Тема не закрыта, в ней можно вести обсуждение отдельных моментов или делится рекомендациями и советами.
Быстрые переходы
- Поиск вариантов и общение с продавцами
- Ситуации, требующие осторожного подхода
- Юридические вопросы и документы
- Пробег
- Осмотр машины
- Кузов и ЛКП
- Салон и двери
- Ходовая и трансмиссия
- Рама
- Прочее
Поиск вариантов и общение с продавцами
- Не верьте тому, что продавцы пишут в объявлениях, в большинстве случаев там полная лажа. Словам тоже шибко доверять не стоит, изучайте и оценивайте в первую очередь только реально увиденные и пощупанные факты и документы.
- Лучше, когда Патруля продает непосредственно владелец-патрулевод, т.к. в этом случае больше шансов, что авто будет более-менее ухоженным и не потребует больших вложений в первое время. У перекупа машина может оказаться сильно ушатанной, не говоря о том, что она может запросто долго и тупо отстаиваться на какой-нибудь открытой стоянке, пока ждет своего покупателя.
- Вбейте номер телефона продавца в Гугл. Если по этому же номеру найдется много других объявлений о продаже разных машин, то скорее всего это не слишком продвинутый перекуп. При общении по телефону можно прямо спросить, перекупщик ли продавец. Не все перекупщики пройдохи, некоторые не скрывают этого, имеют свои стоянки и даже "Имя". Также можно попытаться установить "свежесть" номера телефона, т.е. когда примерно он был выдан. Если совсем недавно, то возможно вы имеете дело с перекупом, т.к. "продвинутые" перекупы для каждого объявления могут использовать отдельный номер. Вообще, хорошая практика вбивать в гугле все данные полученные от продавца, как о нем самом(email, имя, город), так и об автомобиле, особенно, если планируется дальняя поездка за авто в другой город. По email можно попробовать поискать человека на профильных форумах для соответствующей марки авто, как правило, люди используют один и тот же логин на разных интернет-сервисах. Чем больше информации вы соберете, тем, возможно, больше узнаете об особенностях эксплуатации интересующего вас авто и, возможно, вовремя перемените своё решение о поездке за ним.
- По возможности лучше избегать автосалонов. Нередко машины сдают туда в случае каких-либо проблем, мешающих нормальной продаже(неявные технические проблемы или ДТП). В салоне даже из самого убитого авто сумеют сделать конфетку в сверкающей обертке, которая сбивает с толку неискушенного покупашку, не говоря о том, что салоны могут сильно накручивать цену.
- В больших городах найти Патруль в приличном состоянии сложнее. Лучше сконцентрировать поиски на маленьких провинциальных городишках. Автор этих строк смог найти приличного Патруля именно благодаря такой стратегии после безуспешных набегов на default cities. В маленьких городах меньше соли, меньше пробок, ДТП и, возможно, меньшие пробеги.
- Не желательно ехать в другой город ради осмотра одного варианта. Сделка может не состоятся, поэтому лучше подобрать несколько приемлемых вариантов в одной местности, чтобы в случае облома посмотреть и их.
- Перед поездкой на осмотр в другой город нужно попросить продавца выслать сканы ПТС(с обоих сторон) и качественные фото авто, в т.ч. в тех ракурсах и тех мест, которые вы попросите. Фото должны быть действительно хорошими и при хорошем освещении. Нужно просить не только фото кузова и общие фото салона, но и разборчивое фото номера на раме, а также фото(крупным планом) тех мест, частей и деталей салона, по которым можно косвенно судить о пробеге(см. ниже). Нормальный продавец и даже перекуп не откажут в этой просьбе.
- Не суетитесь, не идите на поводу у продавца. Не смотрите машину в неудобное время, когда вы торопитесь, когда недостаточно освещения или в любых других неблагоприятных условиях. Для диагностики выбирайте сервис самостоятельно, ненужно ехать в сервис, который предлагает продавец, т.к. там у него, скорее всего, будут свои люди, которые обязательно скажут, что с авто всё оК. Нормальный продавец всегда пойдет вам на встречу и вы придете с ним к компромиссу по вопросам осмотра и диагностики. Если же продавец ограничивает вас, ставит в жесткие рамки, не идет на встречу, то это может говорить о попытке мутного продавца манипулировать вами.
