Есть два вида чип-тюнеров ZD30 - белые и черные. Белые работают в профессиональных тюнинг-ателье, используют дорогое специальное программное обеспечение, оборудование и дино-стенды, на которых в присутствии заказчика снимаются мощностные характеристики чипованного авто, разбираются в моторах и режимах их работы, умеют править топливные карты и параметры.
Черные "тюнеры" отличаются от белых тем, что тупо "шьют" уже готовые, созданные кем-то ранее прошивки для конкретной модели автомобиля, иной раз даже не зная толком, что в этих прошивках реализовано. Именно в роли таких черных "тюнеров-прошивальшиков" читателям в этом топике и будет предложено себя попробовать.
Процесс чип-тюнинга ZD30 сопряжен с не тривиальными для обычного человека операциями. Нужно уметь обращаться с паяльной станцией, микросхемами памяти и программатором, поэтому если у вас не наблюдается соответствующего оборудования и навыков, то придется поискать в своем окружении нормального специалиста электронщика. Вовсе необязательно, чтобы он занимался чип-тюнингом, эти операции настолько просты(для специалиста), что с ними справится даже электронщик-студент за пару пива, просто покажите ему эту статью.
Автор сего опуса не занимается коммерческим чип-тюнингом, не оказывает услуг по чип-тюнингу, не консультирует, снимает с себя любую ответственность, информация предоставляется как есть (As is !) .
Итак, приступимс...
Быстрые переходы
- Снятие блока ECM
- Выпайка микросхем
- Резервная копия и прошивка новых микросхем
- Как запаять панельки
- Полезные ссылки
Для прошивки ЭБУ ZD30 понадобится:
- Собственно прошивка.
- Пара микросхем памяти (ПЗУ) на 1Мб (128К х 8) в корпусе PLCC32. Штатно установлены M27C1001-10C3 (OTP EPROM), но можно подобрать подходящий аналог.
Вообще выбор типа памяти зависит от задачи. Если есть желание на одних и тех же микросхемах пробовать и перезаписывать разные прошивки, то можно взять и РПЗУ(не со всякими РПЗУ будет работать!), но для итоговой установки лучше взять OTP EPROM, чтобы в будущем не было никаких неприятных сюрпризов. Также очень важно, чтобы микросхемы имели промышленный температурный диапазон(не хуже -40 - +85С), а то зимой или в жару ЭБУ может начать глючить. Обе микросхемы обязательно должны быть одинаковыми(одного производителя и наименования). При выборе микросхем также нужно убедится в том, что их поддерживает ваш программатор. - Панельки PLCC32 для микросхем. На тот случай, если планируется использование разных прошивок, однако, для итоговой установки микросхемы надежней запаять без панелек.
- ПК и дешевый программатор, поддерживающий соответствующие микросхемы памяти, например такой.
- Адаптер DIP-32 - PLCC32 для возможности прошивки программатором микросхем в корпусе PLCC32.
- Экстрактор PLCC для извлечения микросхем из адаптера.
- Паяльная станция с термофеном.
- Термоклеевой пистолет.
- Качественный припой и флюс-гель.
- "Косичка" для удаления лишнего флюса с контактных площадок.
- Крупное увеличительное стекло для контроля качества пайки и длинный ухватистый пинцет.
Снятие блока ECM
- Отключаем обе АКБ.
- Демонтируем блок ECM (ЭБУ двигателя). Чтобы было удобнее возится под рулем нужно отодвинуть вресло максимально назад, приопустить спинку и поднять руль. В качестве инструмента удобно использовать маленькую "трещотку" и с длинным удлинителем и головкой на 10.
- Снимаем подрулевую пластиковую панель(та, что над коленями водителя).
- Разъем блока ECM по военному прикручен болтом, поэтому начала выкручиваем болт, затем вынимаем разъем. По мере выкручивания болта разъем будет выходить из зацепления. После отсоединения разъема болт должен остаться на разъеме с косой проводов.
- Отворачиваем крепежные болты и гайку опор ECM и вынимаем его вместе с опорами. Опора 1 имеет сверху зацеп, поэтому для освобождения её нужно приподнять вверх.
- После снятия блока нужно открутить от него опоры ключиком или головкой на 8. Расположение опор нужно запомнить, чтобы потом установить их правильно.
