Немного о двигателе QD32ETi
Данный двигатель по сути является тем же TD27ETi с увеличенным объемом. Характеристики мотора следующие:
- Количество цилиндров: 4
- Механизм ГРМ: один распредвал, нижнее расположение, 2 клапана на цилиндр
- Привод ГРМ: шестерни
- Объем двигателя, см3: 3153
- Мощность двигателя, л.с./об.мин: 150/3600
- Крутящий момент, н-м/об.мин: 340/2000
- Диаметр/Ход поршня, мм: 99.2/102.0;
- Степень сжатия: 22
- Правый кронштейн двигателя на эльгранде чугунный и сдвинут вперед. Он же выполняет роль дополнительного нижнего крепления ТНВД. На террано правый кронштейн симметричен левому, а дополнительный кронштейн ТНВД выполнен отдельно.
- Трубки печки на террано идут над топливными форсунками к моторному щиту. На эльгранде компоновка автобусная
- Жгуты проводки расположены по-разному. У террано компоновка близка к ZD30, у эльгранда немного иная
- Есть небольшие отличия в электронной системе управления двигателем
- Блоки управления двигателем и АКПП имеют разные номера и могут быть несовместимы между собой
- ТНВД у террано и эльгранда так же имеют разные номера и могут быть несовместимы по электрической части
- Эльгранды существуют в версии 2WD. У них так же отличаются номер блоков управления двигателем и АКПП
- На террано нет заслонки выхлопных газов и, полагаю, эта функция не прошита в мозгах (информацию нужно проверить), хотя режим прогрева есть на обеих машинах
С двигателем QD32ETi устанавливалась только автоматическая коробка передач RE4R01A - одна из самых популярных АКПП ниссан. Были варианты 4WD и 2WD (последний ставился на эльгранды). Вариант 4WD бывает с электронно-управляемой раздаткой ATX14A (большинство машин) и с механичекой безмозглой раздаткой TX10A (ставилась только на террано). На Patrol с двигателем ZD30 и TD42[T] устанавливалась АКПП RE4R03A, которая является усиленной версией RE4R01A. Передаточные числа и вся электрическая часть у коробок идентичная. Блоки клапанов по некоторым слухам тоже одинаковые (информация не достоверная). Разница в толщине железок и соответственно запасе прочности.
Какие запчасти надо заказать для свапа?
Для установки в Patrol y61 с АКПП потребуется заказать:
- Двигатель со стартером и навесным. Компрессор кондея можно оставить от ZD30, но потребуется сменить шкив. Остальное навесное не подходит
- Блок управления двигателем (ЕСМ) с косой и блок управления АКПП (ТСМ) с фишкой и куском проводки. Блоки желательно брать с той же машины, с которой снимается двигатель, либо с такой же. Блоки управления от эльгранда 2WD, эльгранда 4WD и террано имеют разные номера, как ЕСМ, так и ТСМ. Поэтому их совместимость с разных машин под вопросом
- колокол АКПП с нижней пластиной, закрывающей гидротрансформатор, и дополнительным креплением АКПП к блоку (чугунная лапка). Если брать мотор в сборе с АКПП, это все идет в комплекте и иногда даже выгоднее, чем заказывать частями
- Электрические клапана EGR и дросселя. Аналогичные стоят на RD28ETi, подходят на 100%
- Датчик расхода воздуха (MAF). И на террано, и на эльгранде имеют один номер: 22680-2J200. Этот же датчик применялся на TD27ETi, но были и другие, так что надо проверять.
- Часть выхлопной трубы что прикручивается к коллектору (турбине) либо ее фланец (для облегчения колхозинга выхлопной)
- Всевозможные патрубки для колхозинга (радиатор, печка, впуск)
Подготовка к свапу
Наверное первое, с чем нужно определиться, это какие подушки будут использованы с двигателем. Тут каждый сам решает. Себе я ставил подушки фебест от TD27. Вероятно из-за них есть небольшая вибрация в диапазоне 2000-2100 об. Так же под них нужно купить кронштейны от TD27 (подходят к блоку QD32 как родные), либо изготовить самостоятельно (с нуля или на основе кронштейнов QD). Подушки от zd30 поставить не получится - правая подушка не влезает. Левую можно приколхозить, изготовив кронштейн двигателя. Но мое мнение - лучше использовать парные подушки. Использовать родные подушки от QD тоже не получится: они широкие и не влезают между лонжеронами рамы патруля. На террано лонжероны рамы ниже и подушки ставятся сверху рамы.
Под подушки соответственно нужны опоры. Как я уже говорил, на эльгранде правая опора сдвинута вперед и не попадает на усилитель рамы от ZD-шного кронштейна. Поэтому лучше его заменить на кронштейн от террано (можно взять от TD27 или QD32ETi, смотря какие будут использованы подушки) или изготовить самостоятельно. Поскольку этот кронштейн так же выполняет роль дополнительной опоры ТНВД, нужно докупить нижнюю опору ТНВД от террано.
Далее решаем, какой ставить интеркулер. Тут опять же простор для творчества. Можно сделать как на zd30, поставить кулер на двигатель. Но по правильному кулер должен крепиться к кузову, чтобы его не разрушала тряска двигателя (болезнь кулера ZD30). Как пример такой установки - кулер на RD28ETi - устанавливается на "лыжи". Можно при свапе взять этот кулер вместе с лыжами, подходит как родной (да собственно, почему "как"?), правда только без вентилятора. Единственный его минус - это то, что его сложно найти и стоит он относительно дорого. Себе я ставил кулер от Делики 4М40 - он хорошо подходит под патроловскую ноздрю, хорошо сделан, стоит недорого, найти не проблема. Под него надо сварить лыжи для крепления на кузов.
Пример установки кулера от ZD30:
viewtopic.php?p=24196#p24196
Еще один нюанс - масляный фильтр. На ранних версиях TD27T масляный фильтр смотрит вниз. На QD32ETi и на японских версиях TD27ETi масляный фильтр торчит вбок. При установки в патрол, фильтр размещается над рамой. Зазор до рамы остается около 2см. Снимается фильтр без вопросов. В принципе такая установка проблем вроде не доставляет, но я решил перестраховаться и сделать как на TD27T - фильтром вниз. В случае отрыва подушки (не знаю, насколько это вообще возможно) фильтр, устновленный таким образом, не ляжет на раму. Чтобы развернуть фильтр вниз, нужно купить крепление фильтра от TD27T (обязательно турбовый - отличается наличием канала смазки турбины). Их бывает два вида. До 1996г. шли крепления под двухконтурный масляный фильтр - такой же, как стоит на QD32ETi. После 1996г. пошли под обычный фильтр. Если хотите использовать родные фильтры, надо покупать крепление фильтра до 1996г. Отличается от "усовершенствованной" модификации наличием на корпусе тонкой трубочки под второй контур.
Процесс свапа
Итак, с вариантами установки определились, все необходимые запчасти закупили, начинаем процесс.
Необходимо подготовить двигатель:
- Переварить поддон. Процедура обязательная, т.к. у патруля передний кардан расположен с другой стороны и упирается в поддон.
- Переварить холодную улитку. На самом деле спорный момент. С одной стороны, после переварки улитки расположение выхода турбины становится гораздо удобнее для монтажа воздуховодов. С другой стороны, разборка и сварка турбины может негативно сказаться на ее состоянии и ресурсе. Мануал категорически запрещает разбирать турбину, так что тут каждый делает на свой страх и риск. Воздуховоды можно провести и без переварки турбины, просто немного изощреннее становится конструкция.
- Обслужить по желанию: выкручиваем и проверяем свечи (чтобы не были обломаны и были рабочие), форсунки и ТНВД можно проверить/настроить на стенде. Тут кто во что горазд. Можно и все сальники поменять. По мне - это лишнее, т.к. родные сальники сделаны в японии для японцев и ходят очень долго, а то что продают в магазинах - совсем другой уровень (в т.ч. оригинал)
- Можно так же заглушить ЕГР. Я этого не делал, только снял и почистил впускной коллектор.
