Быстрые переходы:
- Что делать, если прогорел поршень, а надо выбираться
- Как прогарает поршень ZD30
- Проблемы ZD30
- Оригинальные стандартные поршни
- Не оригинальные стандартные поршни
- Не оригинальные ремонтные поршни
- Не оригинальные кольца
- Не оригинальные гильзы
- Вкладыши
- Полезные ссылки
Устройство поршня ZD30
Одной из отличительных особенностей поршня ZD30 является охлаждающая полость по всей окружности поршня, в которую впрыскивается масло посредством маслофорсунки.
Именно в одной из этих маслофорсунок заключался эпичный провал первых выпусков ZD30, когда бухой робот сборочного конвеера криво их устанавливал, пока бдительные япы не обнаружили косяк и не надавали ему по его кривым манипуляторам.
Как прогарает поршень ZD30
Вот примерно как-то так идет процесс прогара поршня в ZD30, особенно старых, в которых MAF и поршни старого образца:
Всё начинается с проблем топливной аппаратуры, нарушения смесеобразования или опережения впрыска, что ведет к локальному перегреву поршня при больших оборотах и нагрузке.
В следствие перегрева на поршне возникают трещины, идущие от "свода" камеры сгорания к внешнему радиусу поршня. Трещина может "расти" и проходить через стенки охлаждающей полости, в результате чего образуются слабые места в теле поршня.
В большинстве случаев трещины идут по оси поршневого пальца(показано синим) и проблема этих трещин довольно стара. Подробнее здесь.
Появлению трещин нередко способствуют удары от осколков керамических свечей накаливания в область свода камеры сгорания.
Поршень получает повреждение, в результате деформации нарушается структура металла и без того тонкого свода камеры сгорания.
Примеры трещин возникших в результате удара осколком керамической свечи накаливания:
Продолжительное воздействие неблагоприятных факторов приводит к пробою металла одной или сразу двух стенок охлаждающей полости поршня.
Подробнее об этом типе повреждения поршней можно почитать здесь, а также здесь (стр. 34).
Проблемы ZD30
Проблемы ZD30 можно разделить на три типа:
- Проблема смесеобразования комплексная:
- Некачественное топливо. Особенно опасна нагрузка на двигатель после сомнительной заправки.
- Разрегметизация интеркулера и других узлов впускного тракта, что приводит к нарушению смесеобразования.
- Ненадежный MAF(до 2004г), быстро и незаметно выходящий из строя. Перед тем как станет заметна неисправность этого датчика он может очень долго занижать количество всасываемого воздуха, в результате чего ЭБУ уменьшает подачу топлива и может раскручивать турбину для компенсации недостатка воздуха, что приводит к переобеднению смеси(воздуха реально поступает больше, чем "думает" ЭБУ), к увеличению давления наддува, которое не контролируется ЭБУ должным образом и, как следствие, к перегреву.
- Неисправности управления ТКР и отсутствие эффективного контроля за давлением наддува, не эффективная работа датчика MAP. Фактически за контроль подачи воздуха отвечают датчики MAF и MAP, каждый из которых может начать незаметно выходить из строя, не сигнализируя соответствующей ошибкой. Ошибка появляется только когда датчик подыхает практически полностью.
- Топливные карты под высокие евронормы и, как следствие, изначально сильно обедненная смесь.
- Проблема с опережением впрыска связана со следующими моментами:
- Подклинивание клапана опережения впрыска ТНВД в положении раннего впрыска в следствие регулярного наличия грязи и воды в топливе.
- Некачественная сборка механизма ГРМ(смещение меток, роспуск "хитрой" шестерни).
- Неисправности топливной системы:
- Регулярный подсос воздуха из-за присутствия сильного разряжении на протяжении всё топливной магистрали до ТНВД.
- Неисправность распылителей форсунок, когда они начинают "лить". Последствия в этом случае имеют несколько другой характер и могут быть гораздо фатальнее - поршень просто расплавляется.
Подробнее об этом типе повреждения поршней можно почитать здесь (стр. 32).
Вот пример ещё одного пробоя:
Подробнее здесь: https://www.drive2.ru/l/8414004/
А вот ещё один:
И еще много аналогичных случаев...
На более "свежих" ZD30(с 2004г) проблема MAF решена, он там реально надежный и практически не убиваемый. Поршня якобы тоже усилены, но я сомневаюсь, что это на что-то влияет или как-то поможет. Исправность работы двигателя нужно обеспечивать в первую очередь решением перечисленных выше проблем. Всё это справедливо и в плане трещин ГБЦ.
Проблема пробоя поршня в охлаждающую полость характерна не только для ZD30, но и для разных других моторов. Вот, например, аналогичная ситуация на двигателе D4D Toyota Prado:
Тоже самое и на многих других двигателях:
Оригинальные стандартные поршни
- Для нового БЦ:
- Подобрать размерные группы поршней соответственно размерным группам цилиндров, выбитым на верхней плоскости БЦ.
- Для старого БЦ:
- Измерить внутренний диаметр цилиндров для определения размерной группы.
- Подобрать размерные группы поршней соответственно размерным группам цилиндров.
Для стандартных оригинальных поршней доступны парные размерные группы: STD GRADE 1 и STD GRADE 2/3. Отдельно STD GRADE 3 не существует, т.к. эта группа применялось только в заводских условиях.
Оригинальные поршни поставляются в комплекте с поршневым пальцем.
По набору применяемых колец поршни делятся на две группы: с узким и широким кольцом №3(маслосъемным).
Для удобства номера поршней, применяемых на Патруле, здесь разделены мной на группы A, B, C, D и E в зависимости от модернизаций(периода применения):
- A (02.2000 - 06.2001):
- 12010-VC101 (STD GRADE 1, взаимозаменяемы с 12010-VC102, 12010-VK600, 12010-VX201)
- 12010-VC111 (STD GRADE 2/3, взаимозаменяемы с 12010-VC112, 12010-VK610, 12010-VX211)
- B (06.2001 - 04.2004):
- 12010-VC102 (STD GRADE 1, взаимозаменяемы с 12010-VK600, 12010-VX201)
- 12010-VC112 (STD GRADE 2/3, широкое кольцо, 2 сливных отверстия маслосъемного кольца, 2 дополнительных отверстия в маслоохлаждаемой полости, вес примерно 625гр., взаимозаменяемы с 12010-VK610, 12010-VX211)
- C (04.2004 - ...):
- 12010-VK600 (STD GRADE 1, взаимозаменяемы с 12010-VX201)
- 12010-VK610 (STD GRADE 2/3, узкое кольцо, 4 сливных отверстия маслосъемного кольца, 2 дополнительных отверстия в маслоохлаждаемой полости, оксидное покрытие, взаимозаменяемы с 12010-VX211)
- D:
- 12010-VX201 (12.2006 - ... , STD GRADE 1, узкое кольцо, 1 дополнительное отверстие в маслоохлаждаемой полости, нет сливных отверстий маслосъемного кольца, без оксидного покрытия)
- 12010-VX211 (07.2004 - 12.2006, STD GRADE 2/3, узкое кольцо, 1 дополнительное отверстие в маслоохлаждаемой полости, нет сливных отверстий маслосъемного кольца, без оксидного покрытия, вес примерно 675гр.)
- E (12.2006 - ... , для ZD30CRD!)
- 12010-DB000 (STD GRADE 1, узкое кольцо, без оксидного покрытия)
- 12010-DB010 (STD GRADE 2, узкое кольцо, 4 сливных отверстия от маслосъемного кольца, 1 дополнительное отверстие в маслоохлаждаемой полости, без оксидного покрытия, вес примерно 725гр.)
Палец CRD также тяжелее пальца обычного ZD30.
Поршень CRD имеет отличную от поршней обычного ZD30 форму камеры сгорания под распылитель форсунки с 8-ю соплами, но объем камер сгорания одинаков.
На ZD30CRD также отличный от обычного ZD30 коленвал.
Подробнее тут:
viewtopic.php?p=27765#p27765
viewtopic.php?p=27898#p27898
Производитель всех оригинальных поршней ZD30 - IZUMI
Основные отличия поршней:
- 12010-DB000, 12010-DB010:
- Остальные:
Комплекты оригинальных колец
Обычно, в оригинальный комплект колец входит набор для 4-х поршней.
Комплекты колец для поршней с широким кольцом:
- 12033-0W81A (12033-0W813, 12033-0W814)
- 12033-2W212 (12033-2W211)
- 12033-7F400
- 12033-NA010
- 12033-DB010 (12033-VK610)
- 12033-DB000 (комплект колец на один поршень)
- с узким маслосъемным кольцом:
- толщина кольца 1 - 2.5(top HK)
- толщина кольца 2 - 2.0
- толщина кольца 3 - 2.0 (oil)
- с широким маслосъемным кольцом:
- толщина кольца 1 - 2.5(top HK)
- толщина кольца 2 - 2.0
- толщина кольца 3 - 3.0 (oil)
Не оригинальные стандартные поршни
Не оригинальные поршни представлены производителями TEIKIN и AUTOWELT.
