Хотел бы обсудить два интересных момента в системе охлаждения ZD30.
Как всем известно, в прокладке ГБЦ, с левой стороны отверстия под каналы системы охлаждения имеют "урезанное" сечение, а потому плохо пропускают ОЖ, ухудшают охлаждение ГБЦ и т.д. И поэтому принято ставить аналогичную прокладку от ZD30CRD, где отверстия не имеют сужения.
viewtopic.php?f=59&t=508#head_gasket_crdТак вот нахрена они(эти сужения) там сделаны?
В процессе размышления над
вот этим вопросом я пришел к выводу, что, как ни странно, сделаны они там для того, чтобы улучшить охлаждение и цилиндров и ГБЦ одновременно.
Смысл их в следующем:
Поток ОЖ нагнетается помпой в рубашку охлаждения блока через магистраль с левой стороны блока, после чего ОЖ поднимается вверх по каналам в рубашку охлаждения ГБЦ, охлаждает ГБЦ и выходит также слева по обратной магистрали ГБЦ к радиатору системы охлаждения.
Попадая в магистраль блока,
основной поток ОЖ должен "омыть" цилиндры и уйти вверх к ГБЦ с противоположной
правой стороны(по ходу).
Магистраль(обратная) рубашки охлаждения ГБЦ расположена также слева, поэтому
основной поток ОЖ должен попадать в рубашку ГБЦ именно справа, проходить её, охлаждая ГБЦ, и вливаться в обратную магистраль слева, идущую на радиатор системы охлаждения.
Так вот, сужения в отверстиях прокладки ГБЦ слева (со стороны магистралей блока и ГБЦ), по идее, должны способствовать всему этому. Они ограничивают сообщение ОЖ со стороны подающей и обратной магистралей, направляя основную часть теплоносителя через те поверхности, где требуется отобрать тепло.
Почему эти сужения убрали в ZD30CRD - это уже другой вопрос, как и сам этот двигатель несколько другой.
Попутно хочу обсудить ещё один вопрос.
Как известно, отвод системы охлаждения на салонный отопитель на ZD30 сделан в районе первого цилиндра, в то время как обычно он делается в районе 4-го цилиндра, что более эффективно.
Почему так сделано?
Отвод сделан не просто в районе первого цилиндра, а на выходе обратной магистрали ГБЦ, в том месте, откуда горячая ОЖ отправляется в радиатор.
ГБЦ в этом двигателе - весьма теплонагруженный узел.
Если отобрать поток ож на салонный отопитель в районе 4-го цилиндра, то это ухудшит охлаждение ГБЦ в районе первых цилиндров, туда просто станет поступать меньше теплоносителя.
Поэтому ОЖ на салонный отопитель забрали после того, как теплоноситель пройдет полный цикл, т.е. на выходе из ГБЦ.
Это на самом деле правильно. Горячая ОЖ, пройдя полный цикл и отобрав тепло по всей внутренней поверхности блока и ГБЦ для эффективной отдачи тепла устремляется сразу на два радиатора - радиатор системы охлаждения и радиатор отопителя.