Установка доп. помпы для ZD30

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Установка доп. помпы для ZD30

moder » 07 июл 2016, 22:12

Установку доп. помпы по описанному ниже способу удобно совмещать с глушением ЕГР, заменой термостата и установкой маслоотделителя.

Быстрые переходы:

p1Для чего нужна дополнительная электрическая помпа системы охлаждения ZD30?
  • Улучшение циркуляции ОЖ. Как следствие, стабилизируется температура во всем диапазоне оборотов, улучшается охлаждение, лучше выходят воздушные пробки и лучше греет печка, особенно при работе на холостых оборотах.
  • Есть возможность сделать задержку выключения помпы после выключения зажигания, чтобы за счет циркуляции ОЖ осуществлялся плавный отвод наколенного и активно выделяемого после глушения двигателя тепла, благодаря чему уменьшается вероятность сильного теплового удара.
  • В случае обрыва приводного ремня навесного оборудования, который на ZD30 один на всех, есть возможность аккуратно передвигаться, обеспечивая хоть какую-то циркуляцию ОЖ с помощью электрической доп. помпы.

p2Куда ставить доп. помпу на ZD30?
Есть два возможных варианта установки доп.помпы:
cs_orig_4.jpg Схема системы охлаждения ZD30 с доп. помпой
Вложения доступны зарегистрированным пользователям

Система охлаждения ZD30 представляет собой замкнутую систему с одним насосом и несколькими контурами. Помимо основного контура - двигателя, есть еще несколько периферийных контуров: отопители; охладитель и клапан ЕГР; поток, который проходит от радиатора транзитом через верхний бачок, а на некоторых старых двигателях ещё и контур охлаждения турбины. Обратки всех этих периферийных контуров соединяются вместе и подаются на корпус термостата, а далее на вход крыльчатки помпы.

Если поставить доп.помпу в контур только лишь отопителей (вариант В1), то при такой установке будет эффективно прокачиваться только этот контур. С одной стороны это хорошо, т.к. печка будет греть лучше, но с другой стороны на низких оборотах двигателя доп.помпа может создавать противопоток, препятствие для других периферийных контуров. И даже если ЕГР удален и турбина без охлаждения, то все равно остается ещё контур верхнего бачка.
Если поставить доп.помпу на входе в термостат(вариант В2), то при таком подключении доп.помпа будет работать не только на контур печки и её эффективность применительно именно к печке может быть несколько ниже, но зато доп.помпа в этом случае будет лучше прокачивать систему охлаждения в целом на низких оборотах, что для ZD30 весьма актуально.

При любом способе подключения(а особенно при установке на входе в термостат), по хорошему, доп. помпу нужно автоматически отключать, при достижении двигателем 2500 оборотов, т.к. в этом режиме производительность штатной крыльчатки может превосходить производительность доп. помпы, из-за чего она начнет представлять собой препятствие.
Может возникнуть ситуация, когда на холостых оборотах можно будет наслаждаться горячим воздухом, а при оборотах больше 2500 иметь просто тёплый воздух в салоне. Почему так? Потому что доп. помпа всегда работает на одних и тех же оборотах и с одной пропускной способностью. На холостых она прекрасно прогоняет жидкость через себя. Но на больших оборотах скорость и производительность основной помпы возрастает и этого уже вполне достаточно, чтобы отлично прокачивать всю систему, а у доп. помпы обороты остаются прежними. Тут и получается два таких момента:
1. На оборотах в районе 2000-2500 основная помпа уже хорошо справляется со своей задачей, да ещё и плюс доп. помпа - увеличивается отдача радиатора отопителя (а если дело зимой, вдобавок вентилятор с вискомуфтой под напором холодного зимнего воздуха) - теплоотдача получается больше необходимого и машина начинает остывать.
2. На оборотах свыше 2500 основная помпа создаёт уже избыточное давление для доп. помпы, которая не может уже прокачать увеличившиеся объёмы, так как скорость та же, и доп. помпа начинает "душить" систему. Из-за этого воздух в салон и идёт тёплый вместо горячего.

http://mikrob.ru/viewtopic.php?t=30936& ... 5#p1816944


p3Какую помпу выбрать?
Наиболее целесообразным будет выбор электрической помпы BOSCH. Этот производитель имеет хорошую номенклатуру электронасосов для решения данной задачи. Отличительными особенностями этих помп являются:
  • сравнительно низкое потребление
  • низкий уровень шума
  • компактные размеры при хорошей производительности
  • наличие магнитной приводной муфты, исключающей контакт ОЖ с электрической частью
  • не препятствуют потоку ОЖ в неработающем состоянии
Для установки я выбрал насос BOSCH 0 392 023 004 производительностью 850л/ч, который помимо вышеперечисленного имеет в качестве привода бесщеточный электродвигатель, что делает его практически "вечным". Также эта помпа отличается более низким уровнем шума и малыми габаритными размерами. Потребление 0,6А при давлении 0,1бар и расходе 800л/ч.
С остальными помпами BOSCH можно познакомиться во вложении ниже.
ВниманиеНе включайте помпу "на сухую" во избежание повреждения!
Bosch_pump_0-392-023-004_08.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Bosch_pump_0-392-023-004_05.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Bosch_pump_0-392-023-004_03.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
pad.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
PAD12.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
phpBB [media]



p4Для установки доп. помпы потребуется:
  1. Избавиться от металлических трубок системы охлаждения с левой стороны двигателя и изготовить тройник, как описано здесь.
  2. Установить кронштейн для маслоотделителя, как описано здесь. Сам маслоотделитель в этом месте можно и не ставить, но помпа будет крепиться именно к этому кронштейну.
  3. Сантехнический хомут 53-58мм с резиновыми уплотнителями.
    P1310003.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  4. Два вида перфорированного строительного крепежа для изготовления кронштейна:
    00000000506.jpg Пластина соединительная 160х40х2
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P2200014.JPG Опора раскрытая 120х76х25х2
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  5. Разъем для помпы.
    Подойдет отечественный:
    P1310005.JPG AX-336 Разъем ВАЗ-1118 реле генератора в сборе CARGEN
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

    Либо комплект VAG:
    s-l500.jpg Корпус VAG 4D0 971 992(без контактов) + провод с уже обжатыми двумя контактами VAG 000 979 141 E
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    VAG 030971921.jpg Колпачок для бокового отвода VAG 030971921
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  6. Нормально-разомкнутый биметаллический датчик 1.840.125 на 70С для автоматического включения помпы. Этот датчик на данный момент снят с производства, поэтому найти его будет не просто. В качестве альтернативы во вложениях есть архив с другими датчиками, которые можно попробовать применить.
    Применение резистивного датчика с соответствующей схемой управления значительно расширяет возможности, но, т.к. далеко не все патрулеводы умеют паять и собирать электронные схемы, я привожу в пример именно простой "концевой" датчик.
    1.840.125.jpg
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  7. 1-1,5м дюритового шланга на 18-19мм и хомуты.
  8. Трубная изоляция с внутренним диаметром, позволяющим плотно её напялить на шланг.
  9. Термостойкая изолента и термоусадка.
  10. Реле включения помпы, клеммы, провода, гофра, стяжки.

p5Установка доп. помпы
  1. Из перфорированного крепежа изготавливаем кронштейн помпы.
    Расположение отверстия под крепление хомута размечаем по месту(см. ниже).
    P3050019.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P3050020.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P3050021.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  2. Помпа со вставленным разъемом должна располагаться как можно ниже. При подгонке нужно учитывать вибрацию и соприкосновение с близко расположенными деталями.
    Когда всё будет подогнано и хомут закреплен на кронштейне, его гайку нужно приварить к опоре, после чего деталь обезжиривается, грунтуется и красится. Место крепления гайки точечной сваркой к хомуту также не помешает проварить для надежности.
    P3050017.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P3050018.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  3. В заранее изготовленном тройнике нарезаем соответствующую резьбу под датчик и вворачиваем его на герметик. После нарезания резьбы тройник нужно как следует промыть от опилок. Также нужно позаботиться об отсутствии наплывов выдавленного герметика внутри тройника.
    P9020025.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9030009.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9030010.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  4. К разъему помпы припаиваем цветные провода с нужным запасом длины и сечением 0,75-1,0мм2. При подключении требуется соблюдение полярности, которая указана на корпусе помпы. Провода защищаем термоусадкой и закрепляем на разъеме.
    P3250013.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9020019.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  5. Осуществляем разборку до 6 пункта.

