Для измерения компрессии понадобится:
- дизельный компрессометр с отсечным клапаном и шлангом
- переходник(адаптер) для компрессометра
- маленький Т-образный вороток
- головка на 7 для отпускания хомутов впускного трубопровода
- головка на 8 для снятия шины свечей
- длинная головка на 12 для выкручивания свечей и прочего
- динамометрический ключ для затягивания переходника и свечей
Подробнее здесь:
viewtopic.php?p=35786#p35786
Если изготовить адаптер с отверстием 3мм затруднительно, то есть такой вариант решения:
viewtopic.php?p=33613#p33613
Готовый вариант:
Данным переходником также удобно осуществлять проверку состояния клапанов.
Для этого нужно поворотом коленвала выставить кулачки распредвалов соответствующего цилиндра так, чтобы клапана оказались в закрытом положении, подать через переходник воздух в цилиндр и следить, из под стакана какого клапана шипит.
Подготовка к измерению
- Первым делом нужно убедиться, что аккумуляторы полностью заряжены и обеспечивают стабильные и хорошие обороты стартера во время длительного маслания. В случае уставших АКБ результаты измерений не будут отражать реальную картину состояния ДВС. Скорость вращения стартера должна оставаться неизменной на протяжении всего мероприятия по измерению компрессии, т.к. если она просядет после первых масланий, то общая картина измерения и разница компрессии по цилиндрам будет не достоверная.
- Осуществляем разборку. Подробнее здесь. Выполнить пункты 2 - 13(пункты отмеченные красным). Придется ли снимать клапанную крышку зависит от конструкции переходника и возможности его ввернуть без снятия клапанной крышки.
- Измерение компрессии должно осуществляться на теплом двигателе, при вывернутых свечах и отключенной подачей топлива. Свечи должны быть выкручены все, так как ввернутая свеча увеличивает сопротивление вращению и снижает обороты при прокрутке стартером.
Для того, чтобы предотвратить подачу топлива во время измерения и не нахватать ошибок необходимо вытащить 20 амперный предохранитель, который защищает цепь питания ECM и ТНВД. В мануале номер предохранителя не уточняется, однако приводится вот такая картинка:
Так вот, в этой картинке кроется подвох. Дело в том, что на первых выпусках за цепь питания ECM и ТНВД отвечал предохранитель под №50(показан на картинке выше), а за цепь клапана EGR отвечал предохранитель №49, однако, начиная с 2002г(VINы JN1TESY61U0120001) эти предохранители поменялись местами и за цепь питания блока управления двигателя и ТНВД стал отвечать предохранитель №49. См. пояснительные схемы в приложениях ниже. - Используя динамометрический ключ вкручиваем переходник в свечной колодец первого цилиндра. Усилие затяжки такое же, как и при затяжке свечи 15 - 20 N×m (1.5 - 2.1 kg-m).
- В переходник через уплотнительное кольцо вкручиваем отсечной клапан компрессометра. Отсечной клапан должен быть расположен как можно ближе к цилиндру(в идеале в самом переходнике), в противном случае к объему камеры сгорания прибавится дополнительный паразитный объем, что повлияет на результат измерения. Т.к. в дизельных двигателях объем камеры сгорания очень мал, то даже незначительная величина паразитного объема резко изменяет величину степени сжатия. В моем случае отсечной клапан находился в нижней части соединительной трубки, т.е. фактически находился в верхней части переходника. Чтобы исключить возможное влияние шланга и минимизировать утечку через соединения, лучше ввернуть головку прибора прямо в трубку отсечного клапана.
Чтобы померить компрессию 4-го цилиндра придется применить удлинительный шланг: - Ключ на старт и маслаем в течение 10-15с.
Перед включением зажигания убедитесь, что провод шины свечей накала не касается массы и ничего не мешает прокручиванию механизмов двигателя. Убедитесь в отсутствии помех поступлению воздуха во впускной коллектор.