- "Пробить" авто по VIN-номеру на предмет аварий и наличия ограничений можно на сайте ГИБДД: http://www.gibdd.ru/check/auto/
Ситуации, требующие осторожного подхода
- Продавец не знает специфики автомобиля, отбрыкивается общими фразами: "Рамный внедорожник, все раздатки и блокировки работают" или "В машине не курили", или не знает, какую машину он продает, т.е. на вопрос: "Продаете ли машину?" - отвечает "Какую?". Скорее всего это перекуп.
- Продавец занижает год выпуска автомобиля(на 1-2 года), подразумевая не дату выпуска авто, а дату первой продажи. Аналогично с занижением пробега и количества владельцев в ПТС, по телефону говорит одно, а при осмотре оказывается другое. Типичный подход перекупов-барыг.
Некоторые продавцы сильно занижают пробег в объявлении, чтобы привлечь к нему больше внимания, но при общении по телефону сообщают "реальный" пробег, ссылаясь на ошибку. - Продавец продает чужую машину: "Продает шеф", "Забрал за долги" и т.д. Всё это пахнет разводом и попадаловом. Исключение может составлять только случай, когда машину продает близкий родственник (муж машину жены, сын машину отца и т.д.), что можно проверить сравнением паспортных данных продавца и личности владельца в ПТС. В таких случаях все технические вопросы обычно решаются с "продавцом", а его родственник-собственник появляется при снятии с учета и для заключения ДКП.
- В объявлении указаны все возможные опции комплектации, даже те, которых в Патруле никогда не было или имеются явные ошибки(несоответствие указанных опций и заявленной комплектации). Реальный владелец таких ошибок не допустит, т.к. знает, что Патруль - это не "космолет" и в нем даже максимальная комплектация довольно скромна. Это может быть признаком перекупа, салона или фейкового объявления.
В фейковом объявлении(забыл как правильно называются эти НЕлюди) может указываться самая крутая комплектация и состояние по заниженной цене, или наоборот - самое скромное по завышенной. Всё это служит цели запудрить мозги новым реальным "приценивающимся" продавцам и покупателям для искусственного манипулирования ценами. Хуже всего, что на звонки по таким объявлениям отвечают вполне реальные люди и общаются так, как будто действительно продают автомобиль. Могут даже назначить вам "встречу" в другом городе...
Для выявления такого "продавца" нужно задавать побольше наводящих специфичных для указанной комплектации авто вопросов, на которых он рано или поздно засыплется.
Для ознакомления с возможными комплектациями и их опциями читаем здесь. - Продавец предлагает задаток сегодня, а сделку завтра. Если человек не знакомый и не авторитетный, то никаких задатков отдавать нельзя, вы его потом просто не найдете или на следующий день он может поменять условия, особенно если знает, что вы приехали издалека. Сделка должна быть совершена одним днем, т.е. снял с учета при вашем присутствии и после оформили ДКП, а если покупатель и продавец из одного города, то и постановку на учет лучше сделать в этот же день. Всё это конечно не просто, но при искреннем обоюдном желании вполне осуществимо.
- Продавец неожиданно или часто меняет условия, в т.ч. условия встречи для осмотра авто. Вынуждает "бегать" за ним, выматывает, особенно, если знает, что вы приехали из другого города. Это может быть признаком фейкового объявления, либо ушлого продавца, который ищет вариант выгодной продажи, а вас держит в запасе. Всё это может кончится выключенным телефоном или сообщением о продаже машины(не вам).
- Продавец настаивает на осмотре вечером. Это повод задуматься, не пытается ли он таким образом скрыть проблемы с авто, избежать возможной диагностики в сервисе. Другими словами - впарить по быстрому.
Юридические вопросы и документы
- В продаже немало проблемных с юридической точки зрения Патрулей, поэтому нужно внимательно проверять документы(ПТС, СТС) на соответствие данных: владельца(не стесняться и попросить паспорт), номера ПТС и СТС, VIN-номера на подкапотной табличке, номера шасси(соответствует VIN-номеру) и номера двигателя. Номера кузова Патруль не имеет, кузов безномерной.