- Снимаем верхнюю крышку блока(та, что с наклейкой) и обращаем внимание на пару микросхем с наклейками в верхнем правом углу. Это и есть микросхемы памяти с параметрами работы двигателя, причем это не две принципиально разных прошивки, просто двумя 8-битными микросхемами реализована 16-битная адресация. Четные байты расположены в ПЗУ с маркировкой E (EVEN), а нечётные - в ПЗУ с маркировкой O (ODD).
Нужно запомнить, где какая стоит, для чего делаем аналогичное фото.
Нижнюю крышку блока снимать ненужно.
Выпайка микросхем
- Слегка разогреваем микросхемы термофеном паяльной станции, после чего поддеваем чем-нибудь острым и снимаем с них наклейки, чтобы не повредить их при дальнейшем нагреве, т.к. они нам ещё пригодятся. Сразу после снятия наклейки микросхемы нужно помечать карандашом, метками E и O соответственно.
- Поскольку плата залита специальным лаком, то перед выпайкой микросхем его нужно удалить.
Запасаемся большим количеством ватных палочек, Контакт-Клинером и удаляем лак по периметру микросхем. Клинер должен быть качественный, быстросохнущий и не оставляющий следов. - Ставим фена на 270С и выпаиваем микросхемы. В ходе нагрева микросхемы нужно периодически пробовать легонько приподнимать пинцетом.
Процесс выпайки и пайки микросхемы в корпусе PLCC32 выглядит примерно так:phpBB [media] - После выпайки нужно залудить контактные площадки, удалить с них лишний припой с помощью "косички" и зачистить до кристальной чистоты ватной палочкой, смоченной в клинере.
- С выводов выпаянных микросхем нужно удалить лишний припой, после чего хорошенько отмыть их корпуса от лака. Подходить с этой процедурой к микросхемам нужно по очереди, чтобы их не перепутать. Как только микросхема будет отмыта, нужно наклеить на неё оригинальную наклейку. Чтобы лучше приклеилась можно использовать тонкий двусторонний скотч.
Резервная копия и прошивка новых микросхем
- Подключаем программатор к ПК (здесь и далее все примеры будут приводится на программаторе Мастер 32 USB, как на самом простом и доступном), запускаем программный интерфейс и осуществляем первоначальные настройки: выбираем модель программатора, виртуальный COM-порт и скорость передачи данных. Если подключение удалось, то внизу окна в статусной строке появятся выбранные параметры, в противном случае в статусной строке появится надпись "Ошибка обмена данными".
- Далее нужно сделать резервную копию оригинальных заводских прошивок, чтобы при необходимости к ним можно было вернуться. Мало ли старые микросхемы будут утрачены армейским образом...
Выбираем тип микросхемы, с которым предстоит работать, для чего кликаем по кнопке с пиктограммой микросхемы. В открывшемся окне в разделе Тип выбираем EPROM, в разделе Производитель - STMicroelectronics, в разделе Наименование - M27C1001. Нажимаем кнопку ОК. В результате в параметрах программирования внизу окна появится наименование выбранной микросхемы.
Данный выбор соответстствует штатным заводским микросхемам. Если же микросхемы уже были заменены ранее, то нужно выбрать параметры соответствующие их маркировке. - Устанавливаем первую микросхему в панель адаптера, правильно сориентировав её по ключу на панельке.
- Взводим рычажок ZIF-панели программатора вверх, устанавливаем адаптер в панель программатора первым выводом к рычагу и опускаем рычаг вниз для подключения и фиксации адаптера.
- Кликаем кнопку "Чтение ПЗУ". Начнется процесс чтения, который займет некоторое время. В результате содержимое микросхемы будет прочитано в буфер.
- Теперь нужно сохранить образ ПЗУ в файл. Кликаем по кнопке "Сохранить в файл" и в открывшемся окне задаем имя файла прошивки с расширением .bin. В качестве имени нужно указать ровно то, что написано на заводской наклейке микросхемы, например Е 478248-1234.bin. Далее нажимаем кнопку "Сохранить" и сохраняем прошивку.
- Взводим рычажок ZIF-панели вверх, вынимаем адаптер из программатора и экстрактором вытаскиваем из него микросхему. Выглядит этот процесс примерно так:phpBB [media]
- Повторяем пункты 3-7 для второй микросхемы.
- Далее нужно записать новые прошивки в новые микросхемы. Выбираем в интерфейсе программатора тип, соответствующий новым микросхемам, вставляем микросхему в адаптер и фиксируем адаптер в ZIF-панели программатора (пункты 2, 3 и 4).
- Проверяем новую микросхему на чистоту, для чего кликаем по кнопке "Проверка чистоты". Появится окно с прогресс-баром операции. При успешном завершении процесса внизу окна в статусной строке появится надпись "Микросхема чистая".
- Далее нужно записать в микросхему прошивку. Кликаем по кнопке "Чтение файла" и в открывшемся окне выбираем файл прошивки. Файл прошивки будет загружен в буфер.
- Кликаем по кнопке "Программирование ПЗУ" и записываем прошивку в микросхему.
- Заключительный ответственный этап - проверка записи. Кликаем по кнопке "Сравнение ПЗУ", после чего начнется процесс сравнения прошивки загруженной в буфер и содержимого микросхемы. В случае успешного завершения в статусной строке появится сообщение "Микросхема записана верно".
- Делаем пометку(наклейку) на корпусе микросхемы в виде символа "O" или "E" по аналогии с заводскими микросхемами. Не следует переклеивать заводские наклейки на новые микросхемы, т.к. они должны однозначно определяться как модифицированные, тем, кто, возможно, в будущем будет с ними работать.
- Повторяем пункты 10-14 для второй микросхемы.
- Впаиваем микросхемы в ЭБУ двигателя. Если применяются панельки, то микросхемы после вставки в них нужно зафиксировать термоклеем. Под воздействием вибрации и тряски незафиксированные микросхемы могут потерять контакт или даже выпасть из панелек, что тут же приведет к остановке двигателя. Характерными симптомами этой скверной ситуации являются постоянно горящие индикаторы иммобилайзера и спирали накала.
Как запаять панельки
Как правило в продаже присутствуют панельки производства Китай, пластик которых плохо переносят температуру при пайке термофеном, поэтому панельку лучше всего запаивать паяльником.
- Лудим выводы панельки.
- Выламываем основание панельки, надавив чем-нибудь острым в местах соединений основания и корпуса. Это нужно сделать для того, чтобы было удобно подлезть жалом паяльника к выводам панельки.
- Наносим на плату флюс, прикладываем панельку, позиционируем её и фиксируем, припаяв в двух точках по диагонали, затем пропаиваем остальные выводы панельки. Далее повторяем процедуру для второй панельки.
После пайки нужно хорошо и качественно смыть остатки флюса контакт-клинером. - Для того, чтобы микросхемы сели плотно и зафиксировались, в основание панельки приклеиваем пару слоев пористого двустороннего скотча.
- Вставляем микросхемы и дополнительно фиксируем их с помощью термоклея.
Где взять прошивку
Существует два способа заиметь прошивку даром или очень дешево. В обоих случаях нужен товарищ-патрулевод.
В первом случае товарищ-патрулевод уже чипован, имеет тот же номер ЭБУ и прошивку, которая вас устраивает.
- Для начала нужно попросить товарища снять ЭБУ двигателя для считывания тюнинговой прошивки. Товарищ должен быть хорошим, плохой на это дело может не согласится или только за хороший магарыч. На самом деле это не проблема, т.к. и чип-тюнеры и сами владельцы предпочитают применять панельки для микросхем, чтобы была возможность быстро, легко и самостоятельно вернуть заводскую прошивку или поставить другую тюненую.
- Считываем полученные прошивки и сохраняем в файлы для последующей записи в свои микросхемы (пункты 6-11 инструкции).
- Записываем прошивки в свои микросхемы и впаиваем их в ваш ЭБУ двигателя (пункты 13-20).
- Находим одного или более товарищей-патрулеводов, имеющих авто близких годов выпуска(рестайл, дорестайл) и одним номером ЭБУ.
- Договариваемся с ними о том, что нужно получить в результате чип-тюнинга.
- Скидываемся баблом и засылаем одного из них в трастовое тюнинг-ателье.
- Копируем прошивки для других участников.
Что ещё можно сделать:
- Удалить систему EGR
- Выбить катализатор и установить датчик EGT
- Установить механический буст-контроллер
- Установка БК Multitronics TC750
- Установить маслоотделитель
Несколько мастер-классов по пайке SMD: