Что можно смотреть(дефектовать) с помощью описанного ниже метода:
- Состояние хона и наличие задиров по всей длине и окружности цилиндра.
- Выработка на границе компрессионного кольца(ступенька).
- Состояние открытых клапанов и их седел(частично).
- Трещины ГБЦ между седел клапанов.
- Поверхность поршня(трещины, выбоины от обломков свечей накаливания, прогар).
- Свод камеры сгорания изнутри(трещины, пробой).
Что нельзя посмотреть данным методом:
- Трещины ГБЦ от свечного канала.
- Состояние поверхности ГБЦ в целом.
- Сложно идентифицировать тонкие(не раскрытые) трещины поршня.
- Сложно оценить величину выработки(ступеньки) на границе компрессионного кольца.
Эндоскопическое обследование должно совмещаться с раскоксовкой поршней и проводится дважды.
Почему нужно осуществлять обследование дважды? Все дело разном качестве получаемых результатов, которые нужно будет сравнить и проанализировать для получения объективной картины.
Первый раз обследование проводится сразу после разборки, "на сухую", что позволяет увидеть состояние ЦПГ в том виде, в каком оно есть. На этом этапе удобно дефектовать состояние поверхности цилиндра, в то время как дефектовка поршня будет затруднена из-за наличия отложений и нагара.
Второй раз обследование проводится после качественной раскоксовки, что позволяет получить диаметрально противоположные результаты. Дефектовка поверхности цилиндра будет затруднена из-за появившихся в результате раскоксовки артефактов (подтеков, частиц сажи), в то время как поверхность цилиндра и камеры сгорания будет видно намного лучше.
Для осуществления обследования ЦПГ потребуется:
- Дешевая китайская 7мм USB-камера с подсветкой(Snake Camera), в комплекте которой есть насадка с зеркалом для бокового обзора.
- Подсветка, сделанная из миниатюрной автомобильной лампы накаливания диаметром 4мм. Камера хоть и имеет встроенную светодиодную подсветку, но для данной задачи её недостаточно.
- Ноутбук или планшет.
Для эндоскопического обследования придется извлечь свечи накаливания и форсунки, поэтому данная процедура успешно совмещается со следующими операциями по обслуживанию двигателя:
Процедура обследования ЦПГ
- Осуществляем разборку двигателя.
Перед выкручиванием свечей накаливания и извлечением форсунок их колодцы должны быть качественно продуты сжатым воздухом для удаления масла. Масло, попавшее в цилиндр при извлечении свечи или форсунки даст нежелательный блеск, сильно затрудняющий дефектовку.
После извлечения форсунок их колодцы должны быть качественно прочищены и протерты, чтобы не пачкать камеру. - Выставляем первый поршень в НМТ. Для вращения коленвала нужно снять крыльчатку и использовать головку на 41 с коротким воротком. Для выставления НМТ можно использовать длинный стержень, вставленный в колодец форсунки.
- В свечной колодец запускаем провод с подсветкой, а в форсуночный колодец камеру.
- Настраиваем приложение камеры на захват изображения и запись в файл. В названии файла указываем номер цилиндра и номер исследования.
Всегда лучше писать видео. Скриншоты могут быть не эффективны и не информативны. На память также надеяться не стоит, т.к. многие вещи становятся заметны только потом, при просмотре видео. - Осуществляем ориентировку, наблюдение и дефектовку, играя подсветкой и движением камеры. Поначалу будет не просто. Мне потребовалось сделать пять проходов, чтобы освоиться, начать ориентироваться и "видеть".
- Повторяем процедуру для 4-го цилиндра.
- Выставляем второй поршень в НМТ и осуществляем обследование второго и 3-го цилиндра.
- Осуществляем процедуру раскоксовки, после чего повторяем эндоскопическое обследование.
- Обрабатываем и анализируем результаты.
Ниже представлены несколько видео с пояснениями:
- Боковое обследование 3-го цилиндра(первый проход):phpBB [media]
- Фронтальное обследование второго цилиндра(первый проход):phpBB [media]
- Фронтальное обследование второго цилиндра после раскоксовки:phpBB [media]
Стали видны выбоины от выкрашивания свечи накала, которых не было видно при первом проходе.
А вот и виновник: - Фронтальное круговое обследование 4-го цилиндра после раскоксовки:phpBB [media]
- Боковое обследование 4-го цилиндра после раскоксовки:phpBB [media]
Обнаружена трещина на своде камеры сгорания, которую было плохо видно при фронтальном обследовании.
Что ещё можно сделать:
- Померить компрессию
- Заменить свечи накаливания
- Отрегулировать зазоры клапанов
- Заменить форсунки
- Сделать раскоксовку поршней и поршневых колец
Полезные ссылки: