[народ. поговорка]
Интеркулер на ZD30 очень хилый и часто болеет, что впрочем не удивительно, ведь изнутри его раздувает горячим воздухом турбокомпрессор, а снаружи продувает холодный воздух через "ноздрю" капота. Со временем его иммунитет сходит на нет, он подхватывает ОРЗ и у него начинается сильнейший хронический насморк. Сопливить он начинает так, что может уделать маслом весь двигатель.
Быстрые переходы
- Разборка и дефектовка
Замена на китайский аналог
Замена на интеркулер от RD28ETi
Замена на интеркулер ПАЗ
Некоторые патрулеводы забивают на масляные потеки под кулером, а сервисмены так и совсем могут махнуть рукой, мол "Езди так, это норма", а зря... Сочащееся из кулера масло делает свое грязное дело, засерает шину свечей накаливания и разъедает проводку двигателя, что со временем может привести к глюкам, а то и вовсе к выходу из строя клапана EGR, ТНВД и даже ЭБУ.
Также есть вероятность попадания этого масла в коллекторно-щеточный узел стартера, после чего он может начать крутить хуже или даже с перебоями.
На самом деле наличие некоторого количества масла в воздушном трубопроводе и кулере - это норма для ZD30. Масло попадает туда вместе с картерными газами, т.к. штатный маслоотделитель недостаточно эффективен, а также с вала турбины, масло с которого может выделятся на малых оборотах в незначительном количестве и попадать во впуск. Весь вопрос в количестве этого масла и в пробеге, за который это количество накапливается. Его может быть 10г, а может и 100г, и вот тут уже нужно призадуматься, откуда его столько.
Если масло в прямом смысле слова вытекает из снятого кулера и патрубков, то это может говорить о неисправности турбины или двигателя.
Если кулер оброс трещинами и стал совсем дырявым, то это может привести к нарушению режима работы двигателя. При сильно дырявом кулере или негерметичности впускного тракта после ТКР расход воздуха по показаниям датчика MAF увеличивается, т.к. впускной тракт после турбины не герметичен. Воздух ТКР будет нагнетать хорошо, но далеко не весь этот воздух будет попадать в цилиндры. Последствия не заставят себя долго ждать:
- Ограничение тяги по превышению показателя расхода воздуха с датчика MAF.
- Переобогащенная смесь. ЭБУ фиксирует большой расход воздуха и соответствующим образом увеличивает топливоподачу, но реально, часть нагнетаемого ТРК воздуха просто выходит через дыру в кулере и в цилиндры не поступает.
- Снижение динамики, перегрев и, как следствие, возможный прогар поршня и повреждения ГБЦ.
- Сильно дырявый кулер может издавать свистящий звук при движении.
Проблема
Проблема с интеркулером ZD30 заключается не в том, что он плохой и негодный, а в том, что он не правильно установлен. Конструкция интеркулера ZD30 вполне надежная и типовая для такого рода узлов, но она рассчитана на жесткую установку на кузов или специальные штанги, как это делается на большинстве автомобилей, но ни как не на мотор, где бедный кулер постоянно ниподецки колбасит и разрывает вибрацией на куски на протяжении десятков ткм. Возможно инженигры рено-ниссана, как обычно, сэкономили на спичках или решили, что такая установка кулера будет выглядеть круто, но инженерный просчет и очередная болячка налицо! Япошата научились плохому у французишек . Для такой установки нужна совершенно другая конструкция интеркулера, цельносварная и усиленная. Непонятно, почему они не поставили кулер на штанги, как это было сделано гораздо раньше на моторе TD28ETi. Факт эпического просчета подтверждается ещё и тем, что в новой CommonRail версии ZD30 они таки исправились и поставили кулер на штанги. Если бы кулер был расположен где угодно, но только не на моторе, то он не обрастал бы со временем десятками микро(и не очень) трещин, а тихо обрастал бы пылью и не стал позорной и боянистой болячкой 61-го патруля.
Проблему с постоянной вибрацией кулера усугубляет повышенное давление наддува в некоторых режимах работы двигателя, которое возникает в следствие некорректного управления турбиной.
Решение
Решить проблему с сопливым кулером можно тремя способами:
- Заменить на такой же новый
- Заменить на китайский кулер
- Заменить на интеркулер ПАЗ
Цена на новый интеркулер сильно разнится и может достигать 100(ста!) килорублей. Это будет точно такой же кулер, который также засопливит спустя какое-то время, поэтому нет особого смысла тратить на него деньги, но если очень хочется то: 14461-VC106 (оно же 14461-VC10A или 14461-VS40A).
Разборка и дефектовка
- Снимаем декоративную крышку интеркулера, если таковая ещё есть, наблюдаем потертости, которые она оставила на интеркулере, закидываем её в дальний угол и больше никогда не ставим обратно.
- Откручиваем 4 болта крепления интеркулера, ослабляем хомуты его патрубков и снимаем разъем с датчика давления наддува, который расположен на самом интеркулере. Металлический фланец, прикрученный к переднему патрубку интеркулера откручивать не нужно, достаточно снять с него резиновый рукав. Резиновые патрубки очень прочно прилипают к патрубкам кулера, поэтому хомуты нужно ослабить с хорошим запасом, а кулер придется немного пошатать.
- Снимаем интеркулер и осуществляем дефектовку. Нужно сразу осмотреть его на предмет потеков масла снаружи и количество оного внутри. Резиновые патрубки воздушного трубопровода также нужно осмотреть на предмет наличия масла внутри, а также потертостей и трещин снаружи, путем не сильного сминания и сгибания. Не помешает осмотреть и жгут проводки двигателя идущий по правой стороне под кулером, т.к. масло, капающее из дырявого кулера может привести к разрушению изоляции проводов.
