Инструмент для ZD30

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Инструмент для ZD30

moder » 23 июл 2015, 14:21

Несмотря на все выкрутасы, которые конструктора замутили в этом двигателе, да так замутили, что без мата с ним работать просто невозможно, ZD30 для большинства операций требует минимум инструмента.
Ниже я попытаюсь рассказать об простом инструменте, который я использую при не сложном ремонте и обслуживании этого мотора, а также о нюансах его применения. Для обслуживания этого двигателя не нужно покупать дорогие фирменные наборы или какой-то специальный инструмент, однако до китайского недоинструмента опускаться тоже не следует.


В основной своей массе болты в этом двигателе представлены размером M8 под ключ 12 и имеют одинаковый момент затяжки 25-28 Н*м, поэтому основным инструментом является соответствующая удлиненная(№6) и короткая(№7) головка для квадрата 1/2", а также удлинитель(№13).

Для безопасной работы все головки должны быть шестигранными. Головки-звездочки допустимо применять только в случае если окружающее пространство недостаточно на хода воротка или когда болт нормально идет.

Немаловажно наличие и глубокой головки на 12 под квадрат 1/4" (№5). Она в частности используется при работе со свечами накаливания совместно с Т-образным воротком и удлинителем на 1/4"(№19), а также совместно с динамометрическим ключом под квадрат 1/4"(№11), обеспечивающим контроль момента затяжки от 5 до 25 Н*м. Эта головка также необходима, например, для затяжки нижнего болта гидронатяжителя цепи.


При обслуживании двигателя во всех ответственных местах нужно применять динамометрический ключ, чтобы соблюсти требуемый момент затяжки, а в не ответственных местах он нужен для того, чтобы не сорвать резьбу, т.к. в алюминии резьба очень легко срезается железным болтом.
Для серьёзных моментов применяется динамометр на 42-210 Н*м(№24).

Для всех мелких болтов, гаек и хомутов применяются головки на 7, 8 и 10(№10, 9, 8 соотв.) под квадрат 1/4", а также вышеупомянутый Т-образный вороток с удлинителем. Для труднодоступных мест иногда приходится применять накидной ключ на 10(№20). Для прикручивания шины свечей накала применяется головка на 8 с отверточной рукояткой(№18).


Для ZD30 желательно иметь набор накидных ключей 10, 12, 14, причем не только "звездочек", но и шестигранников, т.к. есть болты, к которым подобраться можно только накидным ключом, а если такой болт прикипел, то "звездочка" может представлять опасность в плане срыва его граней. Например, накидной ключ на 14(№21) очень важен для снятия генератора.


Болты под ключ 13 и 14 хоть и применяются редко, но соответствующие головки(№1 и 4) должны быть под рукой. Для демонтажа катализатора необходимо также наличие удлиненной головки на 14.

Головки на 17 и 19(№2 и 3) необходимы для работы с натяжителем ремня. Эти головки должны быть обязательно шестигранными.

Накидной удлиненный ключ на 24(№12) необходим для фиксации распредвалов при работе с ГРМ и его приводом, которые имеют шестигранные шейки под ключ. Также при работе с ГРМ требуется вращать коленвал(при регулировке клапанов или для выставления ВМТ), для чего необходима головка на 41, которая в данном случае должна быть именно "звезочкой", т.к. крутить иной раз приходится подолгу и по чуть-чуть.


Что касается воротков, то для болтов на 12 и вообще большинства применений достаточно среднего храповичного воротка под квадрат 1/2"(№23), а для болтов поменьше короткого храповичного(№22), а также удлинителя и переходника на 1/4" для него(№17, 16). Для серьёзных задач применяется мощный вороток под квадрат 1/2"(№15), иной раз совместно с удлиняющей рычаг трубой. Наличие нескольких удлиняющих труб разного калибра иногда очень выручает.


Набор для демонтажных работ из шарнирного воротка 300мм, удлинителя 75мм, короткой и удлиненной головок на 12, а также Г-образного торцевого ключа на 12, что называется MUST HAVE.
Набор незаменим при демонтаже системы ЕГР.


Пассатижи со странным и не патриотичным названием "Американка" незаменимы для снятия пружинных хомутов, расшатывания и стаскивания резиновых патрубков. Также ими удобно закручивать сальники свечей накаливания.


Инспекционное зеркальце является удобным приспособлением. Его можно использовать при замене термостата, осмотре крыльчатки турбины, поиске невидимых глазом болтов и т.д.


