Вихревой клапан и клапан управления подачей воздуха

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Вихревой клапан и клапан управления подачей воздуха

moder » 01 авг 2015, 22:10

На блоке дроссельных заслонок ZD30 установлены два вакуумных актуатора для двух заслонок, которые часто вызывают вопросы, а также являются источниками нелепых заблуждений и косяков сервисменов. Для того, чтобы разобраться в проблеме обратимся к официальному документу Nissan посвященному двигателям ZD30 и YD22.


Вихревой клапан
Вихревой клапан (Swirl Control Valve) или клапан управления скоростью вихревого движения воздушного заряда. Этому клапану досталось больше всего, т.к. кто-то когда-то ляпнул, что он завязан с EGR и его нужно безжалостно отключать навсегда так же как и EGR, после чего многие владельцы этого эпичного двигателя, не особенно вдаваясь в подробности и следуя стадному инстинкту начали нещадно "отключать вакуум" от этой ни в чем неповинной заслонки. И действительно, если её отключить, то страшного ничего не произойдет, мотор будет работать, а машин ездить :mrgreen: .

Как работает вихревой клапан
Вихревой клапан нужен для обеспечения высокой скорости вихревого движения воздушного заряда при малых частотах вращения двигателя(клапан закрыт) и высокого коэффициента наполнения при высоких частотах вращения и полной нагрузке(клапан открыт).

ZD30 имеет по два впускных и выпускных клапана на каждый цилиндр. Впускные клапана для каждого цилиндра имеют раздельные каналы: тангенциальный(круглое сечение), в котором установлен вихревой клапан и спиралевидный(квадратное сечение).

Спиралевидный канал обеспечивает высокую вихревую скорость движения воздушного заряда, что способствует хорошему перемешиванию топлива с воздухом и приводит к качественному стабильному сгоранию. По этой же причине в спиралевидный канал заведен и патрубок EGR, т.к. отработанные газы должны предварительно перемешаться с воздухом (см. функциональную схему ZD30 в конце).

При включенной передаче и малой нагрузке, а также на холостом ходу вихревой клапан закрыт и весь воздух поступающий в двигатель проходит через спиралевидный канал, что обеспечивает высокую скорость вихревого движения заряда и лучшее перемешивание топлива с воздухом в камере сгорания, что в свою очередь обеспечивает наилучшее оптимальное сгорание смеси.
При большой нагрузке и высоких частотах вращения вихревой клапан всегда открыт и воздух поступает через оба канала: тангенциальный и спиралевидный, что обеспечивает поступление в цилиндр большего количества воздуха, который необходим для сгорания большего количества топлива, поступающего при большей нагрузке.
При заглушенном двигателе клапан также в открытом состоянии.
Подробнее можно почитать здесь на стр. 10 и 36.

Работа спиралевидного канала хорошо показана на этом видео:
phpBB [media]


Алгоритм управления вихревым клапаном определяется температурой охлаждающей жидкости, частотой вращения и цикловой подачей топлива. Клапан закрыт при одновременном выполнении следующих условий:
  • включена передача
  • обороты менее 1250
  • температура ОЖ более 50С
Всё остальное время клапан открыт. Подробнее здесь (стр. 277).

Благодаря стабильному сгоранию при использовании рабочего процесса с предварительным перемешиванием топлива и воздуха(M-Fire) достигаются следующие ништяки:
  • снижение выбросов сажи
  • экономия топлива
  • снижение выбросов CH
Таким образом, отключение вихревого клапана ведет к увеличению выброса сажи, что приведет к ускоренному засеранию катализатора(если он ещё не выбит), а также к увеличенному расходу топлива, особенно если двигатель подолгу молотит на холостых. Но хуже всего то, что система управления двигателем ничего не будет знать о том, что клапан отключен и управление подачей топлива будет осуществляться как и прежде, согласно режиму для закрытого клапана, при том что большая вихревая скорость воздушного заряда имеет большое значение для рабочего процесса этого двигателя. Такая ситуация, скорее всего, приведет к нарушению оптимального процесса сгорания, последствия которого в длительной перспективе плохо прогнозируемы.


trottleКлапан управления подачей воздуха
Клапан управления подачей воздуха (Intake Air Control Valve) применяется для уменьшения вибраций двигателя при его глушении. При выключении зажигания во время работы двигателя клапан закрывается и вместе с прекращением подачи топлива прекращается и поступление воздуха. После глушения двигателя клапан переходит в открытое состояние. Подробнее здесь стр. 36.

В особо кретиническом случае вакуум могут отключать и от этой заслонки :mrgreen: , считая, что она тоже растет из EGR, а потом долго чешут репу, по поводу подергиваний движка при глушении. Но ещё большее количество лулзов владелец ZD30 получит в случае если криворукие сервисмены перепутают вакуумные трубки актуаторов вихревого клапана и клапана управления подачей воздуха, что случается довольно часто.