Качество продукции производителя AUTOWELT оставляет желать лучшего. Особенно это касается поршневых колец. Выбирая данного производителя, вы действуете на свой страх и риск.
- TEIKIN:
- 44672AG (44672AGSTD) - стандартный, широкое кольцо
- 44673AG (44673AGSTD) - стандартный, узкое кольцо
- 44678AG - стандартный, узкое кольцо, соответствуют группе E(для ZD30CRD)
- В комплекте поршневой палец.
- AUTOWELT:
- PN-33300 - стандартный, широкое кольцо
- PN-33330 - стандартный, узкое кольцо
- В комплекте поршневой палец и кольца.
Каталог продукции AUTOWELT:
http://www.autowelt.ru/catalog_motor_1088.html
- NISSAN (не применялись на Патруле):
- 12010-VD112 - стандартный (широкое кольцо)
- 12010-VX112 - стандартный (узкое кольцо)
- Altra
- CTM
Не оригинальные ремонтные поршни
- TEIKIN:
- широкое кольцо:
44672AG025 (44672AG25) - +0.25мм
44672AG050 (44672AG50) - +0.5мм
44672AG100 - +1.0мм - узкое кольцо:
44673AG050 (44673AG50) - +0.5мм
44673AG100 - +1.0мм - В комплекте поршневой палец.
- широкое кольцо:
- NPR
- широкое кольцо: SDN30153ZZ050 - +0.5мм
- узкое кольцо: SDN30174ZZ50 - +0.5мм
- В комплекте поршневой палец.
- AUTOWELT:
- узкое кольцо: PN-33331 - +0.5мм
- В комплекте поршневой палец и кольца.
Не оригинальные кольца
- TEIKIN:
См. таблицу выше. - AUTOWELT:
RS-33390 (широкое кольцо) - NPR:
- Широкое кольцо:
SDN30153ZZSTD - стандарт
SDN30153ZZ50 (SDN30153ZZ050) - +0.5мм
SDN30153ZZ100 - +1.0мм
12033-7F400 - +0.25мм - Узкое кольцо:
SDN30174ZZSTD - стандарт
SDN30174ZZ50 (SDN30174ZZ050) - +0.5мм
SDN30174ZZ100 - +1.0мм
- Широкое кольцо:
- TP(TPR):
- Широкое колцо:
341372FACSTD - стандарт
341372FAC25 (341372FAC025) - +0.25мм
341372FAC50 (341372FAC050) - +0.5мм
341372FAC100 - +1.0mm - Узкое кольцо:
341662FSTD (34166-STD) - стандарт
341662F25 (341662F025) - +0.25мм
341662F50 (341662F050, 34166050) - +0.5мм
341662F100 - +1.0mm
- Широкое колцо:
- RIK:
- Широкое кольцо:
23176STD - стандарт
23176050 - +0.5мм - Узкое кольцо:
23177STD - стандарт
23177050 - +0.5мм
- Широкое кольцо:
- Kolbenschmidt:
- Широкоe кольцо:
80 00430 1 0 000 - стандарт
80 00430 1 0 050 - +0.5мм - Узкое кольцо:
80 01110 1 0 000 - стандарт
80 01110 1 0 050 - +0.5мм
- Широкоe кольцо:
Не оригинальные гильзы
- AUTOWELT:
CL-33030 - Kolbenschmidt:
89 449 190
Вкладыши
Коренные
Шатунные
Продольного биения коленвала
- GRADE A - 12280-2W21A (12280-2W20A, 12280-2W210)
- GRADE B - 12280-2W21B (12280-2W20B, 12280-2W211)
- GRADE C - 12280-2W21C (12280-2W20C, 12280-2W212)
- OS 020 - 12280-2W21E (12280-2W20E, 12280-2W215)
Полезные ссылки
- Комплект прокладок двигателя
- Раскоксовка
- Эндоскопическое обследование ЦПГ
- Измерение "вылета" поршня при замене деталей ЦПГ или прокладки ГБЦ
- Балансирные валы
- ТНВД VP44
- Датчики MAF(ДМРВ) и MAP
- Свечи накаливания
- Документация по ZD30
- Документация по кап. ремонту ZD30 (открыть Jul. 1999, EM)
- Технические брошюры MotorService - ЦПГ
- Технические брошюры MotorService - Расход и потери масла
- Технические брошюры MotorService - Ремонт двигателя