Лягуха, прокачка и доработка топливной системы

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Лягуха, прокачка и доработка топливной системы

moder » 06 май 2015, 13:59

"...Вообщем все ездит и работает... Но до сих пор не пойму как топливный фильтр может вытворять с машиной ТАКОЕ... Жесть."


Ручной подкачивающий насос топливного фильтра(народ. "Лягуха") является эпичной болячкой 61-х патрулей, доставляющей много гребли начинающему патрулеводу.
Картинки кликабельны

Быстрые переходы:
Проблема
Проблема заключается в том, что этот незамысловатый на первый взгляд девайс может со временем начать по полной программе сексировать моск неискушенного патрулевода, подсасывая воздух из всех щелей, в следствии чего при длительной стоянке топливо постепенно стекает в бак и в топливной магистрали образуется воздушная пробка. Всё это пагубно сказывается на заводке Патруля, психологическом состоянии патрулевода, а в случае мотора ZD30 и на ресурсе ТНВД, электронные мозги которого охлаждаются, а механика смазывается непосредственно топливом. Подробнее здесь.

На дизельных Патрулях отсутствует подкачивающий насос в топливной магистрали и используется механический подкачивающий насос ТНВД, поэтому во всей топливной магистрали присутствует разряжение и любая неплотность приведет к неминуемуму подсосу воздуха в топливо. Эффект усиливается при забитом топливном фильтре или при подмерзании некачественного топлива. Утечки топлива при этом не будет, поэтому визуально определить место подсоса невозможно.

Симптомы
После ночной стоянки авто заводится с пол тычка и поработав 30 секунд на остатках топлива в фильтре глохнет "навсегда". Воздух дошел до ТНВД и никакие ужимки и прыжки в виде бегатни вокруг авто, бесполезных попыток прокачивания вялыми качками проваливающейся "лягухи" и маслания стартером в панике с последующей зарядкой или сменой АКБ не помогут завести мотор. Завести его можно будет только после прокачки топливной системы с целью выгона из неё всего воздуха. Такие дела... Если же мотор завелся, то в движении никаких проблем с работой мотора не будет, как и при кратковременных остановках, т.к. воздух просто не успеет подсосать.

Причины
Возможностей подсасывания воздуха как "лягухой" в отдельности, так и сборкой фильтра в целом может быть несколько:
  • через не затянутые хомуты шлангов или повреждения последних
  • из-за повреждения мембраны подкачивающего насоса(деталь 16444)
  • через завальцовку крышки подкачивающего насоса(деталь 16444)
  • из-за изношенных, поврежденных или утраченных уплотнительных колец насоса, фильтра, дренажного узла или трещины в последнем(детали 16407, 16403M, 16412E, 16412 соответственно)
  • из-за плохой затяжки фильтра, дренажного узла или его клапана(детали 16403M, 16412)

Возможная причина преждевременного износа и повреждения мембраны - некачественное зимнее ДТ, которое подмерзает и загустевает, что приводит к частому длительному глубокому втягиванию мембраны подкачивающего насоса из-за увеличивающегося разрежения.