Измерение лучше проводить вдвоем: один маслает, другой смотрит на прибор. В ходе измерения важно узнать не только максимальное значение компрессии, но и оценить динамику её набора для каждого цилиндра. Как вариант можно взять фотоаппарат/телефон/камеру и записать показания на видео, а ещё лучше будет применить компрессограф для этих целей.phpBB [media]
После измерения стрелка прибора должна стоять неподвижно. Если она медленно ползет вниз, то это говорит о негерметичности соединений или неисправности отсечного клапана прибора.
Записываем результат и повторяем измерение для остальных цилиндров. - После измерения нужно оценить и сравнить полученные значения(bar, kg/cm2, psi):
- Норма для нового двигателя: 29.42, 30.0, 427
- Минимум: 24.52, 25.0, 356
- Разброс по цилиндрам: 2.94, 3.0, 43
- Осуществляем сборку. Подробнее здесь, начиная с 16 пункта(пункты отмеченные красным). По завершению не забываем вставить предохранитель на место.
1 - 28
2 - 29
3 - 28,5
4 - 27
В 4-м показания занижены, т.к. был применен шланг. Попытка замерить со шлангом на другом цилиндре также дала заниженный результат, поэтому можно считать, что в 4-м компрессия не менее 28.
Если компрессия неудовлетворительная
Если измерение компресии дало неудовлетворительный результат, то это ещё не говорит о проблеме с прокладкой ГБЦ или поршневой.
Первым делом проверьте компрессометр, его адаптер и все уплотнения. Диаметр канала адаптера не должен превышать 3мм, а отсечной клапан должен находится как можно ближе к адаптеру, в идеале внутри его верхней части. Применения гибкого шланга также может давать заниженный результат, поэтому, индикаторная головка прибора, по возможности, должна быть вкручена как можно ближе к отсечному клапану.
Если измерение проводилось на холодном моторе и дало неудовлетворительные результаты по всем цилиндрам, то паниковать пока рано. Возможно всё дело в том что залегли поршневые кольца. Для проверки этого варианта потребуется шприц и длинная тонкая трубочка с немного изогнутым наконечником. Эту трубочку нужно просунуть в свечной колодец и брызнуть моторного масла на стенку каждого цилиндра в 4-х местах. Лить нужно НЕ вниз на поршень в камеру сгорания, а именно на стенку цилиндра. Дело это может оказаться непростым, т.к. действовать придется что называется на ощупь.
После нужно будет покрутить стартером в течение 10-15с, чтобы масло распространилось по поверхности цилиндров и повторить измерение. Если результаты стали удовлетворительными, то скорее всего дело в кольцах. Для более качественного выявления проблемы с кольцами можно попробовать провести два измерения, на холодном и на горячем двигателе, что несколько более хлопотно.
Если низкая компрессия обнаружена не во всех цилиндрах, то причина может быть в зажатых клапанах. Нужно проверить зазоры клапанов и при необходимости отрегулировать их, подобрав регулировочные шайбы. Подробнее здесь.
Характерными признаками проблем являются:
- Очень низкая компрессия в одном цилиндре совместно с сильным сапунением из горловины клапанной крышки - прогар поршня.
- Низкая компрессия в одном цилиндре совместно с пузырением в нижнем расширительном бачке - вероятен пробой прокладки ГБЦ.
- Низкая компрессия в одном цилиндре совместно с сильным пузырением в нижнем расширительном бачке и выбросом антифриза из него - вероятность трещины ГБЦ.
- Низкая компрессия в двух соседних цилиндрах без сапунения и пузырей в расширительном - вероятен пробой прокладки ГБЦ.
Что ещё можно сделать:
- Заменить свечи накаливания
- Заменить форсунки
- Проверить зазоры и отрегулировать клапана
- Привести в порядок проводку двигателя
- Проверить состояние воздушных патрубков и вакуумных трубок
- Отремонтировать или заменить интеркулер
Что ещё почитать:
Полезные ссылки:
_