Маслонасос ZD30

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Маслонасос ZD30

moder » 17 май 2015, 21:56

Проблема
Проблема заключается в неудачном креплении крышки масляного насоса на двигателе ZD30, который установлен в передней плите двигателя и приводится непосредственно коленвалом. Неудачное крепление может приводить к процессу постепенного развинчивания крышки в некоторых резонансных режимах работы двигателя и попаданию отвалившихся элементов крепежа в механизмы двигателя и, как следствие, вызывать их разрушение.

Причины
Крышка маслонасоса закреплена на 11 винтов и пару болтов. Винты, представляют из себя мелкие винтики М6 с конусной шляпкой под крест, завинченные, как правило, без применения фиксатора резьбы. В условиях возникающих резонансных явлений при неких неустановленных режимах работы двигателя эти винтики начинают постепенно отвинчиваться один за другим. В лучшем случае винт просто падает в поддон, а в худшем попадает на зубья близко расположенных шестерен, вызывая их разрушение.
Проблема возникает как на самых ранних машинах, так и на последних 2010г.в., поэтому не связана с браком на производстве или пьяным сборщиком.
Поскольку проблема возникает относительно редко, то вряд ли этот косяк можно назвать врожденной болячкой, скорее это вопиющая конструкторская недоработка, потому как совершенно непонятно, как можно крепить такие ответственные и нагруженные узлы на винтики от детского конструктора.


Откручиванию одного из винтов может помогать "бешеная" шестерня:
viewtopic.php?p=38075#p38075

Симптомы
Явно выраженные симптомы проблемы, как правило, уже фатальны - металлический стук и треск со стороны передней плиты от работы покалеченных шестерен.
В случае же более удачном можно обнаружить целый винт, выпавший из поддона при замене масла. В некоторых случаях, симптомом также может служить зажигание лампы давления масла на больших оборотах.


Решение
Качественное решение осложнено приличной разборкой двигателя со снятием передней плиты.
Винты нужно заменить на аналогичные под шестиранник для нормальной затяжки, посадить на фиксатор, дозатянуть ударной отверсткой и накернить. В общем, законтрить намертво любым способом.


Для своевременного обнаружения проблемы нужно при очередной замене масла установить в поддон пробку с мощным магнитом, который притянет отвалившиеся детали.

Полезные ссылки:
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Evgenievich » 01 сен 2015, 17:34

Встретился с этой проблемой.

Как обратил внимание:
Под высокой нагрузкой (130+ км/ч), если ещё и надавить педаль в пол, заставив АКПП сделать кик-даун, загоралась лампа давления масла. Ездил так около месяца-двух.

При работе ДВС никаких посторонних звуков не было.

При разборе ДВС выяснилось - Выкрутились два винта на маслонасосе. Поломало по 1-2 зуба на шестерне левого балансира и шестерне, что входит с ней в зацепление. Погнуло шпонку на одном распредвале.

Никакого фиксатора резьбы на винтах не заметил. Ни малейшего следа. При сборке мотора после ремонта - фиксатор естественно уже применял. Также привалочные плоскости насоса собрал на анаэробный "Locktite" для плоскостей.
Нет аватара
Evgenievich
Имя: Демид
Авто: Y61 2008 QD32eti

moder » 01 сен 2015, 18:04

Это жесть, уже 3-й известный случай на Патруле.
На данный момент получается вместе с вашим один дорестайл и два рестайла 08 и 10г.в.
Также известен случай на Renault Mascott c ZD30CRD.
Это мегакосяк этого двигателя. :evil:

Добавлено спустя 3 минуты 4 секунды:
Evgenievich:При сборке мотора после ремонта - фиксатор естественно уже применял.

Надо было законтрить намертво их, фиксатор не панацея, кмк.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Evgenievich » 01 сен 2015, 21:10

Что ещё могу добавить - машина гонялась в хвост и в гриву. 160-170 не вопрос. Равно как и старты со светофора. ))) Пробег на момент выявления косяка - 170 тыс. км.

Про закернить согласен. Но уже собрано всё. Второй год и 30000 км... Тьфу-тьфу. )))

Вот как оно было:


Нет аватара
Evgenievich
Имя: Демид
Авто: Y61 2008 QD32eti

moder » 01 сен 2015, 22:28

А после того как это случилось как мотор начал работать? Сразу стало заметно, что швах? Своим ходом сколько проехали?

Добавлено спустя 3 минуты 5 секунд:
Evgenievich: машина гонялась в хвост и в гриву. 160-170 не вопрос

не исключено, что это повлияло, но это никак не прощает винтиков от детского конструктора в нагруженном ответственном узле, да ещё и без фиксатора резьбы. Они просто обязаны рано или поздно открутиться, ну или хотяб прослабнуть.
Здесь http://www.drive2.ru/b/185259/ с фиксатором всё было в порядке и всё равно открутились, и тоже, кстати, гоняли и в хвост и в гриву.
При наступлении каких-то условий(обороты, вибрация) возникает резонансные силы, которые постепенно выкручивают эти винтики, несмотря на фиксатор. Допускаю, что фиксатор при высоких температурах и воздействии масла теряет свои свойства.

Добавлено спустя 13 минут 10 секунд:
Вот, кстати, что из себя представляет V9X:
http://www.drive2.ru/b/655229/

Вот YD25:
http://www.drive2.ru/b/582886/

А вот ещё VQ56VD:
http://www.drive2.ru/b/288230376152320237/

Вот такие сейчас моторы делают :evil: .
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Evgenievich » 02 сен 2015, 12:56

moder:А после того как это случилось как мотор начал работать? Сразу стало заметно, что швах? Своим ходом сколько проехали?


Самого факта "это случилось" - не заметил вообще. Потому не знаю, сколько проехал с момента откручивания винтов...
С момента, как первый раз при нагрузке загорелась лампа давления масла - около 10т км. По времени 1-2 месяца.
Повторюсь, на работе мотора - не сказалось никак. Вообще.

Решение залезть в мотор было принято, когда искал причину загорания лампочки давления масла - снял маленький поддон (проверить маслозаборник на предмет забитости или повреждений), и нашёл там скомканный винт с полупотайной головой. )))
Нет аватара
Evgenievich
Имя: Демид
Авто: Y61 2008 QD32eti

burewey » 08 дек 2015, 23:23

Думаю эту тему можно добавить во "врождённые болячки", как у многих так и у меня то же самое, три винта в том же месте или рядом, зубцы поломаны, один винт в поддоне, два на подходе были в поддон, никакой фиксации в резьбах не обнаружил. Посадил два на фиксатор, но теперь думаю нужно как то по другому. Хорошо мотор пока разобран, жду запчасти. Исходя из прочитанного и просмотренного, может стальную пластину на всё это приспособить? У кого какие мысли?
Вложения
Последний раз редактировалось burewey 09 дек 2015, 00:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 08 дек 2015, 23:50

Фиксатора недостаточно.
Может попробовать накернить шляпки винтов, чтобы не могли провернуться.
Вот только я не знаю, выдержит ли удар крышка маслонасоса, она вроде как из силумина.

Стальную пластину? Чем её крепить? Опять же на винты какие-то?

Когда произошло, двигатель обездвижился, застучал, затрещал? Т.е. это было заметно сразу или только при замене масла обнаружилось?
Сколько прошел мотор до того, как это случилось?
Какого года машина?
Какая манера езды? Быстрая или спокойная?

Добавлено спустя 2 минуты 35 секунд:
ЗЫ
Самое хреновое во всей этой ситуации то, что без разборки двигла даже эндоскопическим зондом не подобраться к этому месту, чтобы посмотреть на состояние этих винтов.

Добавлено спустя 9 минут 2 секунды:
Я тут вот что ещё подумал....
Ведь если прослабла крышка из-за начавших откручиваться винтов, то и давление масла могло упасть?
Не было ли такого, что лампа давления масла подмигивала при каких-то условиях?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

DeeMon » 09 дек 2015, 00:08

moder:без разборки двигла даже эндоскопическим зондом не подобраться к этому месту

Я так понимаю, что переднюю плиту придется снимать, а вместе с ней еще и поддон, а в след за поддоном и кпп?
Нет аватара
DeeMon
Имя: Дмитрий
Авто: Nissan Patrol Y61 2007г.в. ZD30 AT

moder » 09 дек 2015, 00:11

Не, только плиту, поддон ненужно.
секасно конечно, но поддон снимать не обязательно

Надо бы тему сделать по снятию передней плиты.

Добавлено спустя 1 минута 20 секунд:
Самое главное - это маслопробка с магнитом, чтобы вовремя обнаружить проблему при очередной замене масла.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 09 дек 2015, 00:54

2007 года, пробег думаю около 250000, я второй наездник. Напрягал обычно особо не жалея надеясь, что запаса мощности хватит, но... В прошлом году в сентябре загнал на ""е--сьSAM" сервис, т.е. к официалам, по причине пузырьков в бачке, сняли голову по обычной процедуре, голова прошла ч/з "Патон*Киев", всё в норме, год проездил особо НЕ НАПРЯГАЯ зная ч/з что прошлось пройти. Признаков никаких откручивания небыло, ни стука, ни падения двления, ни мигания лампочек. Месяц назад пузыри как воздушные шарики, решил снять двигатель сам, Снял, разобрал, на винты на насосе я так понял на СТО просто никто не смотрел, раз, второе, при снятии поддона обнаружил открутившийся БОЛТ коренного подшипника, сломаное крепление маслянного фильтра, вот и думаю откуда вибрация, что скажете? А вы говорите снимать только переднюю крышку... Думаю правильней снимать не только голову и всё, что сней связано, а весь движок, только тогда получится полная картина и в длальнейшем, что с этим делать. Кстати, "прибалты" нашли некоторое решение (двигатель BMW M57), правда незнаю насколько эффективное.
Последний раз редактировалось burewey 09 дек 2015, 01:17, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 09 дек 2015, 01:07

Снимать переднюю плиту, я имел в виду, для того, чтобы только на эти винты посмотреть, потому как по другому их никак не обнаружить. Далеко не каждый станет скидывать и раскидывать движок превентивно.

burewey:обнаружил открутившийся БОЛТ коренного подшипника, сломаное крепление маслянного фильтра

Похоже на чьи-то очумелые ручки, которые ранее лазили в двигатель.

А вибрация тут не причем, это же дизель, его и должно долбить, трясти и колбасить. Проблема не в этом, а в несовершенстве конструкции, заложенной ещё на этапе проектирования этого двигателя. Что им мешало поставить нормальные болты вместо этих винтиков, которые откручиваются под действием резонанса...
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 09 дек 2015, 01:32

про очумелые ручки согласен, когда первый раз отдал в ремонт, дал новые болты головки, так и отдали мне их в тазике после ремонта, обнаружил уже дома... Про пластину, думаю можно закрепить на эти места, плюс попробоваль на герметик которым заделывают швы в кузове, главное остановить откручивание
Вложения
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

DeeMon » 09 дек 2015, 06:59

moder:Самое главное - это маслопробка с магнитом

Пробка с магнитом имеется, пока лишних винтиков к себе не примагнитила :)
Нет аватара
DeeMon
Имя: Дмитрий
Авто: Nissan Patrol Y61 2007г.в. ZD30 AT

moder » 09 дек 2015, 10:44

burewey:Про пластину, думаю можно закрепить на эти места, плюс попробоваль на герметик которым заделывают швы в кузове, главное остановить откручивание

По пластине комментировать не буду, т.к. вам по месту виднее как и что прикинуть, может и можно её поставить. Если что получится, то отпишите с фотками. Герметик-фиксатор только как дополнительная мера.

Думаю, что откручиваются винтики по причине резонанса и центробежных сил, которые возникает при каких-то режимах работы. Есть мнение, что этому способствует частое раскручивание до красной зоны или около того. Я более чем уверен в том, что если бы крышка маслонасоса была бы прикручена не с внутренней, а с наружной стороны картера шестерен, то эти винтики не открутились бы ни за что.
Данная проблема характерна не только для Патруля, а для всех ZD30 без исключения, в т.ч. и для ZD30CRD, и даже на грузовиках Mascott, где этот мотор также применяется, эта проблема возникает.
По этой причине, а также по причине того, что проблема возникает редко и не носит массового характера, я не отношу её к врожденным болячкам Патруля.

Добавлено спустя 1 минута 31 секунда:
DeeMon:Пробка с магнитом имеется, пока лишних винтиков к себе не примагнитила

Это как повезет. Винт может удачно в поддон упасть и быть обнаруженным при замене масла, а может и сразу на зубъя попасть.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

DeeMon » 09 дек 2015, 11:42

как видно из двух подробно описанных случаев, даже при попадании винта в шестерни, обламывается чуток зубьев и машина продолжает ехать. Ток масла по поддону всегда присутствует, поэтому обломки и винты, рано или поздно, но к пробке пристанут.
И как видно из рассказов очевидцев и участников этих событий, эксплуатация у машина довольно жесткая и пробеги весьма большие. Думаю, что у драйверов, предпочитающих более спокойный стиль вождения, такие проблемы не скоро появятся.

Добавлено спустя 2 минуты 19 секунд:
Хотя, этот поганый винтик может и совсем по жесткому заклинить, встав в распор между шестернями. Так может и цепь ГРМ порваться, особенно, если цепь уже поношенная.
Нет аватара
DeeMon
Имя: Дмитрий
Авто: Nissan Patrol Y61 2007г.в. ZD30 AT

moder » 09 дек 2015, 11:47

Да, немного успокаиватет тот факт, что движка не всегда встаёт колом и позволяет доехать.
А что касается спокойных драйверов, то тут тоже как повезет, т.к. в основном это 2-е и 3-е владельцы.

Добавлено спустя 10 минут 16 секунд:
burewey:голова прошла ч/з "Патон*Киев"

Т.е. была заварена? Варить её бесполезно. Только замена.
burewey:Кстати, "прибалты" нашли некоторое решение (двигатель BMW M57), правда незнаю насколько эффективное.

Можно подробнее?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

moder » 10 дек 2015, 10:48

burewey
Про голову перенес в соответствующую тему:
viewtopic.php?p=4856#p4856
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 10 дек 2015, 21:45

moder
согласен
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 11 дек 2015, 00:38

burewey
У меня к вам такой вопрос:
Пока движок разобран, можете посмотреть, возможно ли, сняв крышку-днище поддона(та, что со сливной пробкой), добраться эндоскопическим зондом вперед до картера шестерен к маслонасосу и увидеть эти злосчастные винты?

Добавлено спустя 1 минута 45 секунд:


Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:
Если через крышку не вариант, то самый обезбашенный(возможный) вариант посмотреть на эти винтики без разбора - это просверлить отверстие для зонда в том месте поддона, куда указывает стрелка, а потом нарезать резьбу и ввернуть пробку.
Этот вариант тоже посмотрите, реально ли их будет так увидеть?
Потому что разбирать там пипец как много нужно, хотя и шибко сложного ничего нет.

Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:
Вот с этого ракурса эти винты видно?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 12 дек 2015, 03:19

Думаю, чтобы глянуть на винтики, проще снять поддон, тем более увидеть можно интересное, у меня отмечено на фото у других тоже. Доступ без разбора мне кажется будет сложен, мало куда можно добраться эндоскопом именно в данном случае, жаль...
Вложения
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 12 дек 2015, 13:47

Спасибо! :agree:
Да, через крышку поддона эндоскопом не реально.
А вообще эндоскопы сейчас разные есть и по длине и по диаметру.
У меня китайский с подсветкой позволяет заглядывать в "дыры" от 8мм диаметром.

А снятию поддона ничего не мешает?
Вроде как кпп надо отстыковывать?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 13 дек 2015, 00:49

КПП правда нужно сдвинуть назад, иначе не добраться к двум болтам(фото), но чтобы добраться к двум верхним болтам на блоке, КПП нужно опустить и оттянуть назад(спасибо вашему форуму). Потому может, если есть возможность, лучше снять двигатель и проинспектировать его? Попробовал "кернуть" один винтик, не получится - скалывает, силумин есть силумин(фото)
Вложения
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

moder » 13 дек 2015, 12:27

Я имел ввиду накернить непосредственно шляпку винта, а не крышку. Т.е. чтобы шляпка расплющилась и выступ врезался в в крышку.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

burewey » 14 дек 2015, 03:05

По правде стукнул два раза всё было нормально не откололось, решил для гарантии чуть-чуть стукнуть, гарантии не получилось, просто пошёл лёгким путём. Может и сам винт, миниум в двух местах, попробую, спасибо
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 АТ 2007
Владею с: 2011

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Maxsimnit и гости: 2

cron