pumping
Как действовать в экстремальной ситуации
Если пришлось столкнуться с проблемой вдалеке от цивилизации, то главное не паниковать.
Далее по порядку:
  1. Убедиться в фактическом наличии топлива в баке, если его на кануне осталось мало или есть сомнения в исправности прибора уровня топлива. Длительное маслание стартером при отсутствии топлива может пагубно сказаться на электронике ТНВД, т.к. последняя может перегреться из-за недостаточного охлаждения топливом. По возможности переместить авто на ровную площадку без уклона.
  2. Прокачать "лягуху" с целью определения проблемы. Если качки даются легко или "лягуха" проваливается, то скорее всего дело в попавшем в топливную систему воздухе.
  3. Проверить состояние топливной магистрали и топливных шлангов, наличие утечек топлива. Подтянуть хомуты на штуцерах топливного фильтра и ТНВД, подтянуть фильтр от руки и дренажный узел на нем.
  4. Открыть крышку топливного бака и прокачать систему. Один человек интенсивно качает "лягуху", а второй в это время маслает стартером пока двигатель не заведется. Качать "лягуху" при этом нужно остервенело, неистово! В этом очень помогает прокачанная левая рука, а если она не прокачана, то после нескольких таких процедур обязательно станет таковой. Со стороны всё это будет напоминать мероприятие по интенсивной терапии или искусственной вентиляции легких с массажем сердца, коим эти действия по отношению к Патрулю в данной ситуации фактически и являются.
    Завелся - откачали, можно выдохнуть.
  5. Если подсос образовался до топливного фильтра или в следствии загустевания топлива, то для облегчения прокачки можно подать подпор в топливный бак через горловину компрессором для накачки колес. Попадание большого количества воздуха в топливную магистраль от бака до фильтра прокачать одной лишь "лягухой" может оказаться весьма не простым делом. В этом случае нужно отсоединить шланг подачи, идущий на ТНВД и добиться накачки фильтрующего элемента топливом. После того, как из шланга подачи "потечет", соединить его обратно и пережать чем-либо шланг обратки от фильтра в бак, после чего повторить реанимационные мероприятия, описанные выше.
  6. Если воздуха в топливную попало много, то возможно потребуется полная прокачка с ослаблением штуцеров форсунок, для чего придется снять интеркулер и блок дроссельных заслонок. Подробнее можно почитать здесь.
Если ты один
Как провести мероприятие по прокачке системы если ты один и вперед 500 и назад 500?
  1. Для начала нужно убедиться, что топливная магистраль прокачана и фильтр наполнен. Для этого нужно отсоединить от фильтра шланг, идущий на ТНВД, и качать лягухой до тех пор, пока из его штуцера на лягухе не польётся топливо. Если лягуха с клапаном рециркуляции обратки(имеет четыре штуцера), то также нужно отсоединить и шланг обратки, идущий от ТНВД к лягухе и во время прокачки заткнуть его штуцер на лягухе пальцем.
  2. Вернуть на место шланг подачи на ТНВД и продолжить качать лягуху пока из отсоединенного шланга обратки не пойдет саляра с воздухом. Штуцер обратки на лягухе при этом должен быть заткнут. Как только весь воздух выйдет, одеть шланг обратки на место. Если ТНВД не электронный, то не помешает включить зажигание, чтобы топливо поступало к плунжеру.
  3. При прокачке может передавливать термоклапан внутри лягухи и топливо через него будет уходить обратно в бак. Для предотвращения этого эффекта нужно пережать пассатижами или чем-то ещё шланг обратки от лягухи в бак и попытаться прокачать ТНВД ещё и таким образом.
  4. Сделать ещё десяток качков лягухой и попробовать запустить двигатель. Долго маслать не нужно(макс. 10 сек.), чтобы не разрядить АКБ. Если с первого раза двигатель не запустился, то повторить этот пункт ещё раз.
  5. Если двигатель не заводится, то это может говорить о сильном завоздушивании ТНВД. В этом случае нужно ослабить гайки трубок высокого давления на форсунках. Под ними желательно проложить какую-нибудь тряпку.
  6. Снова маслаем стартером, после чего убеждаемся в том, чтобы из под каждого соединения поплевало топливом (будет видно по тряпке) и затягиваем соединения.
  7. Пытаемся запустить, маслаем не более 10 сек. Как только двигатель завелся, ему нужно дать поработать, а через некоторое время погазовать, чтобы выгнать остатки воздуха.
Чтобы не возится со шлангами можно воспользоваться функцией автозапуска охранной сигнализации, если таковая имеется. Меня однажды выручила сигналка с функцией автозапуска и, как ни странно, наличие пользовательской инструкции к ней. Я запрограммировал её на максимально длительное маслание стартера и несколько попыток заводки подряд с приращением времени маслания. Качая "лягуху", я нажимал на кнопку брелка сигналки и маслал стартер.

Если автозапуска нет, то ещё одним вариантом будет включение зажигания и подача "+" на втягивающее реле стартера на прямую, что равносильно соединению контакта 5 разъема E114 замка зажигания с "+" АКБ. Для этого нужно взять длинный провод, соединить с контактом 5(не разъединяя разъема), после чего подвести провод ближе к АКБ и включить зажигание. Далее одной рукой держим провод и соединяем его с плюсовой клеммой для старта, а другой качаем лягуху. Жесть...


Постреанимационные мероприятия
После того как двигатель завелся нужно минимизировать подсос воздуха во избежание повтора ситуации на протяжении остального маршрута. Для этого нужно замазать все возможные места подсоса на "лягухе" и фильтре герметиком, а если такового нет, то можно надеть на "лягуху" пару резиновых изделий №2 и зафиксировать их обмотав веревкой на шейке корпуса "лягухи". Дальнейшее лечение можно будет продолжить уже в цивилизации.


solutions
Лечение заболевания
Вылечить лягушачий синдром можно разными способами:
  1. попытаться привести в порядок штатную "лягуху"
  2. заменить на новую
  3. поставить подкачивающий насос в топливную магистраль
  4. заменить на совсем другой топливный фильтр или систему подкачки-очистки топлива
Разберем эти способы подробнее:

repair
1. Продлеваем "лягухе" жизнь
Перед тем как приводить в порядок штатную "лягуху" или заменить её на что-то другое имеет смысл локализовать место подсоса воздуха, т.к. проблема может оказаться вовсе не в ней.

Локализация места подсоса воздуха
Для того чтобы найти место подсоса придется заменить шланг подачи топлива в фильтр и шланг с фильтра в ТНВД на прозрачные ПВХ или силиконовые шланги, что бы можно было увидеть воздушные пузыри воочию. Шланги обратки также лучше заменить, особенно если подкачивающий насос с клапаном рециркуляции(см. ниже). Для линии подачи топлива ZD30 нужен шланг внутренним диаметром 10мм(для RD28T 8мм), а для обратки 6мм.
Такие шланги нельзя просто затянуть хомутом, т.к. они могут "гулять" при перепадах температуры, а типовой ленточный хомут может запросто их повредить. Чтобы этого не случилось нужно подобрать обрезки резиновых шлангов длиной примерно 2см, которые бы немного внатяг одевались поверх прозрачных шлангов. Сначала на штуцер одевается прозрачный шланг, а потом поверх него напяливается обрезок резинового и затягивается хомутом. Лучше всего для этой цели подойдут толстые армированные гидравлические или топливные шланги. Режутся такие шланги плохо даже острым ножом, поэтому чтобы рез получился легким и ровным нужно смазать лезвие ножа моторным маслом. Так как в результате общий диаметр увеличится, то скорее всего придется подобрать подходящие хомуты.

Применяя ПВХ шланги нужно прокладывать их подальше от нагревающихся узлов и деталей, т.к. от высокой температуры они плавятся. Также попутно нужно заменить и все штатные проволочные хомуты на ленточные, т.к. штатные полное Г, со временем передавливают шланг, ослабевают и совершенно не годятся для топливной системы.


Хомуты лучше применить вот такие:


После замены шлангов придется прокачать топливную систему, а после запуска двигателя, посветив фонариком на шланги можно будет наблюдать наличие воздуха в топливопроводе. На холостых оборотах пузырей может и не быть, т.к. разрежение не велико, поэтому нужно наблюдать их на разных оборотах, как минимум включить кнопку режима прогрева если он есть. Если пузыри воздуха присутствуют до фильтра, то списывать "лягуху" ещё рано и нужно сперва разбираться с топливной магистралью от бака до фильтра. Если же пузыри появляются после фильтра, то воздух подсасывает узел топливного фильтра, но опять таки списывать "лягуху" рано, т.к. причина может быть не в ней.

phpBB [media]

Прозрачные шланги позволяют наблюдать даже отдельные мелкие пузырьки воздуха, но при исправной системе не должно быть даже их, топливо должно идти сплошным потоком

Силиконовые шланги можно приобрести тут или тут.

Дефектовка лягухи
Локализация места подсоса воздуха происходит путем последовательного исключения возможных мест такового, от важных к менее важным и от простых к сложным. Главное не кидаться сразу разбирать фильтр, т.к. в этом случае невозможно будет отыскать причину.
Сначала нужно проверить мембрану подкачивающего насоса, т.к. её целостность будет решающим фактором при принятии решения о замене "лягухи".
Для проверки мембраны нужно открутить винт пипки, на которую давят, снять её и плотно заткнуть отверстие в корпусе под ней(хотя бы пальцем). Если после этого пузыри исчезли или их стало меньше, то мембрана имеет повреждение и дальнейшая эксплуатация или ремонт "лягухи" не имеет смысла. Если же затыкание отверстия никак не повлияло на поток пузырьков, то с мембраной всё в порядке и можно продолжить поиск проблемы.

