На самом деле, исправный ZD30 к перегреву-то не склонен. Есть правда неприятный "лаг" в системе охлаждения, когда часто двигаешься с переменной нагрузкой и периодически сбрасываешь обороты. Грубо говоря, то разгоняешься бодро, то останавливаешься. Так вот, при длительной езде в таком режиме при сбросе оборотов на остановке температура может начинать расти лавинообразно. Особенно на жаре это можно заметить тем, у кого БК установлен. Видно, как циферка начинает вверх ползти. Это недостаток циркуляции, ко всему прочему внешнего обдува нет, а обдува от вискомуфты недостаточно(особенно если она уже не айс). Мотор вобрал в себя много тепловой энергии после разгона, а отдавать её не успевает. Тоже самое, кстати, происходит и при остановке после длительного перегона, когда двигатель горячий, поэтому турботаймер на самом деле полезен не только для турбины
. Особенно этот эффект ярко выражен у моторов с чугунными блоками, т.к. этот металл обладает большой теплоемкостью(те, кто имеет опыт купания в чугунной и металлической ванне разницу знают
, аналогично и с чугунными батареями). Ещё пример: чугунная сковородка. Жаришь на ней блины. Пока она подогревается вроде всё ок, приноравливаешься их вовремя снимать и всё такое, чтобы не пригорели, но стоит выключить подогрев, как чугуний начинает активно не вбирать, а отдавать тепло, и уже на выключенной сковороде последние блины начинают подгорать
А ZD30 - это мотор, в котором на металле сэкономили, поэтому накопленную тепловую энергию ему нужно срочно куда-то отдавать, а эффективности теплоносителя может оказаться недостаточно. такие дела...
Те, кто "тюнингуют" систему охлаждения просто хотят получить запас надежности. Для экспедиционника это важно. А друг горы, подъемы и т.д. Я вот поменял термостат на 76С и психологически чувствую себя немного лучше после того как поставил БК, на экране которого вижу актуальную температуру