Установка дополнительного электрического подкачивающего насоса (Lift Pump) в топливную магистраль до топливного фильтра преследует две цели: во первых насос создаст подпор топлива и тем самым устранит проблему подсоса воздуха, а во вторых поможет подкачивающему насосу ТНВД прокачать топливо через длинную магистраль и подзабитый грязью или парафином топливный фильтр.
Установка электрического подкачивающего насоса не только решит проблему с подсосом воздуха, но и упростит процедуру замены фильтра и прокачки системы, а также позволит применить и более "тонкий" фильтр, например, с фильтрующим элементом на 10 микрон вместо штатных 20-ти.
Условной альтернативой дополнительному подкачивающему насосу может послужить только исправная на всем протяжении топливная магистраль без препятствий прокачке топлива и подсосов воздуха вкупе с оригинальным топливным фильтром.
Установка насоса
- Насос должен быть оснащен параллельным(байпасным) обратным клапаном(внешним или встроенным), который необходим для того, чтобы подача топлива не прекратилась в случае если насос остановится или откажет на ходу.
Неожиданное прекращение подачи топлива и остановка двигателя на скорости может привести к потере управления автомобилем.
Также байпасный клапан необходим для того, чтобы двигатель не "голодал" при нагрузке, если производительности доп. насоса окажется недостаточно.
В качестве байпасного клапана можно применить изделие от производителя Meat&Doria:
9042 - клапан топливной системы(штуцер 8мм).
Есть также клапана и с другими диаметрами штуцеров: 9044(6мм) и 9043(10мм).
Также можно попробовать подобрать обратный клапан от производителя Pierburg:
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-dis ... 3f6cf7fe24
https://yadi.sk/i/-nM68VyxfTNMVA
или заказать на Али:
https://ru.aliexpress.com/wholesale?Sea ... _new_app=y - Большинство распространенных автомобильных насосов(шиберные, винтовые, героторные, лопастные) относятся к объемному типу. Конструкция таких насосов призвана проталкивать жидкость от источника к приемнику, но никак не протягивать её через тонкую длинную трубочку магистрали. Все современные насосы этих типов не предполагают работу на сухую, т.к. приводятся в действие электродвигателями. Топливо омывает привод насоса и тем самым охлаждает его, поэтому для нормального функционирования насоса всегда требуется поток топлива через него, а работа "на сухую" очень быстро приводит к повреждениям. Именно по этому такие насосы нужно устанавливать как можно ближе к топливному баку и как можно ниже, ближе ко дну топливного бака, избегая сужений на стороне впуска, чтобы сопротивление на входе насоса было минимальным.
Объёмные насосы являются самовсасывающими лишь в незначительном объёме, поэтому их следует монтировать ниже уровня жидкости в топливном баке (макс. путь всасывания от ноля до 500 мм при заполненных топливопроводах).
Более подробно с правилами монтажа и неисправностями автомобильных топливных насосов можно ознакомиться в этом документе. - Насос должен быть установлен на раме в районе топливного бака, в идеале в нижней его точке, т.е. насос должен выкачивать топливо из бака и создавать подпор во всей топливной магистрали.
Перед насосом обязательно должен стоять сетчатый фильтр грубой очистки(fuel strainer). Размер ячеек рекомендуется 60-100 мкм. Применение бумажных фильтров не желательно. Насос и фильтр должны быть защищены от внешних воздействий (вода, грязь и т.д.).
Примеры ФГОТ:
Подробнее здесь:
viewtopic.php?p=35440#p35440
Прочие ФГОТ:
Распространенные недорогие дизельные сетчатые ФГОТ:
viewtopic.php?p=35053#p35053
Пример установки МТЗшного ФГОТ:
viewtopic.php?p=13272#p13272 - Установка автомобильного насоса под капотом не имеет особого смысла, т.к. прокачивать длинную магистраль ему будет тяжело. В плане помощи ТНВД такая установка также не очень целесообразна, т.к. ТНВД имеет свой производительный подкачивающий насос и в дополнительном насосе в непосредственной близости у своего входа не нуждается. Для установки под капотом применяются специальные самовсасывающие (self-priming) насосы.
- Дешевые алюминиевые насосы с пластиковыми механизмами применять не желательно, т.к. в перспективе это будет потенциальный источник проблем. При расположении на раме он быстро сгниет или заклинит от подмороженного ДТ и воды, при расположении под капотом ресурс также сократится, т.к. нагрузка на него при прокачке густого ДТ по длинной магистрали будет велика, да и смысла в таком расположении особого нет.
- В случае применения на дизельном двигателе ни в коем случае нельзя пытаться устанавливать такие насосы внутри топливного бака или другом слишком труднодоступном месте, т.к. в перспективе такая установка может доставить много гребли. Если насос снабжен фильтром сеточкой на входе, то она должна быть удалена и заменена на внешний полноценный сетчатый ФГОТ 60-100 микрон.
Выбор доп. подкачивающего насоса
Интернациональный опыт владельцев авто с ТНВД VP44 говорит о том, что ставить подкачивающий насос если и не обязательно, то всё же желательно, потому что любой подсос воздуха очень плохо влияет на этот ТНВД, однако, приобрести хороший электрический топливный насос непросто, а доступные в продаже типовые подкачивающие насосы с миниатюрными рабочими механизмами и алюминиевыми корпусами не отличаются надежностью и могут отказать в самый неподходящий момент. Чтобы в этом убедится, достаточно полистать этот документ.
Для ZD30 оптимальным является подкачивающий насос низкого давления на давление до 0,5 атмосфер (7 psi) и производительностью от 150л/ч (40 gph).
Для установки под капотом
Если отдано предпочтение установке насоса под капотом, то для этой цели необходимо подобрать самовсасывающий (self-priming (dry lift/flow through) universal/diesel electric pump) насос, который призван протягивать топливо через длинную магистраль. Такими насосами, например, являются плунжерные и мембранные электромагнитные насосы. Данные насосы не отличаются высокой производительностью, но для прокачивания ФТО и предотвращения подсоса воздуха "лягухой" и соединениями на невысоких оборотах их будет достаточно.
При выборе такого насоса можно столкнутся со сложностями в виде неудовлетворительного качества(Китай) и диаметра штуцеров менее 10мм.
Также насосы этих типов могут являются источниками сильного шума и вибрации, поэтому требуют монтажа через демпфирующие резиновые втулки (виброгасители).
Более серьёзным вариантом для установки под капотом будет насос Walbro серии FR. Это "dry lift" насосы промышленного и морского назначения с большим ресурсом на дизельном топливе, конструкция которых предусматривает длительную работу на сухую. Путь всасывания более 120см. Данные насосы могут пропускать через себя топливо в нерабочем состоянии. Опционально могут быть снабжены запорным обратным клапаном внутри штуцера.
Внимательно ознакомьтесь с документацией для выбора оптимальной модели насоса:
https://www.walbro.com/fr-series-fuel-pumps/
http://www.chaz.yellowfoot.org/Fuel%20System.htm
Для установки у бака
Если принято решение установить доп. насос в районе бака, то выбор лучше остановить на "настоящем железном" насосе героторного или шиберного типа. Кстати, подкачивающий насос VP44 также шиберного типа.
В продаже можно найти приличные шиберные насосы, однако лучшим решением будет применение именно шестеренчатого(героторного) подкачивающего насоса со встроенным или отдельным регулятором давления, например такой. Насосы такого типа очень надежны и производительны, вот только искать такой насос придется за бугром и заказывать через интернет за не малые гроши.
Насосы Carter
В качестве неплохого компромисса можно выбрать шиберный 4-х пластинчатый насос
Carter P4070 - 0,1 - 0,3 атм (1,5 - 4psi), 190 л/ч (50gph), фиттинги - 1/4 NPT - 3/8 (9,4mm) O.D. шланг, сопротивление обмотки 2,5-3,0 Ом.
Или более дорогой вариант:
Carter P4600HP - 0,2 - 0,3 атм (3 - 4.5psi), 190л/ч (50gph), фиттинги - 3/8 NPT - 3/8 (9,4mm) O.D. шланг.
Насосы данного типа относительно надежны и ремонтопригодны. Изначально разработаны для применения на военной и промышленной технике, а также на морских судах. Широко распространены в США среди владельцев пикапов, в том числе с VP44, а также у владельцев и реставраторов ретро автомобилей.
Насосы имеют внутри фильтр-сеточку, которую при использовании с дизельным двигателем желательно удалить(использовать внешний ФГОТ).
В комплекте с насосом идут штуцера и весь крепеж.
Продаются ремкомплекты:
Издают ощутимый шум при работе, поэтому монтаж должен осуществляться через резиновые втулки-виброгасители, которые идут в комплекте. В любом случае, при работающем двигателе этого шума не будет слышно.
Пример работы насоса на Патруле с ТНВД VP44:
Примеры типовых способов установки:
Инструкцию по установке см. во вложениях внизу поста. Кратко: насос должен быть установлен как можно ближе к топливному баку и топливопроводу, но как можно дальше от выхлопной системы. Насос должен быть установлен как можно ближе ко дну топливного бака, но не выше 60 см над верхней частью бака.
Подробные об оригинальном насосе Carter P4070 читаем здесь:
viewtopic.php?p=33954#p33954
Пример установки на Патруле:
https://www.mypatrol4x4.com/topic/150-l ... -line-mod/
viewtopic.php?p=24587#p24587
Пример использования насоса Carter на промышленной установке Cummins с ТНВД VP44:
viewtopic.php?p=33484#p33484
Насосы Holley
Насосы этого производителя очень качественные, но и дорогие.
Шиберный 4-х пластинчатый насос Holley 12-801-1 - 0,5 атм (7 psi) max, 367 л/ч (97 gph), резьба 3/8" NPT.
Героторный насос Holley 12-125 - 0,5 атм (7 psi) max, 473 л/ч (125 gph), резьба 3/8" NPT.
Оснащен встроенным регулятором давления.
Вышеперечисленные насосы производства США многоразовые, ко всем из них продаются ремкомплекты с прокладками и сменными рабочими элементами.
Насосы должны коммутироваться нормальным 30-амперным реле. В цепи должен быть установлен предохранитлеь на 15-20А.
Инструкции см. во вложениях в конце поста.
Данные насосы ни в коем случае нельзя включать на сухую! Только с предварительным заполнением топливом.
Угловые штуцера к насосам можно подобрать здесь:
https://ru.aliexpress.com/item/32818578 ... b201603_53
Больше фото и др. примеры установки можно посмотреть тут:
viewtopic.php?f=59&t=790&start=175
Недорогое решение для тех, кто желает поставить производительный насос (на давление много более 0,5 атм):
viewtopic.php?p=33607#p33607
Подключение насоса
- Работать постоянно при включенном зажигании насос не должен.
Нельзя подключать насос к цепи зажигания, это опасно. Насос должен всегда выключатся при остановке двигателя, независимо от положения ключа зажигания.
В качестве датчика остановки двигателя можно использовать датчик давления масла. - Насос должен включаться ненадолго перед стартом(например, пока горит лампа прогрева свечей или не более 15 сек.), во время старта(работы стартера) и при работе двигателя.
- В процессе работы двигателя, в идеале, доп. насос должен подключаться только при появлении чрезмерного разряжения на входе в ТНВД, т.е. по срабатыванию датчика давления, как это сделано на некоторых грузовиках с ZD30CRD. Во время, когда насос отключен, топливо проходит через обратный байпасный клапан. При такой схеме насос проживет значительно дольше.
- Не "заземляйте" отрицательный контакт насоса на раму. Тяните отдельный провод от ближайшей массовой клеммы в салоне на кузове.
- Для коммутации насоса используйте качественное 20-амперное реле. В цепи должен быть установлен предохранитель соответствующего номинала.
BAT+ - подключено к плюсовому терминалу АКБ
IGN - подключено к цепи зажигания
RL1 - реле включения насоса (автомобильное реле на 20-30А)
M1 - топливный насос
GLOW LAMP - подключено к цепи лампы свечей накаливания (данное подключение используется как готовый таймер предварительной накачки топлива после включения зажигания)
START - подключено к цепи включения реле стартера (данное подключение используется для включения насоса при работе стартера пока не сработал концевик давления масла)
RL2 - включает насос при работе стартера
OIL SW - подключено к цепи концевика(датчика) давления масла (данное подключение используется для работы насоса только при работе двигателя, подключать непосредственно к концевику на моторе, не к лампе!)
RL3 - включает насос при работающем двигателе (при включении зажигания данное реле будет включено, а при запуске двигателя выключится)
RL4 / SW1 - необязательны и служат для отключения насоса, когда разрежение в топливной магистрали невелико, например, на холостом ходу, либо его включения только при сильном разрежении. В зависимости от принципа работы концевика (замыкание/размыкание) насос подключается к контакту 87 или 87а реле RL4. В зависимости от характеристик концевика или датчика для корректной работы звена датчик-реле может потребоваться дополнительная схема для обеспечения приемлемого гистерезиса.
F1 - предохранитель топливного насоса (номинал по рекомендации производителя насоса или исходя из потребляемого насосом тока при полностью собранной заполненной топливом системе и не запущенном двигателе)
F2 - предохранитель на 2 - 5А
D1 - диод на 1А (1N4001)
Для некоторого упрощения схемы можно применить программируемое реле Регтайм 6-12 в режиме №1 (RL2 на схеме ниже), которое после включения зажигания включит насос на заданное время для предварительной подкачки топлива и автоматически выключит его, если запуска двигателя не произошло.
Вместо датчика давления можно подключить реле RL4 к датчику педали акселератора, к контакту, на котором присутствует "плюс", когда педаль отпущена и пропадает, когда педаль нажата. Таким образом, насос будет включатся, когда нажата педаль.
При включении зажигания реле RL3 и RL4 окажутся включенными (педаль отпущена, двигатель не запущен). Программируемое реле RL1 включит насос на заданное время предварительной подкачки. После запуска двигателя выключится реле RL3, а при нажатии педали выключится реле RL4, что приведет к включению реле RL1 и насоса.
В случае непредвиденной(аварийной) остановки двигателя реле RL3 включится и выключит насос не зависимо от того нажата педаль или нет.
О том, как правильно устанавливать и подключать автомобильные насосы читаем здесь:
https://docviewer.yandex.ru/view/134402 ... NjUzMH0%3D
Подробнее об электрических подкачивающих насосах и их установке читаем здесь:
viewtopic.php?f=68&t=713#p8
Подключение насоса, установленного в районе топливного бака
Для подключения доп. подкачивающего насоса, установленного в районе топливного бака на дизельных машинах удобно использовать заводскую незадействованную проводку. Разъем топливозаборника имеет два неиспользуемых контакта, один из которых уже подключен к массе, а второй приходит к слепому контакту разъема, расположенного на раме под водительским сидением. Данные цепи используются на бензиновых машинах для подключения подкачивающего насоса внутри бака.
Поскольку питающий провод (синий с белым) не заходит в салон, то его придется туда протащить. Для этого необходимо снять пластиковую крышку кронштейна разъемов на раме под водительским сидением. Крышка имеет по бокам зацепы, которые нужно надавить внутрь, после чего крышка откидывается вниз.
Заодно можно вычистить там всё накопившееся говнище.
Далее нужно "подключиться" в сине-белому проводу и протащить эту цепь в салон.
Если у вас проложена новая проводка к задним фонарям, а старая перекушена и не используется, то можно использовать одну из этих неиспользуемых цепей, просто переставив соответствующий контакт голубого разъема и дальнейшее подключение сделать уже внутри салона.
Со стороны бака нужно либо подключаться к проводам, либо использовать контакты любого подходящего ниссановского разъема, чтобы вставить их в свободные гнезда разъема топливозаборника. Как разбирать ниссановские разъемы показано здесь.
Пример установки насоса Carter
Насос установлен за баком внутри правого раскоса рамы. В раскосе просверлены три отверстия диаметром 13мм, в которые вставлены резиновые втулки из комплекта насоса для снижения вибрации. Через втулки держатель насоса, в основании которого приварены три гайки, прикручен тремя болтами М8. На болты одеты металлические втулки диметром 11мм, толщиной 1,5мм и высотой чуть меньше высоты резиновых втулок.
Для реализации потребовалось:
- Код: Выделить всё
- резиновые втулки из комплекта насоса Carter - 3шт.
- угловой штуцер 1/4" NPT - 2шт.
- шланг Gates 10mm - 1м.
- тройник 10мм (пластик/латунь) - 2шт.
- обратный клапан 10мм - 1шт.
- скоба двухлапковая для труб и кабелей с отв. 6мм BSMD 063 (63мм) - 2шт.
- хомут для труб 4" с резинкой, дюбелем и шурупом (с него понадобятся только резинки для скоб) - 1шт.
- опора балки левая 140х76х25х2 (ОВ-Л140) (вырезан держатель провода и колпачковых контактов) - 1шт.
- опора балки правая 140х76х25х2 (ОВ-П140) (вырезан кронштейн к раме) - 1шт.
- пластина соединительная 120х240х2 (PS-120x240) (вырезано основание) - 1шт.
- болт М6х20 нержавейка - 6шт.
- гайка М6 - 6шт.
- шайба М6 узкая - 2шт.
- шайба М6 кузовная - 4шт.
- шайба М6 пружинная (гровер) - 6шт.
- болт М8х25 нержавейка - 3шт.
- гайка М8 - 3шт.
- шайба М8 кузовная - 3шт.
Ещё один пример установки:
viewtopic.php?p=38752#p38752
Установка расходного бака
Данное решение подразумевает питание ТНВД из емкости расходного бака(ака канистра), который расположен в непосредственной близости от ТНВД и выше его уровня, и в который в свою очередь для поддержания необходимого уровня периодически подкачивается топливо доп. насосом.
Бак имеет один выходной штуцер в нижней части для подачи топлива к ТНВД и два штуцера в верхней части: входной - для подачи топлива от доп. насоса и выходной - для перелива в обратку. Также бак должен быть снабжен простым датчиком уровня (поплавок+магнит+геркон) и по возможности горловиной.
Установка расходного бака под капотом имеет несколько преимуществ:
- Топливо в ТНВД всегда подается без какого-либо сопротивления и воздуха.
- Место расположения доп. насоса не имеет особого значения.
- Насос работает периодически и не продолжительное время, поэтому требования к его производительности и надежности могут быть снижены.
- Необходимость электронной схемы для управления насосом, хотя она и проста.
- Необходимость в свободном месте под капотом для безопасного и надежного монтажа расходного бака.
- Необходимость в байпасной топливной линии, т.к. функционирование топливоподачи целиком зависит от доп. насоса и схемы управления.
Подробнее см. здесь:
viewtopic.php?p=36629#p36629
Полезные ссылки
_____