- Обязательно нужно проверить соответствие реальной комплектации авто и её наименования в документах(Luxury, Elegance). Несоответствие может говорить о замене кузова после сильного ДТП, конструкторе(машина собрана из разных частей других машин) или о криминальном происхождении машины.
- Номер шасси расположен на раме в районе переднего пассажирского сидения. Подвержен коррозии и может стать не читаемым. Нужно самому осмотреть номер и обязательно убедится в его полной читаемости. Если номер сгнил и нечитаем, то могут возникнуть проблемы с постановкой машины на учет.
- Обязательно нужно проверить на соответствие двигатель. Патрулеводы очень любят свапить(менять) движки на совершенно другие, при этом не сильно заморачиваясь на юридические моменты оформления. Реальный патрулевод скорее всего предупредит о такой ситуации, но если такую машину будет "толкать" барыга-перекуп, то есть большая вероятность поиметь проблемы с постановкой такой машины на учет. Модель реально установленного двигателя должна соответствовать таковой в ПТС и СТС, либо же замена агрегата должна быть оформлена по всем правилам со специальными отметками в документах. С двигателями, которые устанавливают на 61-е Патрули можно ознакомиться здесь.
- Также проверить на соответствие и другие данные в документах: гос. номер, год выпуска, марку и модель, цвет("металлик" может быть указан по разному, например, в ПТС будет указан цвет "золотистый", а в СТС "золотистый/коричневый", что допустимо).
- Лучше избегать дубликатов ПТС и покупки по доверенности.
- Не желательно, чтобы в ПТС было более 3-х владельцев. Владелец-автосалон, который реализовал новую машину после ввоза не считается.
- При наличии вклеек экспертизы о нечитаемости номеров(фото должны быть и в ПТС и в СТС) лучше уточнить относительно безпроблемной постановки такой машины на учет в вашем регионе, т.к. проблемы с постановкой весьма вероятны.
- Никогда не ведитесь на попытку продавца при встрече для осмотра машины предъявить документы в электронном виде(на телефоне, планшете, ноутбуке и т.д.) или копии со ссылкой на то, что оригиналы у него дома и т.д., а при совершении сделки он за ними якобы съездит и заберет. С очень большой долей вероятности это действия мошенника. Нормальный продавец при встрече предъявит оригиналы документов.
- Попросить(а в случае покупки забрать) у продавца для ознакомления дополнительные документы: талон техосмотра, сервисную книжку, руководство по эксплуатации, руководство на сигнализацию и другое доп. оборудование.
- В случае если продавец заявляет о ремонте или замене дорогих или номерных агрегатов, то нужно попросить(а в случае покупки забрать) соответствующие платежные и гарантийные документы.
- Убедится в наличии второго комплекта ключа и брелка сигнализации. Случаи бывают всякие, но отсутствие вторых комплектов выглядит подозрительно.
Пробег
- Пробег на Патруле поддается простому и нещадному скручиванию, поэтому в продаже очень мало машин с реальным пробегом на одометре. Даже единственный владелец Патруля может скрутить его, чтобы продать машин подороже, а если владелец не единственный, то он и вовсе может быть не в курсе реального пробега.
- Таким образом, не стоит обращать внимание на пробег на одометре и оценивать его только по совокупности косвенных признаков(потертости рулевого колеса, всевозможных ручек, накладок педалей и продавленных сидений).
- Лучше заручится поддержкой человека, который занимается куплей-продажей авто, он легко сможет определить примерный пробег по косвенным признакам или, по крайне мере, проконсультирует при совместном просмотре объявлений. Определению пробега по косвенным признакам также помогает осмотр машины аналогичного года выпуска с заведомо известным и очень большим пробегом. Можно, например, полазить по сайтам с объявлениями продажи авто, где отобрать объявления по наличию фото, марке, году выпуска(+/-1) и пробегам сильно отличающимся в большую сторону от большинства других объявлений. Например, большинство объявлений для заданного года выпуска будут с пробегами 100-150, но будут и такие, в которых указан пробег 200-250, что может говорить о некоторой правдивости этих данных. Фото салона таких объявлений нужно внимательно изучить на предмет потертостей и прочего износа поверхностей, а потом, при просмотре других объявлений с меньшими пробегами сравнивать состояние салона. Таким образом можно вычислить и отсеять слишком наглых скручивальщиков.
- 5-8 летний Патруль с пробегом до 100-150ткм - это редкий уникальный случай. Машина должна практически всё время стоять в гараже и выезжать из него очень редко. Салон такой машины в плане потертостей и продавленностей должен быть практически в идеале, если с ним обращались аккуратно. Патруль, как правило, берут для несколько других целей, поэтому для 5-8 летней машины пробег в 200-250ткм вполне реальный.
- Годовой пробег можно прикинуть по отметкам ТО в сервисной книжке(если имеется).
- Лучше забить на пробег вообще и сконцентрировать внимание на техническом состоянии авто.
Осмотр машины
- Перед покупкой Патруля нужно обязательно изучить возможные проблемы, возникающие на пробежных Патрулях. Знание - деньги. Чем большее количество проблем вы найдете и укажите продавцу, тем, возможно, больше сумеете сторговать. Если машина берется надолго, то лучше сторговать эти деньги сейчас и потратить на устранение проблем, чем просто отдать их продавцу.
- В случае рассмотрения покупки Патруля с двигателем ZD30 обязательно читаем здесь.
- Как осуществляется диагностика электронных систем автомобиля читаем здесь.
- Информация о некоторых распространенных проблемах, на которые можно обратить внимание, а также варианты их решения здесь.
- В осмотре машины очень хорошо помогает небольшой яркий фонарик.
- Ходовую часть лучше осматривать в сервисе на подъемнике. Без подъемника можно разве только оценить состояние сальников полуосей по подтекам на поворотных кулаках. Если знаний по этой части не хватает, то лучше поехать в сервис и провести осмотр со специалистами. Сервис лучше выбрать самому, чтобы продаван не привез вас к "своим" сервисменам.
- При осмотре машины не пытайтесь вытягивать правду из продавца по тем или иным проблемам и старайтесь не шибко прислушиваться к тому, что он говорит, т.к. правды вы всё равно не узнаете, если продаван сам этого не захочет. Руководствуйтесь только собственными наблюдениями и познаниями. Покажите, что вы хорошо знаете машину, её проблемы и торгуйтесь, если торг возможен. Лучше осуществлять осмотр молча, а по окончании вежливо указать на найденные критичные для вас недостатки(мелочиться не нужно) и обсудить условия подвижки в цене.
- Досконально проверить авто очень непросто, особенно, если вы один и смотрите варианты не у себя дома, даже если у обоих сторон вагон времени и продаван заявляет "любые проверки". Поэтому оценивать в первую очередь нужно общее состояние авто настолько, насколько это возможно сделать в конкретных условиях.
Кузов и ЛКП
- Состояние ЛКП проверяется специальным прибором - толщиномером, который предварительно нужно откалибровать(выставить на ноль) на поверхности кузова, которая должна иметь самую меньшую вероятность повреждения(обычно это участок крыши). Далее прибором промеряется весь кузов для поиска толстого слоя шпаклевки, которая может быть признаком восстановления кузовного элемента после ДТП.
- Некрашеных и не подкрашенных Патрулей очень мало. Сама специфика машины подразумевает появление на ней коцок и царапин. На трассе и гравийке большой угловатый кузов подвергается обстрелу камнями, особенно передняя кромка капота и уширители. Кто-то на коцки и царапины забивает, но есть автоперфекционисты, которые подкрашивают всё и всегда, не говоря о том, что в некоторых "салонах" машину могут полностью облить(освежить) краской так, что от заводкой будет отличить сложно.
Можно всмотреться в оттенки цветов различных кузовных элементов и оценить как они совместно бликуют, но это не показатель ДТП и сильно заморачиваться на этом ненужно, разве только авто берется не надолго и планируется его скорая продажа. - На что действительно нужно обратить внимание, так это на зазоры кузовных элементов, на сколько ровно и точно они установлены(капот - крыло(вдоль), оптика - крыло - капот, двери - крыло), т.к. кривые зазоры могут оказаться признаком ДТП. При обнаружении кривых зазоров можно дополнительно исследовать состояние их ЛКП на предмет шпаклевки и перекраски. На зазоры бамперов и уширителей особо загонятсья ненужно, они часто бывают кривые после вправления этих пластиковых деталей, а задний бампер так и вообще с завода ставился со страшными зазорами.
- Коцками на бамперах и уширителях также заморачиваться не стоит. Достаточно одного выезда в лес или на рыбалку, чтобы на них остались повреждения. Эти пластиковые детали служат для того, чтобы их коцали. Новые приходят не крашенными, поэтому они крашенные практически у всех. Тем не менее, это повод для хорошего торга, т.к. замена или исправление потребуют вложений.
- Нужно обратить внимание на все стекла, кроме лобового, а точнее на год, который на них указан. Он должен быть не позднее года выпуска самой машины. Если стекло моложе авто, то это повод хорошенько проверить ЛКП соответствующего кузовного элемента. Вообще же на меняные стекла загоняться не стоит, т.к. причин замены очень много, например, забытые ключи, глюки сигнализации или кража вещей из салона. А лобовуху патрулеводы вообще меняют чуть реже чем носки. Это связано с большими пробегами по трассе, спецификой эксплуатации авто и его высотой. В лобаш Патруля частенько попадают камни от впереди идущих авто. А вот трещины, выбоины и сколы на лобовом - это повод для торга. Подробнее здесь.
- Из-за просевшего телевизора могут возникать трещины в районе моторного щита. Можно увидеть, если полностью открыть двери.
- Наиболее подверженные коррозии части кузова Патруля: арки, особенно задние(да и вообще вся задняя нижняя часть кузова), пороги(изнутри), "телевизор"(особенно нижняя часть). Также коррозию при возможности можно поискать под коврами водителя и переднего пассажира.
Салон и двери
- Патрулеводы-экстрималы любят купать своих коней в разных жижах, поэтому при осмотре салона нужно искать следы подтопления. Желательно сложить третий и второй ряды сидений, чтобы посмотреть что под ними и под ковролином в районе скоб, за которые фиксируются сидения. Осмотреть коврики водителя и пассажира и вообще оценить состояние всего ковролина, нет ли на нем специфичных пятен, запаха плесени. Обилие "вонючек-ароматизаторов" с сильным запахом в салоне должно насторожить.
- Большая дверца багажника имеет свойство провисать под тяжестью запаски, особенно, если на ней крепили нештатную запаску бОльшего размера. Нужно поприподнимать её и оценить сильно ли разболтались петли, проверить как закрывается. Также нужно убедится в отсутствии трещин в нижней части двери, которые также могут возникать из-за большой запаски.
- Малая дверца багажного отсека имеет внутри довольно сложный механизм замка, который очень плохо смазан с завода, может закиснуть и заклинить. Нужно обязательно убедится, что она нормально отпирается и запирается как с центрального замка, так и непосредственно с ключа.
Подробнее здесь. - Водительская дверь от частого использования также может отвисать, после чего закрывать её приходится как в Жигулях. Нужно поприподнимать её, чтобы оценить ушатанность петлей и позакрывать, чтобы проверить, насколько легко и хорошо она "прилипает". Никакими регулировками это не исправить, только заменой петель. Откровенно криво закрывающиеся двери и при этом не имеющие износа петель могут говорить о возможных последствиях ДТП.
- С помощью фонарика проверьте под сиденьями водителя и пассажира разъемы боковых подушек безопасности на предмет установки "обманок"(подробнее здесь) и сделайте диагностику системы SRS. Также нужно осмотреть обшивку наружных боковин передних сидений на предмет устранения последствий срабатывания боковых подушек. Если на сиденьях чехлы, то нужно попросить продавца снять их.
- На Патруле нет контроля дистанционного запирания замков дверей(кроме водительской), поэтому при загрязнении или закисании механизмов замков или приводов некоторые двери могут просто напросто не закрываться при включении центрального замка с брелка сигналки или радио-ключа, при этом владелец может даже не знать об этом. Нужно обязательно проверить, что все двери нормально закрываются и открываются с центрального замка. Данная проблема характерна для рестайла(с 2004г). Подробнее здесь.
- На рестайле (с 2004г) в дверях установлены динамики очень низкого качества. Как правило, они не выхаживают более 5-6 лет. От частого использования, тряски и вибрации у них переламываются поводки диффузоров. Нужно прислушаться к каждому динамику и убедится, что все они работают.
- Даже на свежих машинах могут "глючить" концевики открытия дверей и кнопки стеклоподъемников, но это мелочи.
Ходовая и трансмиссия
- Частая болячка Патрулей - текущий шланг обратки ГУРа. Нужно проверить отсутствие подтеков в местах соединения шлангов, а также уровень декстрона на щупе крышки бачка ГУРа. Подробнее здесь.
- На машинах выпуска начиная с 2008г. может быть бракованный рулевой редуктор. Для проверки нужно при заглушенном двигателе резко покачать рулем из стороны в сторону. Даже незначительные стуки должны отсутствовать.
- Самая эпичная болячка Патруля - размыкающий цилиндр(стойка) заднего отключаемого стабилизатора и его электромеханический актуатор. Проверять нужно на подъемнике или яме. Нужно отключить стабилизатор и, взявшись руками за изгиб стабилизатора, покачать его вверх-вниз - стабилизатор должен иметь ход. После нужно включить стабилизатор и снова его покачать вверх-вниз - стабилизатор должен быть зафиксирован. Также нужно обратить внимание на шарнир размыкающего цилиндра("косточку"), он в большинстве случаев в убитом состоянии, т.к. отдельно его заменить без доработки конструкции невозможно. Часто патрулеводы заменяют неисправный размыкающий цилиндр на обычную стойку(линк), т.к. новые оригинальные детали очень дороги, а заниматься ремонтом этого хозяйства станет далеко не каждый. Подробнее здесь.
- Оценить состояние поворотных кулаков. Если сфера ржавая и имеет раковины, то это говорит об отсутствии обслуживания и смазка в поворотные кулаки не набивалась и не менялась. Течь трансмиссионки говорит об уставших сальниках полуосей, которые пропускают тансмиссионку из редуктора моста, а та в свою очередь вымывает смазку из поворотных кулаков. Можно открутить один болт крышки нижнего шкворневого подшипника и убедится, что из отверстия не льется трансмиссиона, вода или эмульсия. Для надежности можно ткнуть в отверстие отверткой, на тот случай если оно чем-то забито.
- Проверяем отсутствие течи масла через сальники хвостовиков мостов и раздатки. Также не помешает убедится в отсутствии течи в стыке раздатки и КПП.
- Желательно отвернуть заливные(верхние) пробки на на обоих мостах и пощупать пальцем уровень масла.
- Если машина с АКПП, то нужно проверить состояние жидкости ATF и, по возможности, проверить работу АКПП. Вытащить щуп АКПП и внимательно исследовать ATF на предмет уровня, цвета, запаха и консистенции. Уровень должен соответствовать горячему или холодному состоянию двигателя. ATF не должна пахнуть горелым, должна быть почти прозрачной, иметь касноватый(розоватый) оттенок и не иметь примесей(грязи, стружки), эмульсии и пузырей. Подробнее здесь.
При трогании все должно отработать плавно, не должно быть ударов и толчков. На ходу не должно быть ударов, толчков и скрежета. При переключении не должно быть толчков, но допустим небольшой толчок(пинок) при остановке с уверенным торможением.
Рама
- На сильно лифтованных машинах с жесткими пружинами и силовым обвесом может рвать упоры(чашки) пружин задней подвески. Устраняется обвариванием и усилением.
- Рама может быть подвержена сильной очаговой коррозии, особенно в скрытых полостях.
- По возможности можно проверить геометрию рамы и моторного отсека. Подробнее здесь (стр.50).
Прочее
- Если принято решение заключать ДКП, покупать авто и осуществлять его перегон на приличное расстояние, то нужно до заключения ДКП проверить наличие и состояние запаски, наличие домкрата и балонника, причем нужно взять балонник и проверить, действительно ли он подходит к колесным гайкам и не забыть протянуть их перед перегоном. Случаи бывают всякие...
- Если в авто установлена штатная магнитола, то обязательно спросите у продавца код для её разблокировки и куда-нибудь его запишите. Магнитола обязательно запросит код после отключения АКБ.
ЗЫ
Поделитесь своим опытом покупки авто