- Провести вакуум. Можно это сделать после установки, но гораздо удобнее до. Необходимо подвести вакуум в район генератора. Я сделал так
Подготавливаем машину. Для установки QD32ETi крайне желательно иметь небольшой лифт подвески, 1-2". Без лифта на сильной кочке мост может цеплять шишкой за поддон или вакуумный насос. У меня лифт уже был, поэтому о его необходимости для установки мотора я не думал.
Итак, ZD30 снят. Далее нужно сделать:
- Спилить кронштейны на раме. Беспощадно
- Если на машине две печки, трубки, идущие на заднюю печку, будут упираться во впускной коллектор. Я их срезал и заменил на резиновые шланги, но можно аккуратненько подогнуть
- Переставить колокол АКПП. Бублик оставляем от ZD-шной коробки
- Переплести косу, а именно припаять к ней салонные фишки патруля вместо родных и надеть резиновую заглушку (на террано заглушка такая же, как на патруле, на эльгранде другая). В ZD-шной косе нет линии питания энергозависимой памяти, где всегда 12В. Я брал их от иммобилайзера.
- Расплести силовую проводку двигателя. Ее надо будет уложить уже по месту, но перед этим ее нужно доработать:
- проводку первого датчика давления масла (слева на двигателе, провод желтый с синим) нужно подвести на место второго датчика давления масла (возле стартера), фишку под второй датчик (оранжевый провод) отрезать и заизолировать
- заменить разъем на МАФе
- срезать фишку на проводке, идущей на втягивающее стартера. Вместо фишки поставить клемму под болт
- переделать фишку, которой соединяется силовая проводка с косой ЕСМ. Поставить соответствующую ответную часть либо на косе, либо на силовой проводке
Изготавливаем кронштейны на раму. В этом простом предложении - день-два творческой работы с примеркой мотора по месту. После обварки кронштейнов, наконец ставим двигатель на место.
После установки мотора необходимо:
- Проложить по месту силовую проводку, уложить в гофру и заизолировать
- Подогнуть трубки кондея по месту, придумать крепеж тонкой трубки
- Изготовить шланг ГУРа, от ZD не подходит
- Подогнуть по месту трубки АКПП (в родном исполнении они идут по другой стороне мотора), закрепить их на двигателе
- Развести патрубки на радиатор, на печку и на расширитель
- Сварить выхлоп
- Разместить клапана дросселя и ЕГР, подвести к ним проводку и вакуум
- Диффузор не подходит, т.к. на ZD помпа смещена от центра влево, а на QD по центру. Нужно либо смещать его как-то, либо ездить без него
- Подключить ТСМ от эльгранда, спаять небольшую схемку для реализации датчика паркинга/нейтрали для ЕСМ
- Поставить кулер и соединить впуск:
- на QD разболтовка МАФ отличается от ZD и совпадает c RD28ETi, но можно прикрутить и на ZD-шную банку фильтра
- длины патрубков от фильтра до турбины не хватает. Надо вставлять удлиненный соединитель
- патрубок на турбину плохо подходит, как по диаметру (но натянуть при желании реально), так и по высоте. По хорошему его лучше заменить на другой, с более длинным плечом и бОльшего диаметра (56мм)
- если интеркулер не планируется, выход турбины можно соединить с коллектором при помощи железного патрубка с углом 90 градусов от ZD-шного кулера. Для этого понадобятся два коротких резиновых патрубка: на 45мм и на 60мм. Я временно так и сделал. Позже буду ставить кулер от делики, когда найду нужные патрубки - Кататься довольным и счастливым
Если есть вопросы - задавайте в теме, на все постараюсь ответить.
Небольшая подбивка по бюджету по ценам на апрель 2015г:
Мотор в сборе с АКПП и всеми мелочами - 62,000
Доставка груза 501кг из Владика - 16,000 (цуки!)
Две канистры масла по 5л и фильтр - 5,000
Кулер от делики - 2,000
Переварка улитки - 500
Шланг ГУР - 1,500
Опоры и крепление фильтра от ТД27 - 3,500
Подушки - 2,000
Патрубки на впуск - 5,500
Всякая мелочь: топливные и вакуумные шланги, хомуты, краска, металл, проволока для сварки, АТФ в ГУР - около 5,000
ИТОГО: 103,000 на железо