viewtopic.php?f=85&t=483
По ремонту и обслуживанию радиатора отдельная тема:
viewtopic.php?f=76&t=743
Быстрые переходы:
- Бачки системы охлаждения ZD30
- Датчики системы охлаждения
- Недостатки системы охлаждения ZD30
- Неисправности системы охлаждения ZD30
- Полезные номера деталей
- Полезные ссылки
Схема системы охлаждения ZD30
С 2003 г.в. контур охлаждения турбины был упразднен в связи заменой турбины на другой тип.
Из схемы видно, что система охлаждения ZD30 частично интегрирована в систему EGR(охладитель и клапан EGR) и систему смазки(охладитель масла), а на первых выпусках ZD30 жидкостное охлаждение имеет и турбокомпрессор.
Бачки системы охлаждения ZD30
В системе охлаждения ZD30 помимо радиаторов двигателя и отопителя есть ещё две емкости: верхний бачок, находящийся под давлением системы охлаждения и нижний - расширительный с желтой пробкой и атмосферным давлением.
Верхний бачок является верхней точкой системы и продолжением верхнего бачка радиатора. В исправной заполненной системе этот бачок всегда полон и через него постоянно циркулирует ОЖ.
Бачок имеет горловину со штуцером и крышку-клапан. Клапан может открываться как при давлении в системе, так и при разряжении.
При превышении давления в системе клапан в крышке открывается, чтобы выпустить излишек ОЖ в нижний расширительный бачок. При разряжении в системе(остывании двигателя) клапан открывается в обратную сторону, чтобы был возможен подсос ОЖ в систему из расширительного бачка.
Если пустеет верхний бачок
Если верхний бачок пустеет, несмотря на попытки долива в него ОЖ, то это может говорить о следующих проблемах:
- Утечка ОЖ.
- Не работает или не герметичен клапан в крышке верхнего бачка (засорен, заклинен, неплотно прилегает, неровная поверхность горловины или трещина в ней).
- Трещина в штуцере горловины (частое явление).
- Не герметичен или забит шланг между верхним и нижним расширительным бачком.
- В верхнем бачке постоянно избыточное давление(газы в системе). При этом в нижнем расширительном бачке будут наблюдаться пузыри, а то и вовсе выбрасывать ОЖ через его открытую боковую горловину.
Нельзя допускать, чтобы система охлаждения ZD30 была недозаполнена!
Для устранения проблемы нужно попробовать:
- Найти и устранить возможную утечку.
- Грамотно заполнить систему.
- Проверить крышку-клапан верхнего бачка и насколько плотно она сидит на горловине. Для уверенности можно крышку заменить.
- Внимательно осмотреть горловину и её штуцер на предмет повреждений, износа, трещин и деформации. Одеть на штуцер хомутик.
Датчики системы охлаждения
В системе охлаждения на Патруле с ZD30 имеется два резистивных датчика температуры ОЖ.
Одноконтактный датчик установлен в верхней передней правой по ходу движения части ГБЦ(над ТНВД) и подключен к приборной панели, к прибору указателя температуры.
Второй двухконтактный датчик расположен в переднем левом по ходу движения краю ГБЦ и подключен к ЭБУ двигателя.
Недостатки системы охлаждения ZD30
- Наличие охладителя газов EGR с отбором приличного потока ОЖ от блока в районе 4-го цилиндра. Охладитель ЕГР может влиять на баланс температурного режима, особенно при нагрузке и больших оборотах, когда температура выхлопных газов велика, а клапан EGR закрыт. Подробнее здесь.
- Очень маленькие жиклероподобные отверстия в прокладке ГБЦ, которые могут забиваться грязью. Подробнее здесь.
- Недостаточная циркуляция ОЖ в контуре печки.
- Расширительный бачок(нижний) имеет ни чем не прикрытую боковую горловину, через которую в антифриз может попадать дорожная пыль, грязь и вода при форсировании бродов. При остывании двигателя всё это может засасываться в систему вместе с антифризом, а грязь может приводить к загрязнению и неисправности перепускного клапана в крышке верхнего бачка.
- Вискомуфта представляет собой одно целое с помпой.
- Вентилятор имеет 8 лопастей, в то время как на некоторых грузовых модификациях мотора их 10.
Характерные неисправности системы охлаждения ZD30
- Неисправность перепускного клапана в крышке верхнего расширительного бачка.
- Трещина штуцера горловины верхнего расширительного бачка.
Подробнее здесь. - Трещина или деформация верхнего расширительного бачка в районе горловины.
- Трещина или отламывание штуцера верхнего бачка радиатора.
- Утечка ОЖ в результате пробоя прокладки ГБЦ. Характерным признаком пробоя является одновременное возникновение следующих факторов:
- - снижение уровня в верхнем расширительном бачке
- - обильный выброс антифриза из боковой горловины нижнего расширительного бачка
- - пузырение в нижнем расширительном бачке, неустранимое после выхода воздушной пробки из системы охлаждения
- - повышенное давление в рукавах радиатора
- - холодный воздух из системы отопления
phpBB [media]
Пример "пузырения" в нижнем бачке при пробое прокладки ГБЦphpBB [media]
Способ диагностики - Утечка ОЖ через неплотности сопрягаемых поверхностей(ГБЦ - картер шестерен - крышка привода ГРМ).
Для замены этой прокладки необходимо снять картер ГРМ(переднюю плиту).
Подробнее здесь. - Неисправность помпы системы охлаждения.
От некачественного антифриза потроха помпы ржавеют, разваливаются и наматываются на крыльчатку. Поэтому, в случае перегрева без признаков утечки и пробоя прокладки ГБЦ нужно помимо радиатора проверить и помпу.
Подробнее здесь и здесь.
- Неисправность вискомуфты. Подробнее здесь.
- Неисправность двухконтактного датчика ТОЖ или его проводки. Может приводить к появлению ошибки 0702 ТНВД, к проблемам с тягой и повышенному расходу.
Диффузор вентилятора вискомуфты может представлять смертельную опасность... для котов. Подробнее здесь.
Полезные номера
- 21481-18000 - уплотнительное кольцо сливной пробки радиатора
- 21440-50Y00 - пробка сливная радиатора
- 21430-1P107 - пробка заливная радиатора
- 21430-01F02 - пробка верхнего бачка
- 25080-89907 - одноконтактный датчик на блоке
- 22630-1W400 - двухконтактный датчик на ГБЦ
- 21060-2W20A(21060-2W201) - крыльчатка
- 21010-2W20A(21010-2W226, B1010-2W20A) - помпа(включая шкив и вискомуфту)
- NS000Y61-D - радиатор SAT (Китай, отзывы о производителе противоречивые)
- ajr-Y61-AT60 - алюминиевый радиатор AJS (Китай)
https://ru.aliexpress.com/premium/radia ... =y&catId=0
Полезные ссылки
- Размышления об особенностях СО ZD30 #1 (термостат)
- Размышления об особенностях СО ZD30 #2 (прокладка ГБЦ и контур салонного отопителя)
- Размышления об особенностях СО ZD30 #3 (контур охлаждения ЕГР)
- Размышления об особенностях СО ZD30 #4 (перегрев)
- Размышления об особенностях СО ZD30 #5 (салонные отопители)
- Про кран печки
- Установка доп. помпы
- Замена термостата ZD30
- Замена антифриза и заполнение системы охлаждения ZD30
- Система EGR
- Технические брошюры MotorService - Система охлаждения