В этом случае машин заведется и даже поедет, а когда прогреется до 50С, при попытке тронуться или сбавить обороты ниже 1250 сработает соленоид вихревого клапана, неверно подключенный к актуатору клапана управления подачей воздуха, что приведет к полному прекращению подачи воздуха в цилиндры, двигатель будет работать только на топливе и отработанных газах EGR, а в случае заглушенного EGR так и вообще только на топливе :hitrost: .




Полезные ссылки
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mascott » 01 авг 2015, 22:44

:good: С видосом проблемос ошибку пишет.
Нет аватара
Mascott
Имя: Александр
Авто: Renault Mascott ZD30CR 6-ступка zf чип 180л.с.
Владею с: 2013
Откуда: Москва

moder » 01 авг 2015, 23:32

У меня норм, вот тогда напрямую:
http://www.youtube.com/watch?v=3DK_YRQmcs0
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mascott » 02 авг 2015, 14:23

Спасибо сейчас работает. :good:
Нет аватара
Mascott
Имя: Александр
Авто: Renault Mascott ZD30CR 6-ступка zf чип 180л.с.
Владею с: 2013
Откуда: Москва

VAD » 24 дек 2015, 20:10

А может двигатель не заводится если клапан подачи воздуха сломан и не перепускает вакуум?
Аватара пользователя
VAD
Имя: Вадим
Авто: nissan patrol ZD30 АТ 2006
Откуда: Северный Урал

moder » 25 дек 2015, 12:29

Нет, клапан подачи воздуха по умолчанию всегда открыт, т.е. если не включается вакуумный клапан или не вакуума, он будет открыт, а вот закрываться при глушении не будет, что будет приводит к детонации и вибрации при глушении. На грузовиках Маскот этого клапана вообще нет, так движки при глушении трясутся у них.

А вот если перепутаны трубки вакуумных клапанов, то могут быть всякие приколы. Двигатель заводится, но как только прогреется или при включении передачи глохнет. В конце топика об этом подробно расписано.

Ошибки двигателя есть какие-нибудь?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

VAD » 25 дек 2015, 21:36

Все нормально,завелся!Дело было не в бобине!!!! :roll: :beer:
Аватара пользователя
VAD
Имя: Вадим
Авто: nissan patrol ZD30 АТ 2006
Откуда: Северный Урал

moder » 25 дек 2015, 21:55

VAD
Поздравляю, но зачем такая интрига? :)
В чем была причина?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

VAD » 26 дек 2015, 09:54

При разборке сломалась одна из трубок электроклапана.При ремонте,клей попал внутрь и перекрыл работу клапана.Двигатель не хотел заводится,и я стал грешить на него,но прочитав сие труды,(дай бог здоровья автору),понял ,что он тут не причем.Была мысль,что сбил зажигание,но периодические вспышки в цилиндрах,отмели и эту версию...Причину нашел,когда поставил прозрачные топливные трубки.Оказывается у нас система прокачки не такая как на всех нормальных дизелях...Лягуха прокачивает только фильтр и через приблуду для подогрева отправляет топливо в бак.Пришлось обратку соединять,а "приблуду" глушить,тогда топливо пошло до ТНВД И движок завелся с пол тычка..как в американских тюнинг передачах :) :) :)
Аватара пользователя
VAD
Имя: Вадим
Авто: nissan patrol ZD30 АТ 2006
Откуда: Северный Урал

rhino » 13 окт 2016, 13:47

У меня Николай удалил клапан вихревой, считая, что вихревая связан с EGR. Так и езжу.
Нет аватара
rhino
Имя: Александр
Авто: nissan patrol 2008, АКПП, ZD30, 33и
Откуда: Москва

moder » 13 окт 2016, 14:10

Надо меньше слушать Николаев, больше думать самостоятельно :)
Но шибко страшного от удаления ничего нет.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Peskar » 13 окт 2016, 14:21

Так он надо, или нет?
А то я правда не удалил, а снял шланг и заглушил его с обеих сторон.
Вернуть назад легко.
Аватара пользователя
Peskar
Имя: Виктор
Авто: Patrol Y61 ZD30 МКПП 2001
Откуда: Гомель, Беларусь.

moder » 13 окт 2016, 14:27

Ну выше же всё написано доступно.
Надо или нет, каждый должен решать самостоятельно.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Peskar » 13 окт 2016, 14:36

Я забыл написать какой клапан, вихревой.
Он у меня постоянно открыт, и я думал что это лучше для двигателя.
А теперь прочитав ветку запутался. :(
И уже не знаю, лучше с постоянно открытым, или нет?
Аватара пользователя
Peskar
Имя: Виктор
Авто: Patrol Y61 ZD30 МКПП 2001
Откуда: Гомель, Беларусь.

moder » 13 окт 2016, 14:45

Лучше, наверно, с рабочим, имхо :)

Добавлено спустя 1 минута 18 секунд:
Там же видео можно глянуть и своими глазами увидеть, как оно действует.
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

rhino » 17 окт 2016, 11:09

moder:Надо меньше слушать Николаев, больше думать самостоятельно :)
Но шибко страшного от удаления ничего нет.

Он много хорошего сделал в патрулеведении.
По существу - решил восстановить эту часть системы.
Нет аватара
rhino
Имя: Александр
Авто: nissan patrol 2008, АКПП, ZD30, 33и
Откуда: Москва

Vladimir133 » 05 мар 2017, 17:50

Что то я почитал эту тему и снова воткнул шланг на заслонку. Вернулся по причине того, как тут написано комп все равно будет думать что заслонка работает, но и то, что на холостых происходит более экономичное потребление топлива, что с учетом пробок становится актуальным.
Аватара пользователя
Vladimir133
Имя: Владимир
Авто: Patrol GR Y61 ZD30 A/T ЕГР/off ЧИП 5 дв. 2004 г.
Владею с: 2016
Откуда: Алматы

rhino » 06 мар 2017, 08:24

а как ты это посчитал?
Нет аватара
rhino
Имя: Александр
Авто: nissan patrol 2008, АКПП, ZD30, 33и
Откуда: Москва

Peskar » 06 мар 2017, 08:42

Vladimir133 У меня она заглушена, но наверно скоро, верну назад.
На холостых оборотах, она точно ничего не меняет. Я изучал эту тему, где то прочитал, что она начинает работать на 3500-4000 оборотах.
Аватара пользователя
Peskar
Имя: Виктор
Авто: Patrol Y61 ZD30 МКПП 2001
Откуда: Гомель, Беларусь.

moder » 06 мар 2017, 10:24

Peskar:где то прочитал, что она начинает работать на 3500-4000 оборотах.
Перейти к сообщению

Хватит репостить мифы.
Инфа для шапки не с потолка взята.
Или не читаем, как обычно?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Vladimir133 » 06 мар 2017, 20:25

rhino:а как ты это посчитал?

Расход? Честно, никак. В городе все равно расход приличный, а в целом информации на форуме я доверяю и вот еще - "Таким образом, отключение вихревого клапана ... а также к увеличенному расходу топлива, особенно если двигатель подолгу молотит на холостых. Но хуже всего то, что система управления двигателем ничего не будет знать о том, что клапан отключен и управление подачей топлива будет осуществляться как и прежде ..... Такая ситуация, скорее всего, приведет к нарушению оптимального процесса сгорания, последствия которого в длительной перспективе плохо прогнозируемы."
Аватара пользователя
Vladimir133
Имя: Владимир
Авто: Patrol GR Y61 ZD30 A/T ЕГР/off ЧИП 5 дв. 2004 г.
Владею с: 2016
Откуда: Алматы

Mishapatrol » 29 мар 2017, 10:53

Вопрос. Разбирал ли кто нибудь основной клапан подачи воздуха? Там сбоку на оси резинка уплотнитель и думаю что убил её когда положил эт о все в соду кауустик. Хочу поменять резинку.
Аватара пользователя
Mishapatrol
Имя: Михаил
Авто: Nissan Patrol ZD 30 diesel 2001 automat
Откуда: Израиль

Mishapatrol » 29 мар 2017, 19:50

Разобрал его добавил резинки на уплотнение оси и чудо наконец свист исчез воздух убегал через эти уплотнители которые я по не осторожности уничтожил собой кауустик :smoke2:
Аватара пользователя
Mishapatrol
Имя: Михаил
Авто: Nissan Patrol ZD 30 diesel 2001 automat
Откуда: Израиль

нужна помощь знатоков

Egor Maksimov » 27 июн 2017, 12:32

Приобрел НИССАН ПАТРОЛ 3,0 МКПП 2006 г
при выжитом сцеплении и включенной передачи машину колбасит,вздрагивает
вакуумная заслонка на выхлопном коллекторе была отключена,после того как ее восстановил ,включаю передачу заслонка закрывается и не открывается
выхлоп вонючий,будто неправильная смесмь
комп диагностика ошибок не дает
куда лезть ,с чего начать поиск ?????
буду благодарен за любую инфу
Нет аватара
Egor Maksimov
Имя: Егор
Авто: Nisan Patrol 3.0 ddi МКПП,2006г,

moder » 27 июн 2017, 15:23

См. вакуумную систему. Шланги (повреждения, пережатие, перепутаны) и вакуумные клапана (исправность клапанов и их цепей управления).

Добавлено спустя 1 минута 11 секунд:
Egor Maksimov:вздрагивает
вакуумная заслонка на вых
Перейти к сообщению

Заслонка вихревого клапана?
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3