Далее нужно замазать хорошим герметиком снизу по всей окружности завальцованный ободок корпуса "лягухи", к которому крепится мембрана, предварительно вычистив и обезжирив это место. Герметика не жалеть. После высыхания герметика повторить проверку воздушных пузырей с прокачкой "лягухи". Если пузыри исчезли, то проблема решена и возможна дальнейшая эксплуатация подкачивающего насоса, если не исчезли, то "дело было не в бобине" и "лягуха" исправна.
Для достоверной проверки после каждого мероприятия по выявлению места подсоса воздуха нужно сделать десяток качков лягухой на работающем двигателе и дать ему поработать какое-то время, т.к. если где-то в полостях фильтра или насоса скопился воздух, то он может выйти далеко не сразу, поэтому не стоит ожидать мгновенного исчезновения пузырей.

Дефектовка уплотнений
Если проблем с "лягухой" не выявлено, то нужно проверять уплотнения узла топливного фильтра в целом и первым делом подтянуть сам фильтр, дренажный узел и убедиться в том, что клапан слива воды на нем плотно завернут. Если воздух по прежнему подсасывает, то нужно снять трубочку слива воды и заткнуть штуцер. Если после этого пузыри исчезли, то проблема вероятно в уплотнительном кольце клапана слива воды. Для его дефектовки нужно вывернуть клапан и осмотреть маленькое кольцо на нем. Если кольцо не деформировано и не имеет видимых повреждений и трещин, то можно попробовать смазать его моторным маслом и плотно завернуть клапан обратно, после чего, прокачать "лягуху" для выгона скопившегося воздуха и снова проверить присутствие воздуха.
Если пузыри не исчезли нужно обмазать по кругу герметиком место соединения фильтра и дренажного узла и после высыхания повторить проверку. Если пузыри исчезли, то вероятно проблема в уплотнительном кольце 16412E(см. схему выше) дренажного узла.
Если проверка не дала результата, то остается ещё два уплотнения: уплотнительное кольцо фильтра и уплотнительное кольцо подкачивающего насоса 16407.
Уплотнительное кольцо фильтра может пропускать если при закручивании последнего между ним и корпусом насоса попало какое-либо инородное тело, а также в случае его чрезмерной затяжки.
На колечко 16407 нужно обратить особое внимание, т.к. в комплекте с новым фильтром оно не идет, а криворукий обслуживающий персонал может утрачивать его армейским образом при проведении ТО, поэтому дальнейшая дефектовка осуществляется после разборки топливного фильтра и осмотра на предмет наличия и кондиции уплотнительных колец. В ходе последнего мероприятия лучше заменить и сам фильтр.


replace
2. Меняем "лягуху" на новую
Перед тем как менять сабж на аналогичный новый нужно разобраться а какие же "лягухи" бывают на Патрулях.

Существует по меньшей мере две комплектации топливного фильтра применяемых на Патрулях с подкачивающими насосами, отличающимися диаметрами штуцеров, при этом дренажный узел каждой комплектации может быть оснащен(или нет) датчиком воды, заведенным на индикатор "CHECK ENGINE". Конкретная комплектация будет зависеть от двигателя и региона, для продажи в котором была предназначена машина.
В случае комплектации первого типа обратка направляется прямо в топливный бак, а подкачивающий насос комплектации второго типа оснащен клапаном рециркуляции, который позволяет пускать обратку либо в топливный бак, либо по малому кругу через фильтр, тем самым согревая его. Работает клапан автоматически, в зависимости от температуры топлива он направляет "обратку" либо в бак, либо прогоняет через фильтр обратно в ТНВД и тем самым поддерживает оптимальную температуру топлива. Это конечно не бандаж и разморозить фильтр такая система не сможет, но будет поддерживать нормальную работу двигателя в сильные морозы, однако, в случае неисправности этого клапана могут возникнуть проблемы. Такие топливные фильтры устанавливались на машины для продажи в холодных регионах, в том числе и в России и имеют пометку "COLD" или "FOR COLD AREAS".

"Лягухи" и сборки топливных фильтров обоих типов идут под одинаковыми номерами деталей, поэтому существует некоторая путаница с их партномерами, т.к. они зависят от конкретного VIN машины.

Также в документации выявились некоторые непонятки с уплотнительным кольцом 16407. Есть схемы на которых оно представлено, а ес