Датчик давления наддува
Датчик наддува снимается с кулера и отверстие под него в кулере заклеивается толстым скотчем, или любым другим материалом, который не отклеится во время мойки. При снятии датчика важно не потерять уплотнительное резиновое колечко, которое надето на его "носик". С датчиком наддува нужно обращаться аккуратно, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в его "носик" попала грязь или какая-либо жидкость, т.к. он может выйти из строя или "начать врать".
"Резинки"
Чтобы не переплачивать за оригинальные резинки можно подобрать похожие ВАЗовские.
Более-менее подходят втулки болтов крышки ГРМ(2108-1006148) либо втулки бачка ГТЦ(2108-3505092-01) от ВАЗ2108/09. Первые слишком тонкие и под них придется что-то подкладывать, а вот вторые подходят куда лучше, резина у них толстая и плотная, поэтому садятся в "уши" интеркулера немного внатяг.
С металлическими втулками дело обстоит сложнее, т.к. подобрать их не отчего. Проблема с ними заключается в том, что они сделаны из мягкой железки и плющатся при затяжке(см. фото выше). Странно, что в документации рекомендовано затягивать их с моментом 25-28 Nm (2,5 - 2,9 kg-m). При таком моменте даже оригинальная резинка начинает конкретно плющится, а в след за ней и металлическая втулка, т.к. упирается в кронштей. По моему мнению, чтобы сберечь железные втулки и менять только резинки, не нужно затягивать болты крепления кулера очень сильно.Сплющилась резинка, появилось чувство, что пора остановится - всё, хватит.
"Плитка совсем худой, примус покупать надо..." (с)
Замена интеркулера на китайский аналог (чинакулер)
Относительно недорогие варианты замены интеркулера можно поискать на AliExpress:
https://aliexpress.ru/wholesale?SearchT ... ntercooler
Данные кулеры сделаны по мотивам оригинального, но имеют более надежную сварную конструкцию.
Тем не менее, будьте готовы к тому, что чинакулеры могут иметь некоторые недоработки и даже брак, а виброгасящие резинки в комплекте будут полное говно.
Вентилятор может быть установлен сверху интеркулера.
Другое более интересное и дорогое изделие от китайских мастеров - увеличенный сварной интеркулер:
Такой интеркулер также может быть снабжен электровентилопером, который прибавляет Патрулю целых 1/2 лошадиной силы, которой так не хватает ZD30 .
Данный вариант сложнее в установке. Придется подложить под опоры кулера проставки высотой 10мм(а с кулером снизу и того больше) и, как следствие, убрать резиновый диффузор из под капота. Также придется опустить кронштейн топливного фильтра на 10-15мм. Вентилятор в данном случае устанавливается под кулером снизу. В этом случае придется добавить колено 3/8 BSP 90 для вывода шланга вентиляции картера.
Покупать нужно с комплектом патрубков, в противном случае его установка обернется дополнительным гимором по подбору силиконовых тюнинговых патрубков, т.к. родные патрубки к нему не подойдут. Может быть снабжен дополнительным отверстием для подключения Boost-контроллера, которое в случае ненадобности нужно будет заглушить (резьба дюймовая G1/8).
Пример установки китайского кулера без комплекта патрубков и вентилятора:
Для любого интеркулера можно приобрести низкопрофильный вентилятор (slim fan):
https://aliexpress.ru/wholesale?SearchT ... r+slim+fan
Будьте готовы к тому, что комплект зачастую подразумевает довольно странный способ крепления вентилятора к интеркулеру:
Не перепутайте вот с таким кулером: Этот интеркулер для ZD30 CommonRail.
Замена на интеркулер от RD28ETi
Подробнее здесь:
viewtopic.php?p=29610#p29610
Замена на интеркулер ПАЗ
Самым доступный, надежным и недорогим решением является замена на ПАЗовский интеркулер, который очень похож по форме и размерам на кулер ZD30.
250-1172010
Применяется на ПАЗ-3202,-32053,-32054,-3206, КАВЗ-39766 "Садко" - двигатели ММЗ - 245.7Е1, -245.9-340, -245.9-361 122л.с. Также ставится на двигатель ММЗ Д-245.9-402Х (переоборуд.ЗИЛ-131)
Производитель: ТАСПО
Размеры: 100х400х550
Данный интеркулер отличается высокой прочностью, более эффективным охлаждением и доступной ценой. Приобрести его можно во многих отечественных магазинах, например здесь: http://www.avtoall.ru/ohladitel_paz_320 ... po-146561/
О подробностях установки читаем здесь:
viewtopic.php?p=8988#p8988
Отчет по установке предоставил пользователь Brakonier
Вариант установки на "лыжи":
Подробности здесь:
viewtopic.php?p=13473#p13473
viewtopic.php?p=15573#p15573
Отчет по установке предоставил пользователь Виталий
viewtopic.php?p=20786#p20786
Отчет по установке предоставил пользователь Peskar
Ещё один недорогой вариант замены на кулер от Ауди: 8ML376776081(Behr-Hella), он же 96707(Nissens).
Подробнее здесь: viewtopic.php?p=11670#p11670
При замене кулера на "кастомный" или на кулер с другой марки авто могут понадобится силиконовые патрубки разной формы и диаметра, которые можно попробовать прикупить здесь.
Полезные ссылки:
Что ещё можно сделать:
- Перебрать проводку двигателя
- Заменить свечи накаливания
- Заменить перетертые вакуумные трубки
- Установить буст-котнроллер
_________________