  6. Закрепляем кронштейн на опоре маслоотделителя и устанавливаем помпу, сориентировав её следующим образом:
    P9020017.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9020020.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9020021.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  7. Отмеряем и подсоединяем шланг с выхода помпы на термостат, используя хомут, который остался после удаления металлических кривых трубок. Шланг этот ответственный. Желательно, чтобы он имел естественный изгиб дугой. Его нужно отмерять так, чтобы будучи соединенным с помпой он не терся о ГБЦ и генератор. Генератор для примерки нужно будет временно подкинуть на место. Шланг должен проходить аккурат над силовой клеммой генератора.
    Для компенсации вибрации двигателя при старте он не должен быть внатяг, но и большого запаса по длине оставлять тоже нельзя, чтобы он не прогнулся при установке воздуховода и не терся об него. Для защиты на шланг одевается трубная изоляция и для закрепления оборачивается термостойкой изолентой. Резать дюритовые шланги удобнее всего сапожным ножом, лезвие которого нужно смазать моторным маслом.
    P9030002.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9030003.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  8. Закрепляем тройник. Верхний шланг должен быть ниже верхнего уровня верхнего бачка.
    P9030011.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9030013.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  9. Собираем всё вместе.
    P9030014.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9030016.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9050002.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P9050011.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

p6Подключение доп. помпы
ВниманиеПомпу нельзя включать "на сухую". Перед включением нужно заполнить систему антифризом.
Ниже представлена схема простого подключения помпы через "концевой" датчик. При использовании одноконтактного датчика его корпус должен быть "массой".
sheme.jpg
Вложения доступны зарегистрированным пользователям

Схему можно усовершенствовать, если подать питание не от зажигания, а напрямую от АКБ, при этом добавив таймер отключения, чтобы после выключения зажигания помпа работала некоторое время и потом сама отключалась. Дело в том, что датчики эти имеют довольно большой гистерезис, т.е., например, если датчик включился при 70С, то выключается он только при 55-60С. Остывание горячего двигателя до такой температуры без принудительного обдува радиатора может занять много времени даже при циркулирующей ОЖ, поэтому помпа будет работать очень долго.
Другие варианты схем подключения выложу позже.


ul
Что ещё можно сделать

Полезные ссылки



_______
Вложения
bosch_pumps.pdf Помпы BOSCH
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Датчики.zip
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

norko » 07 июл 2016, 22:14

я обеими руками и ногами за установку доп-помпы.Отвод тепла от башки -предотвратит попадоса на капиталку как минимум
Нет аватара
norko
Имя: Дима
Авто: Nissan Patrol\2006\акпп\zd30\Eberspacher Hydronic
Откуда: Саратов/ Севастополь

kpum4x4 » 08 июл 2016, 19:31

В случае обрыва приводного ремня навесного оборудования, который на ZD30 один на всех, есть возможность аккуратно передвигаться, обеспечивая циркуляцию ОЖ с помощью электрической доп. помпы.

сомнительная возможность, поскольку без ремня родная помпа будет стоять, а значит доп эл помпа должна будет создавать напор ОЖ достаточный для приведение во вращение ее лопастей, а это неслабое сопротивление. хотя конечно лучше так, чем ничего)
реальной альтернативой для увеличения производительности помпы видится: выточить и установить шкив немного меньшего диаметра (115мм) чем родной (130мм) на помпу, хотя такой способ несколько сократит срок службы подш помпы )
Аватара пользователя
kpum4x4
Имя: Виталий
Авто: Y61 V TD МКПП
Откуда: остров Крым

moder » 08 июл 2016, 19:38

Не вижу проблемы. Там же лопасти не впритык, будет прокачивать мимо них.
На остановленном-то двигателе прокачивает без проблем.
Да и опять же:
kpum4x4:конечно лучше так, чем ничего
Перейти к сообщению

Ни кто же не говорит, что она заменит основную помпу.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 17 июл 2016, 00:31

на тройник в сторону печки неплохо бы краник поставить на лето, и ещё интересно, почему насос поставил входом вверх? :smoke2:
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 17 июл 2016, 00:44

Так удобней было.
Этот насос пофиг как ставить, тем более, что система замкнутая, поэтому понятия "верх/низ" особого значения не имеют, главное чтобы верхний патрубок был ниже верхнего уровня верхнего расширительного бачка.