Набор головок или ключей TORX TR (звездочка с отверстием) также иногда требуется. Например, для снятия датчика MAF требуется TORX TR20, а для разборки натяжителя ремня на части TORX T50. Набор очень полезен, т.к. такие болты применяются не только в моторе.


Рекомендации по ремонту и обслуживанию
Для удобства ремонта и обслуживания ZD30 необходимо иметь три очень простых, но важных приспособления:
  • Тонкую легкую короткую трубчатую переноску с люминесцентной лампой, которая сможет пролезть в самые узкие места.
  • Старую плотно набитую подушку, которую можно подкладывать под живот для удобной работы с мотором сверху, в общем для того, чтобы не повредить себя или что либо в подкапотном пространстве. Подушка укладывается так, чтобы перекрыть замок капота и радиатор. Важно не закрывать штуцер на радиаторе со стороны правого крыла, от которого идет шланг к верхнему расширительному бачку. Нужно всегда держать этот штуцер на виду, чтобы случайно не надавить и не обломать его.
  • Прочную невысокую подставку под ноги, в качестве которой вполне сгодится старый аккумулятор. Нужно встать на подставку, и перекинувшись через радиатор лечь на подушку животом. Если на рестайловом Патруле стоковый бампер, то колени можно поставить на выступ номерного знака. Доступ будет практически ко всему, как для осмотра, так и к болтам для их откручивания. Инструмент удобно располагать справа или слева на площадках АКБ.
  • В большинстве случаев с ZD30 удобно работать опираясь на него сверху, поэтому для удобства лучше снять опору декоративной крышки двигателя, чтобы не мешала, ну а если декоративная крышка уже выкинута, то и эту опору тоже лучше отправить вслед за ней.

Перед ремонтом и обслуживанием двигатель желательно помыть, но делать это химией нужно только в крайнем особо засраном случае. Если двигатель не сильно засран, то достаточно протереть ветошью, пропитанной соляркой, те его части, с которыми предстоит работать. В большинстве случае достаточно нейтрализовать сухую сыпучую грязь, которая может попасть куда не следует.
Для промывки отдельных деталей не стоит использовать WD40 или какой-либо другой флакон, иначе можно разориться. Для промывки можно использовать туже солярку, бензин, керосин. Для смывки и зачистки старого герметика вполне хорошо подходит уайт-спирит или керосин совместно с грубой стороной обычной губки для мытья посуды. Для обезжиривания можно использовать бытовой универсальный или любой другой не сильный растворитель.
Все эти жидкости для удобства использования можно разлить в бытовые распылители. И главное, побольше разной ветоши, которая должна либо легко рваться, либо уже быть нарезана на куски подходящих размеров.


Перед сложными работами по демонтажу двигатель лучше прогреть, т.к. на прогретом движке болты откручиваются легче.

В качестве герметика я рекомендую DoneDeal серый.

При применении герметика в системе охлаждения ZD30 нужно соблюдать осторожность и не допускать чтобы он выдавливался во внутрь канала при обжатии фланцев. Это может привести к забитию сот радиатора и, что ещё хуже, к закупорке очень маленьких отверстий каналов системы охлаждения в прокладке ГБЦ. Для предотвращения таких ситуаций герметик нужно наносить тонким слоем с некоторым отступом от внутреннего края канала.


Полезные ссылки
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

atoll » 24 июл 2015, 11:50

Вот еще обязательный минимум принадлежностей, которые должен иметь каждый счастливый обладатель двигателя ZD30 : :mrgreen:

Нет аватара
atoll
Имя: Анатолий
Авто: NISSAN PATROL GR Y61 ZD30 2002 г.в.
Откуда: ИЖЕВСК

moder » 24 июл 2015, 12:07

:valyatsa:
Я об этом в топике про ЕГР написал, пластыри точно должны быть под рукой.
Самое хреновое, когда ссадину посадил, она ещё не зажила, а по ней снова и снова попадает. :mrgreen:

Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
Но всё же проблемы с травматизмом возникают в основном по первости или когда инструмент применяется неподходящий или на от.бись.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Я тут хоть и новенький,но я бы добавил сюда)))

vint86 » 22 дек 2018, 22:27

Набор пластырей, и конечно подорожник)) ну что нибудь горячее потому, что порой без ста грамм «чая» не разобраться с здэшечкой
Нет аватара
vint86
Имя: Вячеслав
Авто: Patrol zd3.0 2009 года на ручке
Откуда: Нижневартовск

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron