Быстрые переходы
Особенности насоса VP44
- Электронная система управления
Процессы, происходящие в насосе VP44 контролируются его собственным блоком управления, с помощью которого регулируются два основных параметра ТНВД: цикловая подача и момент опережения впрыска топлива. Связь с основным блоком управления двигателем(ECM) осуществляется по шине CAN с использованием цифровой пакетной передачи данных, поэтому без специального сканера диагностика неисправностей, связанных с электронным управлением затруднительна.
Цикловая подача топлива, рассчитываемая блоком управления(ECM), зависит от массы потребляемого двигателем воздуха, которая определяется по показаниям датчика массового расхода воздуха (ДМРВ(MAF)). Чувствительный элемент датчика представляет собой специальное покрытие, на котором может образовываться пленка из масла и пыли(вентиляция картера+некачественный воздушный фильтр), снижающая чувствительность датчика и его характеристику. Если выходное напряжение ДМРВ при этом не выходит за определённые границы, самодиагностика не определяет его неисправность, а ECM, ориентируясь на заниженные показания ДМРВ, рассчитывает меньшую цикловую подачу топлива относительно необходимой для всасываемого объёма воздуха, в следствие чего обедняется смесь и снижается динамика двигателя, а также осуществляется некорректное управление ТКР, что в свою очередь приводит к превышению давления наддува. Повышенное давление наддува вместе с обедненной топливной смесью может приводить к нарушению теплового режима в ЦПГ. - Повышенные требования к качеству топлива и его подаче
Двигатель с насосом VP44 характеризует высокая экономичность и хорошая динамика, однако, насос очень требователен к качеству топлива и к пропускной способности (прокачиваемости) топливной магистрали.
Низкая пропускная способность топливной магистрали может возникать при сильном засорении топливного фильтра или при установке в дополнение к основному фильтру дополнительного фильтра-сепаратора, что может приводить к чрезмерному разрежению на всем протяжении топливной магистрали и возможному подсосу воздуха в топливо. При этом перестаёт нормально функционировать механизм изменения опережения впрыска, иногда уменьшается цикловая подача топлива, что заметно по белому выхлопу, снижению максимальных оборотов и уменьшению мощности.
На больших нагрузках это может приводить к запаздыванию момента опережения впрыска, что фиксируется системой самодиагностики, которая сигнализирует о проблеме лампой "check engine" и снижением мощности двигателя.
При длительной езде с такой проблемой происходит ускоренный износ насоса, т.к. смазка его механизмов и охлаждение электроники блока управления осуществляется непосредственно топливом. Наличие воздуха в топливе также порождает кавитационный износ элементов топливной системы, начиная от подкачивающего насоса ТНДВ и заканчивая распылителями форсунок.
Нужно своевременно осуществлять замену топливного фильтра, т.к. если грязь попадет в насос в большом количестве(в том числе в результате разрыва фильтрующего элемента), то без замены корпуса ТНВД неисправность устранить не удаётся.
- Форсунки
В конструкции форсунок VP44 для ZD30 имеются две пружины, с помощью которых реализовано две ступени подъема иглы. Кроме обычных параметров, характерных для однопружинных форсунок(давление подъема иглы, "отсечка", форма факела распыления топлива, гидроплотность), для двухпружинных форсунок имеют место такие параметры как давление подъема иглы второй ступени и расход топлива через форсунку, которые определяются только на специальном стенде. В неисправности форсунок нередко кроется причина падения мощности двигателя.