Добавлено спустя 12 минут 14 секунд:
burewey:на тройник в сторону печки неплохо бы краник поставить на лето
Перейти к сообщению

Краник есть штатный. Зачем ещё один? :)
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 17 июл 2016, 01:02

moder:Зачем ещё один?
Перейти к сообщению

да, тут ты прав, но я буду врезать немного иначе, но почти по твоей схеме. спасибо :yes:
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 17 июл 2016, 16:45

Сейчас занимаюсь разработкой схемы управления помпой и задумался над таким вопросом:
На "больших" оборотах производительность основной помпы может превышать производительность доп. помпы и создавать избыточное давление для неё, т.е. доп. помпа станет препятствием, в результате чего ухудшится циркуляция, а также уменьшится и теплоотдача радиаторов печек.
Так вот, мне думается, что неплохо бы отключать доп. помпу при оборотах более 2500-2800.

У Боша, кстати, на такой случай есть и более производительная похожая помпа:
http://www.bosch-ibusiness.com/boaawapu ... roduct/878
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

moder » 04 авг 2016, 00:34

burewey
Помпу врезал?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 04 авг 2016, 00:38

пока лежит, думаю приспособлю на выходе печки, там вроде место удобней мне думается
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 04 авг 2016, 00:43

А у тебя какая помпа?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 04 авг 2016, 00:46

moder:какая помпа?
Перейти к сообщению

такую же как и ты выбрал, BOSCH 0 392 023 004
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 04 авг 2016, 00:48

Если контур ЕГР не заглушен и металлические трубки не обрезаны, то тогда конечно на выход печки.

Добавлено спустя 2 минуты:
Так даже эффективнее будет печку прокачивать.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 04 авг 2016, 00:57

нет, "егорку" не глушил, поставлю возле печки, поглядим эффект какой даст, термодатчик жду
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

burewey » 25 авг 2016, 00:40

чё думаете, хочу попробовать подключить помпу ч/з это,термостат JUC-31F-70-H? :smoke2:
Вложения
IMG_8142.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
IMG_8143.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 25 авг 2016, 10:40

Термостат JUC-31F-70-H (норм. разомкн.)
Термостат биметаллический 1A 250VAC, нормально разомкнут, темп. срабатывания 70±5 градусов Цельсия, темп. восстановления 50±10 градусов.

По току должен потянуть, вот только на него при таком креплении наверно ещё и температура внешней среды влиять будет. На фото, не совсем понятно, через что он там закреплен. По идее его нужно как следует прижать к металлу через теплопроводную изоляционную прокладку.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 25 авг 2016, 13:10

moder:через что он там закреплен
Перейти к сообщению

сплющенная в пластину медная трубка припаяна к пробке, термик винтиком на термопасту :smoke2:
Вложения
пробка.png
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

burewey » 31 авг 2016, 22:44

ещё вариант размещения термодатчика так же с помощью мощного паяльника на соединительной втулке, на этой же втулке можно установить термик и с резьбовым соединением :smoke2:
Вложения
IMG_8169.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
IMG_8167.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
IMG_8165.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 31 авг 2016, 22:50

Разъём, надеюсь, временный? :)
Если так делать, то неплохо бы как-то залить датчик сверху компаундом или просто герметиком.

А что за датчик рядом лежит?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 31 авг 2016, 23:02

moder:Разъём, надеюсь, временный?
Перейти к сообщению

конечно Сань, :yes:
датчик который рядом такой же как и у тебя, только на 55-65 градусов, на 70-т не нашёл, потому и замутил другой,
на другой втулке, только подлинней немного, поставлю этот :roll:
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

burewey » 01 сен 2016, 21:49

Вобщем поставил, помпа вроде нормально встала :yes:
Сань ты был прав про температуру внешней среды, решил заменить на термостат JUC-31F-50-H или на JUC-31F-60-H, этот не замыкает на 70 по мультику, чуть позже поставлю резьбовой :smoke2:
Вложения
IMG_8182.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
IMG_8178.JPG
Вложения доступны зарегистрированным пользователям
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 01 сен 2016, 21:55

Норм.
А она на шлангах висит или как-то ещё закреплена?
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 01 сен 2016, 22:04

стоит :roll: прямо на трубке выхода с печки, выход помпы на патрубок выхода печки :smoke2:
Последний раз редактировалось burewey 01 сен 2016, 22:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

moder » 01 сен 2016, 22:05

Ну она легкая, так что в принципе пофиг.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Откуда: Карелия

burewey » 01 сен 2016, 22:09

:yes:
Аватара пользователя
burewey
Имя: Андрей
Авто: бобик Y61 ZD30 2007 АК
Откуда: Подолье

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Владмир и гости: 1