Быстрые переходы
- Новый натяжитель
- Разборка и дефектовка
- Демпфер
- Ролик
- Втулка
- Восстановление крепежа натяжителя
- Замена демпфера на натяжитель ВАЗ-1118
- Полезные ссылки
Симптомы
В один прекрасный(или не очень) день патрулевод отмечает писк, визг или ещё какие неприятные трели со стороны ремня, и конечно же сразу кидается его менять. Но не тут-то было! Писк не уходит и далее начинаются обреченные на неудачу попытки пробовать всё новые и новые ремни разных производителей и марок...
Проблема
Проблема заключается в том, что причина писка, визга, перекидывания и скидывания ремня может быть вовсе не в самом ремне, а в его, этом самом, натяжителе.
Его конструкция настолько несовершенна, что изнашивается вся целиком чуть менее чем полностью и даже новый натяжитель может отходить недолго.
Натяжитель ремня состоит из трех частей: силуминового основания и крепящихся к нему ролика и демпфера (см. фото ниже). Его постепенный выход из строя происходит примерно следующим образом:
- Всё начинается с подклинивания втулки натяжителя в подшипнике скольжения по причине недостатка и плохого качества смазки, а также отвратительных пыльников, которые не защищают подшипник от грязи и влаги. Именно эта втулка и может издавать писк, похожий на проскальзывание ремня.
- В результате подклинивания втулки начинается ускоренный износ поверхности ролика и ремня, а при попытке отжать демпфер натяжителя с заклинившей втулкой для снятия ремня как правило отламывают отлив под ключ на его корпусе.
- Постепенно начинают разбиваться втулки из дешевого пластика в ушах демпфера. Если этот процесс не заметить и вовремя не пресечь, то вслед за втулками сначала разобьет сами уши, а за тем может обломать и шток демпфера.
- Разболтанный демпфер является причиной ослабления и провисания ремня, что в свою очередь может привести к закисанию и заклиниванию обгонной муфты генератора. Подробнее здесь.
- В особо печальном случае из-за заклинившей напрочь втулки разбивает резьбу крепежного болта натяжителя в передней плите двигателя(картере шестерен) и ломает кронштейн компрессора.
О причине такого фейла говорить сложно. Возможно она в том, что "изделие" это "Made in Slovakia"(производитель INA), а возможно это целенаправленный маркетинговый ход по выкачиванию бабла у владельцев этого мотора...
Тем не менее, не всё так плохо и, приложив прямые руки, из него вполне можно сделать надежный долгоиграющий узел.
Решение
Решений у этой проблемы целых три:
- купить новый натяжитель в сборе
- купить его изношенную часть
- отремонтировать и довести до ума старый
Новый натяжитель
В случае покупки нового натяжителя его нужно подготовить к эксплуатации:
- Разобрать втулку натяжителя.
- Врезать в основание натяжителя маленькую масленку для шприцовки подшипников скольжения. Подробнее здесь.
- Смазать подшипники скольжения хорошей консистентной смазкой для тяжелых условий работы и с широким диапазоном рабочей температуры.
- Заменить поролоновые пыльники на подходящие резиновые кольца (D внеш. 25мм, сечение 3мм).
Варианты подешевле: Optimal 0-N1732, Japan Parts TS-501, 128501 Japko
UPD!
Недорогой заменитель от китайского производителя Ruei RU5211C:
https://rueishop.ru/catalog/nissan_infi ... r20_93_06/
Ещё один ну совсем дешевый китайский аналог ANLILU:
https://ru.aliexpress.com/item/ANLILU-Y ... autifyAB=0
Фото и отзывы тут:
viewtopic.php?p=28959#p28959
viewtopic.php?p=33870#p33870
Разборка и дефектовка
Для разборки и дефектовки натяжителя понадобится:
- всё, что необходимо для снятия/установки ремня
- большие тиски
- "звездочка" Т50 и вороток к ней (для разборки/сборки натяжителя)
- слесарный угольник (для дефектовки ролика)
- разные оправки, молотки и фен для выпрессовки/запрессовки втулок и подшипников (по ситуации)
Снимаем натяжитель и разбираем его на эти 3 части, с каждой из которых потом придется работать отдельно. Для того чтобы открутить от основания ролик и демпфер потребуется "звездочка" Т50. Затянуты винты очень сильно, для откручивания придется применить тиски и вороток. Не помешает запомнить усилие затяжки, чтобы потом не перестараться или не затянуть с недостаточным усилием.
Часть 1-я. Демпфер
Дефектовку начинаем с демпфера и первым делом снимаем с него пыльник, выливаем остатки масла и проверяем целостность штока, чтобы не болтался и не шатался, а также пыльника, чтобы не был порван.
Осматриваем пластиковые и алюминиевые вставки втулок демпфера на наличие овальности и прочий износ. При наличии износа прогреваем ухо демпфера феном и сначала выбиваем с помощью подходящей оправки алюминиевую вставку, затем пластиковую, после чего осуществляем дефектовку этих частей по отдельности. Оправку можно подобрать из набора головок. При сильном износе пластиковой вставки нужно осмотреть и состояние уха демпфера, т.к. оно может оказаться тоже овальным или протертым. Если протерты только пластиковые вставки втулки, то их можно достаточно легко заменить. В качестве материала для них почти идеально подходит 20мм полипропиленовая труба для горячей воды, которая содержит в себе стекловолокно, придется только немного шлифануть внутренний диаметр. Обычную полипропиленку тоже можно применить, но она "мягкая" и "течет" при высокой температуре.
Если износу оказались подвержены и алюминиевые внутренние вставки, то их придется вытачивать из алюминия или латуни, что гораздо более гиморно, если под рукой нет подходящего материала и толкового токаря. Выточить из более качественного материала можно и пластиковые вставки(см. размеры во вложениях в конце поста).
Замена пластиковой втулки демпфера
- Аккуратно отрезаем от полипропиленовой трубы отрезок по ширине втулки.
- Разогреваем ухо демпфера и запрессовываем в него втулку.
- Рассверливаем внутренний диаметр пластиковой втулки до диаметра алюминиевой, так чтобы она входила только чуть внатяг, чтобы предотвратить прокручивание пластиковой втулки, и, как следствие, протирание силуминового уха демпфера.
viewtopic.php?p=38589#p38589
Если демпфер имеет сильный износ и повреждения, или просто нет возможности(желания) заморачиваться с его ремонтом, то есть способ решить проблему проще: 11752-2W203(11752-2W20A) - Демпфер натяжителя
Варианты подешевле:
Часть 2-я. Ролик
Берем ролик, осматриваем его поверхность и проверяем геометрию. Если на поверхности ролика образовалась канава или его геометрия ушла, то он уже никуда не годится и дальнейшая его дефектовка не имеет смысла.
Далее изучаем подшипник не выпрессовывая с ролика, насколько легко он вращается, какие звуки при этом издает, есть ли люфт. Если всё нормально, то берем иголку и аккуратно поддеваем пластиковые крышки подшипника, они съемные и могут быть легко установлены обратно. Внутри будет смазка похожая на гуано или гуано, отдаленно напоминающее смазку.
Хорошенько промываем подшипник в бензине или солярке и повторно проверяем его вращение, шумы и люфты. Если всё ОК, то подшипник нужно будет набить высокотемпературной консистентной смазкой для тяжелых условий работы, после чего защелкнуть обратно его крышки и отложить ролик в сторонку.
Если подшипник оказался изношен, то его придется заменить. Оригинальный подшипник шариковый однорядный 17х40х14 непонятного типономинала. В качестве замены подходят сразу несколько подшипников:
- 180503 (он же: 503-й, 62203-2RS) - 17х40х16 (на 2мм шире)
- 180203 (он же: 203-й, 6203-2RS, 6203DDUCM) - 17х40х12 (на 2мм уже)
Замена подшипника ролика
- Хорошенько разогреваем ролик феном и подложив под него деревяшки выпрессовываем подшипник подходящей оправкой. Выходит нормально, сильно не долбить. Оправка должна упираться во внешнюю обойму подшипника. Для выпрессовки можно также воспользоваться тисками.
- Протираем посадочное от пыли и грязи и пока ролик горячий запрессовываем в него новый подшипник. Подшипник должен сидеть вровень с внутренней кромкой ролика и не выходить за неё, в противном случае ролик будет не соосен остальным шкивам. Если подшипник будет посажен глубже края кромки, то ролик может начать задевать за основание.
При запрессовке нужно следить, чтобы подшипник не шел с перекосом. Можно попробовать запрессовать подшипник в тисках, подложив под губки ровные деревяшки. С какой стороны осуществлять запрессовку особой разницы нет. При запрессовке изнутри ролика легче контролировать глубину посадки. - Устанавливаем ролик на основание и подтягиваем винтом, затем, путем раскручивания, контролируем отсутствие люфта и задевания ролика за основание. Если люфт есть, то он хорошо заметем в месте, где край ролика проходит рядом с кромкой основания.
Люфта быть не должно, даже маленького, т.к. при его наличии подшипник будет изнашиваться, а ремень может скидывать. Если люфт обнаружен, то необходимо будет определить сторону перекоса и слегка "подбить" подшипник в соответствующем секторе до устранения люфта.
Вот некоторые из вариантов:
- nsbp-022 Подробнее здесь.
- Caffaro 188-00 (CFR 188-00) Подробнее здесь.
- Febest 0287-Y61 (проверено, можно брать)
- Optimal 0-N1732S
- Magneti marelli MPQ 0348
- Bta E21006BTA
Качество и применимость перечисленных изделий автором этих строк не проверялись, так что в случае их покупки придется тебе, дорогой товарищ патрулевод, набивать шишки самостоятельно.
Часть 3-я, заключительная. Втулка основания
Вот мы и подошли к самому главному, к корню, такскзать, проблемы.
Именно закисание и клин втулки основания зачастую является источником противного писка и визга, из-за которого патрулевод меняет 100500 ремней подряд.
Проблема этой втулки заключается в том, что конструкция её несовершенна. Пористые дерЬмонтиновые прокладки, отдаленно напоминающие пыльники практически не защищают втулку от грязи и влаги, в результате чего, её просто переклинивает намертво. Ко всему прочему смазка в ней быстро высыхает и железную втулку начинают жрать её же вкладыши(именно так, а не наоборот). Купить отдельно новое основание или основание с роликом никакой возможности нет, только натяжитель в сборе.
Дефектовку нужно начать со снятия шайб по бокам втулки, если они ещё не отвалились сами. Под ними будут пыльники из пористого дермантина(если ещё не развалились) и смазка в виде гуано, ну или наоборот. Если втулка не вывалится сама, то придется её выбить с помощью подходящей оправки, после чего хорошенько промыть и прочистить.
Далее возможны три варианта:
- Если втулка и два её вкладыша в основании не имеют износа или он незначительный, то это несказанное везение, т.к. гребли с доработкой будет значительно меньше. Вкладыши втулки сделаны из какого-то очень износостойкого сплава, покрытого таким-же благородным покрытием. При полностью убитой и сточенной втулке на моем натяжителе эти вкладыши были почти как новые. Всё это говорит о том, что при постоянном наличии внутри хорошей смазки этот узел будет работать практически вечно. Вкладышей там этих два, представляют из себя не замкнутые кольца. Запрессованы они не впритык и между ними по середине есть канавка 2-2,5мм. Эту канавку можно использовать для заправки и хранения смазки, для чего достаточно просверлить напротив нее небольшое отверстие, завернуть туда винт в качестве пробки или даже подходящую маленькую тавотницу(масленку) и при каждом ТО шприцевать туда консистентную смазку .
Также можно попробовать проточить на втулке канавку в виде витка пружины так, чтобы её концы не выходили за края втулки (подсказал и опробовал Lelik-58). Перед установкой втулки наполнить канавку консистентной смазкой. - Если втулка имеет не большой износ или изношены только вкладыши, то втулку можно шлифануть и заменить вкладыши на бронзографитовые втулки "поросенка" ВАЗ-2101-1011241-01.
Подробнее здесь: viewtopic.php?p=13833#p13833
Способ опробовал пользователь pakostar. - Если же втулка и вкладыши изношены, то придется применить более радикальные меры и заменить втулку подшипниками.
- 4 подшипника 180101 (он же: 6001-2RS, 6001DDUC3E) - 12х28х8мм, либо два 12BD2816 (оно же 12BD2816T12VVVCG01, 12BD2816T12VVCG23, EAN13: 8000001282414) - 12х28х16мм
- Развертка на 28мм
- Болт на 19, резьба М12х1,75, длина 60мм
- 2 резиновых кольца диаметром 28мм и сечением 3мм (необязательно)
Переделка втулки на подшипники:
- Хорошенько разогреваем основание натяжителя феном и выбиваем подходящей оправкой оба вкладыша. Дело не простое, разогреть нужно хорошо, оправка должна быть хорошей, зажать нужно крепко и долбить сильно. Чтобы не расхреначить все нахрен нужно делать сильные, но точные одиночные удары 500г молотком.
- Разворачиваем посадочное в основании с 25мм до 28мм. По хорошему это нужно делать на станке, но можно и руками с применением регулируемой развертки 25(26) - 29мм. Если делать руками, то результат будет не кошеrным и окончательно поверхность придется доводить полировкой, главное не перестараться и не упустить размер, при котором подшипники зайдут плотно на горячую.
- Разогреваем основание и запрессовываем подшипники плотно к друг другу. Два с одной стороны и два с другой. Между внутренними подшипниками нужно проложить шайбу М12 с внешним диаметром 16-18мм.
- В итоге необходимо сделать так, чтобы болт прижимал к двигателю набор подшипников по внутренней обойме, а внешняя бы обойма свободно вращалась вместе с основанием натяжителя. Для этого внутри между парами подшипников и снаружи по краям между подшипником и шайбой втулки нужно будет проложить плоские шайбы М12 с внешним диаметром 16-18мм. С внешней стороны можно применить гроверную шайбу М12, чтобы зафиксировать момент затяжки.
- Между крайними шайбами устанавливаем пыльники, в качестве которых можно применить подходящие резиновые кольца (D внеш - 28мм, сечение 3мм), которые защитят подшипники от попадания пыли и грязи.
- Собираем всю конструкцию, прикручиваем к основанию ролик и демпфер. Демпфер должен быть установлен пыльником вверх.
- Штатный болт в середине имеет шейку, утоньшение и средним подшипникам не на что будет опираться, поэтому болт нужно заменить на такой же, только сплошной, без изменения диаметра по всей длине.
- После установки накидываем ремень и проверяем работу натяжителя рукой:phpBB [media]
Вот так должен отрабатывать натяжитель
Другие варианты реализации:
Если разбило крепежную резьбу
Рассверливается отверстие и вытачивается переходная шпилька с упорным кольцом заподлицо, что при затяжке натяжителя не возникало напряжения во внутренней резьбе.
Отчет предоставил пользователь Kolpinskiy.
Замена демпфера на натяжитель ВАЗ-1118
В качестве временного варианта существует возможность заменить узел демпфера натяжителя на фиксированный натяжитель ремня генератора ВАЗ-1117, 1118, 1119 (Артикул: 1118-1041280 (11180104128001).
Доработка ВАЗовского натяжителя заключается в изготовлении двух втулок под болты крепления, т.к. штатные не подходят.
Отчет предоставил пользователь VAD.
Что ещё почитать:
_