Проблемы VP44
Топливо и топливоподача
Серьёзным недостатком многих автомобилей с ТНВД VP44 является отсутствие внешнего электрического подкачивающего насоса и фильтра сепаратора. Из-за отсутствия доп. подкачивающего насоса производительный шиберный насос низкого давления(ТННД) в составе ТНВД создает в топливоподающей магистрали сильное разрежение, особенно при наличии факторов, препятствующих нормальному прохождению топлива, например:
- в условиях холодного климата, когда ДТ не соответствующего качества "парафинится" и забивает топливный фильтр
- при не своевременной замене фильтрующего элемента
- при использовании фильтрующего элемента с недостаточной пропускной способностью или использовании нескольких фильтров подряд (сепары, ракоры и иже с ними)
Проблему с подсосом воздуха кардинально можно решить только установкой дополнительного электрического подкачивающего насоса, расположенного как можно ближе к топливному баку.
Хроническое наличие воды в топливе также является убийственным фактором для этого насоса и его "тонких" механизмов. Вместо штатного фильтра желательно установить качественный фильтр-сепаратор тонкой очистки, либо же дополнить штатный фильтр фильтром сепаратором грубой очистки.
На коммерческой и промышленной технике с этим ТНВД в комплекте всегда есть и фильтр-сепаратор и подкачивающий насос!
Замена фильтрующих элементов должна осуществляться только на оригинальные фирменные изделия по каталогу производителя авто или примененного фильтра сепаратора. Применение некачественных или поддельных фильтрующих элементов приведет к неработоспособности ТНВД.
Автомат опережения впрыска
В случае недостаточной прокачиваемости топливной магистрали и попадания воздуха в топливо ТННД в составе VP44 не в состоянии обеспечить необходимое давление на поршне автомата опережения.
Автомат опережения впрыска в свою очередь является нижней точкой насоса, поэтому вода и грязь, которая попадает в него вместе с некачественным топливом может накапливаться в нем, как в отстойнике, что приводит к ускоренному износу его поршня(задиры, выработка), а в конечном итоге и к его подклиниванию. При подклинивании автомата опережения впрыска в положении раннего впрыска при совпадении ряда факторов, характерных для ZD30(искусственно обедненная смесь вкупе с занижающим показания ДМРВ и, как следствие, повышенным давлением наддува), может привести к нарушению теплового режима в ЦПГ(прогар поршня, трещина ГБЦ).
Клапан управления наполнением топлива(дозирующий клапан)
Проблемы этого клапана следующие:
- износ, подклинивание, сбои в работе из-за присутствия грязи и воды в топливе
- осыпание изоляции, повреждение и замыкание внешней проводки
- межвитковое замыкание или обрыв обмотки в следствие перегрева
- выход из строя ключа управления в следствие замыкания обмотки, проводки или недостаточного охлаждения из-за присутствия воздуха в топливной системе
Клапан управления моментом впрыска(опережения)
Проблемы этого клапана следующие:
- Клапан имеет нижнее расположение, поэтому вода и грязь в топливе могут накапливаться в нем, что может приводить к сбоям в его работе.
- Проводка клапана имеет наружное расположение, поэтому помимо "топливных" факторов на клапан действуют ещё погодные и температурные, а также вибрация и масло, которое может попадать на проводку ТНВД с сопливого интеркулера ZD30. Воздействие перепадов температуры и масла приводит к повреждению(осыпанию) изоляции проводов и, как следствие, к возможной утечке тока или короткому замыканию. Постоянная вибрация может приводить к внутреннему перелому проводников, в результате чего клапан также перестанет функционировать.
- Выход из строя управляющего ключа в следствие замыкания проводки.
Завоздушивание
Насос VP44 в некоторых случаях может завоздушивать сам себя (в том числе, когда двигатель не заведен). Это может происходить по следующим причинам:
- изношен сальник вала (редко)
- рассохлось кольцо фиксирующего винта
- грязь и подклинивание перепускного клапана
- повреждение шланга обратки форсунок или неплотности в соединениях её магистрали под клапанной крышкой
- неплотности в болтовых соединениях штуцеров подачи и обратки
Убедитесь, что герметичность сохраняется при разрежении:
От -53,3 до -66,7 кПа (от -533 до -667 мбар, от -400 до
От -500 мм рт.ст.)
Особенности ZD30 Nissan Patrol Y61
Ещё одна проблема связана с неудачным расположением интеркулера на ZD30, из-за которого он, не выдерживая вибрации, начинает активно сопливить маслом, которое стекает на проводку и разъемы ТНВД, что, в свою очередь, приводит к разрушению изоляции проводов и глюкам в обмене данными ECM<-->ТНВД. Подробнее о проблеме можно узнать здесь.
Диагностика
В ТНВД VP44 нет датчиков наличия воды и воздуха в топливе, но косвенно проблема с качеством топлива и проходимостью топливной магистрали диагностируется по наличию ошибки 77(опережение впрыска, система синхронизации), возможные причины которой - плохая производительность подкачивающего насоса ТНВД в следствии его износа, плохой проходимости топливной магистрали или наличия в ней воздуха. При регулярном появлении такой ошибки в первую очередь нужно убедится в качестве топлива, поменять топливный фильтр и исключить подсос воздуха по всей топливной магистрали.
О проблемах с клапаном управления моментом впрыска говорят ошибки 74 и 76, при появлении которых необходимо проверить состояние проводки клапана, а ещё лучше снять его, прочистить и прозвонить обмотку для выявления залома. Ошибка 76 также может говорить о выходе из строя транзисторного ключа клапана управления моментом впрыска.
О проблемах с проводкой ТНВД говорят ошибки 73 и 75, при появлении которых нужно проверить состояние проводки ТНВД и принять меры для её защиты. 73-й код может также появится при попытке запуска двигателя с подсевшим АКБ.
Подробнее ознакомиться с возможными ошибками, их описанием и способами диагностики можно здесь.
Проверка блока управления и клапанов
Измерение давления
Обслуживание VP44
Как правильно прокачивать(заполнять топливом) завоздушенный ТНВД
При ремонте и обслуживании топливной системы, а также в результате негерметичности в топливопроводе ТНВД может оказаться завоздушенным. Смазка механизмов ТНВД и охлаждение его ЭБУ осуществляется непосредственно топливом, поэтому перед запуском двигателя крайне желательно удалить воздух и заполнить ТНВД топливом.
На штуцере обратки VP44 установлен перепускной клапан, который осложняет прокачку ТНВД путем нагнетания топлива на входе. Для того, чтобы эффективно прокачать VP44 нужно заполнить его топливом путем откачивания воздуха через штуцер обратки. Для этого нужно:
- Выкрутить болт с перепускным клапаном и в временно вкрутить вместо него обычный полый болт (banjo(банжо)-болт) М14.
- Шланг подачи топлива на ТНВД опускают в емкость с топливом(через фильтр), а к штуцеру обратки через прозрачный шланг подключают ручной насос(грушу с обратным клапаном) для откачивания воздуха.
- Насосом качают до тех пор, пока по шлангу обратки не пойдет топливо без пузырьков воздуха.
- После можно обратно вкрутить перепускной клапан, соединить все шланги обратно и попытаться завести двигатель. Перед запуском можно заранее выжать педаль газа, чтобы ТНВД быстрее прокачал оставшийся воздух. Если двигатель схватил, то нужно добавить оборотов. Если двигатель завелся, то дополнительно можно сделать несколько качков лягухой.
Далее для прокачки топливных линий высокого давления:
Если двигатель не заводится после манипуляций описанных выше, то потребуется прокачка топливных линий высокого давления.
- Демонтируем интеркулер и приотпускаем гайки штуцеров форсунок на пол оборота-оборот. Достаточно отпустить три гайки, снимать блок заслонок и ослаблять 4-ю необязательно. Под гайками прокладывается чистая ветошь, которая будет использована в качестве индикатора прокачки топлива.
- Крутим стартером до тех пор, пока из под гаек не потечет топливо. Подолгу крутить стартером ненужно, дабы не напрягать ТНВД. Каждая попытка не более 10 сек. Перерыв между попытками - несколько минут.
