Так получилось, что еще зимой у меня умер ЗаДохлик. Средний срок жизни этих моторов 300 000 км. У меня он прожил на 11 000 больше и умер на 311 000 км. "Пришлось пристрелить" (с)
К этому времени я уже давно думал по поводу другого двигателя. Сначала QD потом TD потом FT46 и потом все их отмел по разным причинам. Стал копать в разные стороны. Как итог - остановился на двигателе Мерседес ОМ 613. Почему именно он? В нам сочетаются в нужной пропорции такие параметры как дешевизна, тяговитость, экономичность.
Дешевизна - планирую на всё про всё потратить не более 200 000 р.
Тяговитость - по умолчанию в нем 197 лошадей и овер 450 ньютонметров. И да - он еще и крутится до 5 000 оборотов. После чипа он получает примерно 230 лошадей и что-то около 530 Нм. Что характерно - пиковый крутящий момент ТД42Т (331 Нм) он имеет уже на 110 оборотах и пиковый крутящий момент ЗД30 (390 Нм) в районе 1400 оборотов.
Экономичность - в двигателе используется коммон рейл первого поколения и знакомый патрулевод из Грузии (который уже ездит в высокогорье на этом движке) говорит, что у него расход около 10 литров на сотню. Скорее всего занижает на 2 литра (так обычно все мужики делают, расход занижают на 2 литра, а длину преувеличивают на 3-4 см).
Дополнительные плюсы мотора, почему именно он:
1. комплектный генератор на 210 Ампер
2. электродогреватель (Штатный, Карл!) двигателя, который начинает работать сразу после запуска двигателя и очень быстро его вводит в рабочий режим. Полностью автоматический и управляется ЭБУ. То есть движок не холодный и греется быстро
3. очень ровно работает.
4. Все датчики и проводка расположены вполне логично на самом моторе и проблем с проводами будет гораздо меньше, чем со штатной проводкой патруля
Итак, если Вы тоже захотите пойти моим путем, что надо знать:
1. при покупке мотора обязательно надо брать полный комплект с мозгами, иммобилайзером (его не отключить - придется свыкнуться с мыслью, что будете ходить с ключом-рыбкой от Мерседеса), педалью газа
2. После покупки ЭБУ надо перепрошить так как в стоке ЭБУ слишком умный. Он считает, что ему надо знать даже на какой скорости стоит АКПП и если это 1 или 2 скорость, то он не выдает максимальной мощности, он хочет контролировать все 4 колеса через обратный сигнал датчиков АБС и прочая хрень. Всё это должно быть выпилено хорошим программистом (либо ставить целую кучу обманок, что не всегда прикольно.
3. После покупки мотор следует доработать - у штатного мотора ОМ613 поддон картера развернут вперед и висит точно над мостом, что не айс. Вместо штатного поддона необходимо взять поддон от 648 мотора и его же масляный насос и заменить их. Тогда мотор получает нормальный разворот поддона и работает.
4. Единственной трудной болячкой моторов является растяжение цепи ГРМ и цепи масляного насоса (он там на цепи, ага) так что стоит сразу купить комплекты и поменять всё это пока мотор еще "на руках"
5. Мотор рассчитан на то, что будет эксплуатироваться не в рамных машинах по этому при установке в Патруля надо либо резать подкапотное либо отказываться от насоса кондиционера либо генератора (широкий мотор). Решением проблемы является изготовление кронштейна генератора сверху слева от мотора (вдруг Вы еще и нырять на этой машине будете.
6. Понадобится переходная плита к коробке передач (в моем случае к АКПП). В пластине лучше сразу запроектировать использование штатного стартера от Ниссан.
7. Понадобится сторонний блок управления АКПП (Если у Вас АКПП) АТЕКУ или РАТКУ. При их помощи в дальнейшем надо будет запрограммировать АКПП для внятной работы с этим мотором
8. Врезать датчик давления масла в мотор так как в родном мерседесе используется показометр давления (можно кстати не врезать, а повесить на панель приборов дополнительный показометр и смотреть реальное давление масла)
9. Врезать датчик температуры двигателя от Ниссан в мотор для того, чтобы оживить этот параметр на приборной панели.
10. Интеркулер. Мотор довольно невысокий и можно обойтись ПАЗиковским интеркулером, но логичнее покупать либо ИК с входом-выходом воздуха с разных сторон(турбина у мотора справа, а вход воздуха - слева, либо использовать другие решения:
а) интеркулер фронтальный (устанавливается спереди машины перед первым радиатором) от Форд Транзит
б) интеркулер водяной (имеет водяное охлаждение воздуха и отдельно радиатор, который можно вывести куда угодно). Считаю этот вариант предпочтительнее так как в данном случае уменьшается расстояние между турбиной и вдохом двигателя и объем воздуха. Как следствие - быстрее реагирует на изменение режима работы турбины.
Установка двигателя:
Для установки движка необходим лифт подвески в 6 см. На самом деле движок можно вставить и в нелифтованную машину, но есть большая вероятность встречи моста и поддона картера.
Для установки двигателя не надо резать подкапотное пространство
Для установки двигателя надо использовать родные подушки от Ниссан. У мерседеса мега классные мягние, геленаполненные подушки, но у них есть беда печалька - они слишком мягкие. АКПП болтается на жестких подушках - движок на мягких - такие подушки устают в течении года. А на наших подушках мотор работает тоже очень ровно. Вот видео
Из сложных вещей - надо придумать, как сделать выхлоп так как у этого движка турбина справа, там где у нас передний кардан, но думаю, что вопрос решаемый.
На данный момент у меня есть двигатель, навесное и понимание того, как и что делать. будем решать дальше :-)
И на последок - вот видео установки в ТЛК 80 такого же движка на механике. При переходе с 2 на 3 скорость на 37 тапках буксует.
номера деталей, покупаемых отдельно:
1. масляный поддон от 648 мотора - A 648 014 03 02
2. прокладка масляного поддона - A 648 014 00 22
3. масляный насос - A 648 180 03 01 либо A 648 180 00 01
4. цепь масляного насоса - A 003 997 74 94
5. натяжитель цепи масляного насоса - A 111 180 00 71
6. цепь ГРМ - A 003 997 75 94
7. Натяжитель цепи ГРМ - A 640 050 01 11
8. три направляющих планки цепи (левая, верхняя и правая) A 611 052 00 16 A 611 052 03 16 A 611 052 04 16
Поддон и насос менять обязательно, а вот всё остальное по желанию. Цепи ходят больше 200 000 км. Но мотор скорее всего прошел именно столько и вложиться в мотор в тот момент, когда он снят, куда проще, чем потом разбирать пол морды. Цена относительно не дорогие (но дороже патруля). Есть вариант брать заменители от SWAG - почти всё в 2 раза дешевле стоит.