Вихревой клапан
Вихревой клапан (Swirl Control Valve) или клапан управления скоростью вихревого движения воздушного заряда. Этому клапану досталось больше всего, т.к. кто-то когда-то ляпнул, что он завязан с EGR и его нужно безжалостно отключать навсегда так же как и EGR, после чего многие владельцы этого эпичного двигателя, не особенно вдаваясь в подробности и следуя стадному инстинкту начали нещадно "отключать вакуум" от этой ни в чем неповинной заслонки. И действительно, если её отключить, то страшного ничего не произойдет, мотор будет работать, а машин ездить .
Как работает вихревой клапан
Вихревой клапан нужен для обеспечения высокой скорости вихревого движения воздушного заряда при малых частотах вращения двигателя(клапан закрыт) и высокого коэффициента наполнения при высоких частотах вращения и полной нагрузке(клапан открыт).
ZD30 имеет по два впускных и выпускных клапана на каждый цилиндр. Впускные клапана для каждого цилиндра имеют раздельные каналы: тангенциальный(круглое сечение), в котором установлен вихревой клапан и спиралевидный(квадратное сечение).
Спиралевидный канал обеспечивает высокую вихревую скорость движения воздушного заряда, что способствует хорошему перемешиванию топлива с воздухом и приводит к качественному стабильному сгоранию. По этой же причине в спиралевидный канал заведен и патрубок EGR, т.к. отработанные газы должны предварительно перемешаться с воздухом (см. функциональную схему ZD30 в конце).
При включенной передаче и малой нагрузке, а также на холостом ходу вихревой клапан закрыт и весь воздух поступающий в двигатель проходит через спиралевидный канал, что обеспечивает высокую скорость вихревого движения заряда и лучшее перемешивание топлива с воздухом в камере сгорания, что в свою очередь обеспечивает наилучшее оптимальное сгорание смеси.
При большой нагрузке и высоких частотах вращения вихревой клапан всегда открыт и воздух поступает через оба канала: тангенциальный и спиралевидный, что обеспечивает поступление в цилиндр большего количества воздуха, который необходим для сгорания большего количества топлива, поступающего при большей нагрузке.
При заглушенном двигателе клапан также в открытом состоянии.
Подробнее можно почитать здесь на стр. 10 и 36.
Работа спиралевидного канала хорошо показана на этом видео:
Алгоритм управления вихревым клапаном определяется температурой охлаждающей жидкости, частотой вращения и цикловой подачей топлива. Клапан закрыт при одновременном выполнении следующих условий:
- включена передача
- обороты менее 1250
- температура ОЖ более 50С
Благодаря стабильному сгоранию при использовании рабочего процесса с предварительным перемешиванием топлива и воздуха(M-Fire) достигаются следующие ништяки:
- снижение выбросов сажи
- экономия топлива
- снижение выбросов CH
Клапан управления подачей воздуха
Клапан управления подачей воздуха (Intake Air Control Valve) применяется для уменьшения вибраций двигателя при его глушении. При выключении зажигания во время работы двигателя клапан закрывается и вместе с прекращением подачи топлива прекращается и поступление воздуха. После глушения двигателя клапан переходит в открытое состояние. Подробнее здесь стр. 36.
В особо кретиническом случае вакуум могут отключать и от этой заслонки , считая, что она тоже растет из EGR, а потом долго чешут репу, по поводу подергиваний движка при глушении. Но ещё большее количество лулзов владелец ZD30 получит в случае если криворукие сервисмены перепутают вакуумные трубки актуаторов вихревого клапана и клапана управления подачей воздуха, что случается довольно часто.
В этом случае машин заведется и даже поедет, а когда прогреется до 50С, при попытке тронуться или сбавить обороты ниже 1250 сработает соленоид вихревого клапана, неверно подключенный к актуатору клапана управления подачей воздуха, что приведет к полному прекращению подачи воздуха в цилиндры, двигатель будет работать только на топливе и отработанных газах EGR, а в случае заглушенного EGR так и вообще только на топливе .
Полезные ссылки