- Затягиваем гайки трубок высокого давления с требуемым моментом (21,6 - 24,5 Н*м) и повторно прокручиваем двигатель стартером для запуска двигателя. При этом также помогаем педалью газа, как было описано выше.
Если под рукой нет груши и банжо-болта, то есть альтернативный вариант заполнения ТНВД топливом:
- По возможности заранее отпускаем гайки трубок высокого давления, как описано выше.
- Шланг обратки от насоса опускаем в емкость с ДТ. Конец шланга должен быть обязательно утоплен в топливе. В случае штатной лягухи с термоклапаном также отсоединяем шланг обратки и со стороны выхода клапана или чем-нибудь пережимаем шланг.
- В случае штатной лягухи зажимаем штуцера термоклапана пальцами или перекрываем другим способом, чтобы через них не подсасывало и не вытекало топливо.
- Качаем топливо лягухой до тех пор, пока из обратки не выйдет воздух, а из под штуцеров форсунок(если их гайки ослаблены) не начнет вяло выходить воздух и потечет топливо. Качать нужно усиленно, чтобы продавить перепускной клапан ТНВД.
- Далее пытаемся завести двигатель или дополнительно выгоняем воздух из трубок высокого давления, как описано выше.
О том, как прокачивать топливную систему в сложной или экстремальной ситуации рассказано тут:
viewtopic.php?f=59&t=328#pumping
Как добраться до "сеточки" в ТНВД
Разборка:
- Вынимаем правый АКБ.
- Отсоединяем от топливного фильтра шланги подач и обратки к ТНВД.
- Снимаем с кронштейна топливный фильтр и смещаем его в сторону моторного щита.
- Для удобства можно снять интеркулер, но необязательно.
В результате появится доступ к редукционному клапану, регулирующему внутрикорпусное давление ТНВД. Под этим клапаном расположен сетчатый фильтр("сеточка"), предотвращающий попадание продуктов износа подкачивающего насоса и грязи в механизмы ТНВД. Подробнее о редукционном клапане и насосе VP44 можно почитать в учебном пособии BOSCH - Опрыскиваем соляркой ТНВД и всё вокруг него, протираем ветошью. На ТНВД и вокруг не должно быть сухой пыли и грязи. Всё нужно "увлажнить", чтобы в ТНВД ничего не упало и не насыпалось.
- Пункты с 6-го по 9-й выполнять не обязательно, разве только для удобства доступа. Отсоединяем шланги подачи и обратки от ТНВД.
- Размыкаем и снимаем с кронштейна отжатием защелки держатель электрожгута под штуцером подачи. Смещаем его в сторону, чтобы не мешал.
- Отсоединяем от штуцера подачи шланг обратки с форсунок.
- Откручиваем штуцер подачи, затем штуцер обратки. Потребуются головки на 17 и 19 соответственно.
- Берем зубную щетку, смоченную в солярке и тщательно очищаем грязь вокруг клапана, затем промываем и протираем насухо.
- Для выкручивания клапана потребуется короткий рожковый ключ на 10. Единственная проблема - это стронуть клапан, т.к. не всегда к нему удобно подобраться. Я для этого применил вот такой ключ:
После выкручивания клапан нужно опустить в чистую емкость с чистой соляркой, чтобы в него не попала пыль или грязь. - Далее вынимаем сеточку.
"Сидеть" сеточка может плотно, поэтому, дабы ничего не повредить, лезть туда и вынимать сеточку без веской необходимости не следует!
Сеточка вынимается путем вворачивания внутрь её самореза, с помощью которого она поддевается и вытаскивается. Саморез нужен длинный, диаметром 4,8мм. Именно 4,8мм, не путать с похожим на 4,5мм.
Вворачивать саморез внутрь сеточки нужно совсем немного, не более 15мм, чтобы не повредить пластиковый корпус сеточки.
Вынимать сеточку следует строго вертикально и без излишнего усердия! Для этого нужно будет соорудить что-то вроде такой конструкции:
Как видно на фото, продукты износа подкачивающего насоса ТНВД и не отфильтрованная грязь собираются снаружи сетки в её нижней части, что предотвращает их попадание в редукционный клапан и механизмы ТНВД.
Чем больше металлических опилок в сеточке, тем сильнее изношен подкачивающий насос ТНВД. - Промывать сеточку нужно изнутри наружу.
Сделать это не так-то просто. Металлические продукты износа подкачивающего насоса ТНВД сидят в её ячейках очень плотно, при том, что сетка очень мала и применять какое-либо механическое воздействие на неё нельзя. Частично удалось её прочистить путем нескольких подходов промывкой очистителем, чередующихся продувкой воздухом.
Сборка:
- Особое внимание нужно уделить наличию уплотнительных шайб на штуцерах обратки и подачи. С каждой стороны штуцера должно быть одето по алюминиевой шайбе.
Отсутствие или повреждение шайбы на штуцере подачи может быть причиной подсоса воздуха и плохого запуска в осенне-зимний период(запуск с троением).
Алюминиевые шайбы корродируют с металлом штуцеров и корпусом ТНВД, поэтому поверхности нужно тщательно и аккуратно зачистить. Шайбы можно заменить на медные, потребуется две шайбы на 12мм и две на 14мм для подачи и обратки соответственно. - Хорошенько промываем снятые штуцера и их болты в солярке.
- Устанавливаем сеточку на место и вкручиваем клапан.
- Устанавливаем и затягиваем штуцер обратки, а затем штуцер подачи. При затяжке нужно правильно сориентировать положение штуцеров, чтобы к ним было удобно подводить шланги.
- Подсоединяем к штуцеру подачи шланчик обратки с форсунок. Хомут лучше заменить и поставить маленький ленточный(червячный применять нельзя).
- Устанавливаем на место держатель электрожгута.
- Подсоединяем шланги подачи и обратки к ТНВД.
- Устанавливаем и подключаем топливный фильтр и АКБ.
F 01M 101 785
Ремонт ТНВД VP44
Снятие и установка
- Разборка агрегатов двигателя для доступа к ТНВД
При выполнении п.15 необязательно добиваться совмещения всех меток(очень долго крутить). Для снятия ТНВД достаточно совместить только метки C-CC на шестерне ТНВД и промежуточной шестерне, после чего заблокировать промежуточную шестерню и пометить расположение цепи на звездочках ТНВД и распредвала. - Для снятия и установки ТНВД используем мануал и видео:
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-dis ... 40fecb7d11phpBB [media]phpBB [media]
Взвод "хитрой" шестерни - Сборка агрегатов двигателя
Замена блока управления и регулировка цикловой подачи
Замена транзистора в ТНВД VP44
Транзистор применяется IRLR2905PBF. Транзистор должен быть посажен на теплоотводную пластину модуля посредством теплопроводного клея.
Ниже представлены различные техники вскрытия модуля и замены транзистора.
Разборка ТНВД VP44
Ремкомплект VP44
Полезные ссылки
- Решение проблемы с текущими трубками высокого давления
- Простая диагностика насоса VP44
- Оциллограммы обмена с ECM исправного насоса
- Промывка топливной системы
- Лягуха, прокачка и доработка топливной системы
- Установка доп. ТННД
- Учебное пособие BOSCH по VP44(VR)
- Ремонт ТНВД VP44 на двигателе ZD30
- Переборка ТНВД VP44 на М47
- Ремонт блока управления ТНВД BOSCH VP44 своими руками
- Ремонт ТНВД VP44
- Ремонт ТНВД VP44 (2)
- Разборка ТНВД Bosch Vp44
- Полезные видео по диагностике и ремонту VP44
____