённая величина определяется заводом при настройке ТНВД на механических дизелях и прошивке ЭБУ на электронных, на больших моторах это обычно 900-1000 об/мин, на маленьких может варьироваться от 1000 до 1500 об/мин). Многие диванные эксперты не понимают, как такое может быть (на заведённом моторе в некоторых режимах топливоподача полностью прекращается), однако это именно так и иначе быть не может, если мы хотим, чтобы мотор адекватно работал и не уходил в разнос. На патруле эта граница, по памяти, около 1200-1300 об/мин, то есть при отпущенной педали при достаточно высоких оборотах машина и так тормозит за счёт компрессии в моторе (на МКПП это намного эффективнее, чем на АКПП, т.к. гидротрансформатор в обратную сторону передаёт крутящий момент намного хуже, чем "туда"), а горный тормоз ещё более усиливает эффект торможения двигателем. Перегреться двигатель в таком режиме в принципе не может (т.к. топливоподачи нет вообще), правда и очень сильно остыть тоже (где вы видели холодный работающий поршневой компрессор). Как правило, на электронных дизелях горный тормоз (где он штатный) управляется ЭБУ, включается он только при отпущенной педали газа, высоких оборотах (точнее нулевой топливоподаче), плюс могут быть ещё какие-нибудь условия. Если включать его "руками", то как минимум эти два условия должны быть выполнены (если обороты недостаточно высокие, и топливоподача полностью не отключена, то будет только эффект "ускоренного прогрева" мотора, для чего эта заслонка и придумана была на зэдэхе изначально).
Нет аватара
Alexandr79

VESYOLIY » 08 сен 2019, 18:47

Смешали в кучу ускоренный прогрев и горный тормоз. При прогреве прикрывают заслонки,не выключая подачу топлива. При включении горного подача топлива отключена. Чему там греться? В грузовых,уж простите,на затяжных склонах может подняться температура при использовании ретардера(вспомогательный тормоз). При его же включении могут загораться стоп сигналы. Сам по себе горный тормоз в грузовиках практически не замедляет даже пустую машину.
Отличие так называемого гт от торможения двигателем,прикрытие заслонок на выхлопе,что немножко добавляет сопротивление.
Аватара пользователя
VESYOLIY
Имя: Санёк
Авто: PATROL Y61 ZD3.0 CRD MT '07
Владею с: 2017
Откуда: Минск

Mander » 10 сен 2019, 06:41

moder:Mander
Mander:пойдя на спуск, отпустил педаль газа и включил ГТ. Автомобиль значительно замедлился
Перейти к сообщению

А насколько актуально при активации ГТ зажигать стопы?
Читал, что на некоторых автобусах с ГТ стопы зажигаются при активации ГТ.


Мне кажется, это лишнее. Я заморачиваться не стал. Тут вопрос в том, что ГТ используется только на довольно крутых спусках, и он автомобиль замедляет весьма хорошо. Почти ползет. Да и движения обычно на таких склонах нет :mrgreen:

Но в целом, сделать это технически не проблема вовсе.
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0