Про замену плюсовых клемм см. ниже.
Найти хорошие массовые клеммы очень не просто. В основном на прилавках лежат конструктивно слабые и некачественные экземпляры, либо голимый кетай. Для дизельного Патруля нужны массивные цельнолитые массовые клеммы из свинца или латуни с хорошим защитным покрытием. Клеммы должны иметь возможность надежно и на большой площади обжать массовый провод, который для мотора ZD30, например, будет иметь сечение в 35 квадратов.
Пример хороших клемм:
Массовые провода на машинах с ZD30 не имеют какого либо запаса длины, поэтому я решил не отрезать старые клеммы, а сняв провода, аккуратно распилил место обжима наконечника и вынул его целым и невредимым, распрямил, зачистил и пролил вэдэшкой. Длины не изолированного наконечника как раз хватило, чтобы полностью и на всю глубину войти к новую клемму. Можно было конечно заменить массовые провода полностью, но купить хороший провод такого сечения бывает проблематично, да и стоить он будет не дешево. К тому же пришлось бы ещё покупать круглые наконечники для крепления к кузову и мощную обжимку для них. Для нормального использования с новой клеммой левый АКБ пришлось придвинуть ближе к мотору, к самому бортику его площадки.
Места креплений массовых проводов к кузову покрыты краской, т.е. контакт происходит только за счет болта, который может подржаветь или подкиснуть, в результате чего контакт ослабнет. Чтобы этого не произошло нужно заменить ржавые болты и зачистить места прилегания клемм к кузову или надеть на болты стопорные шайбы с выступами, которые врежутся в клемму и таким образом улучшат соединение болт-клемма. При сборке соединений можно применить контактную проводящую пасту КПП (КВТ), специальную смазку или замазать болты и клеммы сверху литолом.
"Плюсовые" клеммы
Плюсовые клеммы Патруля вполне себе качественные, хотя и имеют недостаток в виде вечно отламывающихся изоляционных крышек. Плюсовая клемма правого основного АКБ может быть заменена, т.к. её провода крепятся к отдельной ламеле, которая в свою очередь прикручивается к шпильке клеммы. Плюсовая клемма левого дополнительного АКБ не заменяема и выполнена по той же отстойной технологии, что и массовые клеммы.
Замену плюсовых клемм резонно осуществлять, когда возникает необходимость в подключении какого-либо мощного дополнительного оборудования, т.к. прикручивать что-либо к штатным клеммам очень неудобно. Вот и у меня возникла такая потребность.
В качестве замены штатных клемм я выбрал клеммы-распредкоробки от итальянского производителя MTA. Каждая распредкоробка снабжена откидной крышкой и имеет возможность установки внутри одного предохранителя типа MEGAVAL и двух предохранителей типа MIDIVAL.
К недостаткам этих клемм можно отнести следующие:
- Корпус хоть и из качественного пластика, но явно не тугоплавкого.
- Клеммы рассчитаны на АКБ, у которых контактные выступы утоплены, поэтому на тех АКБ, где контактные "шпиньки" выступают над поверхностью, данные клеммы смотрятся не очень и плохо защищены от случайного КЗ, например, инструментом. Впрочем, данный недостаток легко исправим(см. ниже).
- Защитная крышка легко снимается с петель-защелок, поэтому при монтажных работах внутри, нельзя допускать чтобы что-либо препятствовало её закрыванию. Исключением могут быть только пара перегородок в крышке, которые при её закрытии входят в ложе клемм под MIDIVAL-предохранители. Данные перегородки, если они мешают, нужно просто удалить.
- В качестве клемм лучше использовать круглые. Распространенные электротехнические "плющенные" клеммы без напиллинга поставить скорее всего не получится.
- Не всякие MIDIVAL-предохранители могут быть установлены без проблем. Если предохранитель имеет широкие контактные лепестки, то один из них придется чуть подпилить.
Провода
Для установки данных клемм придется удлинить плюсовые провода. Других вариантов к сожалению нет, разве только заменить силовые провода полностью на новые, что может быть довольно таки секасно, т.к. придется расплетать почти весь моторный жгут.
Для удлинения(замены) штатных силовых проводов потребуется соответствующий отрезок провода типа ПВ или ПУГВ сечением 35мм2 для силовой цепи и 16мм2 для двух цепей штатной подкапотной распредкоробки, а также соответствующие гильзы МГЛ и пресс типа ПГР-70 от российского производителя КВТ.
Соединяемые провода нужно зачистить на половину длины гильзы. Для того, чтобы соединение внутри не окислялось можно дополнительно добавить внутрь гильзы немного контактной проводящей пастой КВТ(см. выше).
Для силовых цепей можно применить круглые наконечники М8 под провод 25мм2. Практика показала, что в них вполне можно запихать провод 35мм2.
Для провода на 16мм2 цепей штатной распредкоробки потребуется соответствующий круглый наконечник М6. Этот провод придется пустить через боковой отвод распредкоробки MTA. Во первых так удобней, а во вторых эти цепи уже имеют штатные предохранители, поэтому занимать под них место с предохранителем в распредкоробке МТА нецелесообразно.
Дополнительно изолируем провода гофрой подходящего размера и правильной изолентой.
Закрепляем наконечники в распредкоробке с применением соответствующих стопорных шайб(см. выше).
В случае установки предохранителя типа MEGAVAL его номинал должен быть 500А. Как показала практика, он выдерживает пусковой ток ZD30 вместе со свечами накала (в пике до 400А). Особое внимание при этом нужно уделить его креплению, а также креплению наконечников.
Наконечники нежелательно насаживать непосредственно на голую шпильку распредкоробки. Сначала под низ нужно положить толстую плоскую шайбу, затем усадить сам наконечник, затем стопорную шайбу и гайку.
При креплении предохранителя MEGAVAL нужно будет сделать со стороны наконечника следующий "бутерброд":
- в самый вниз плоскую толстую шайбу М8
- наконечник
- снова плоская шайба М8
- контактный лепесток предохранителя MEGAVAL
- стопорная шайба и гайка
В противном случае, либо предохранитель встанет с перекосом, либо крышка будет плохо закрываться.
Для того чтобы новые клеммы стали более удобными и безопасными при применении на АКБ с выступающими над поверхностью контактными выступами, их придется немного "допилить".
Чтобы распредкоробка плотно сидела на АКБ, снизу к её корпусу нужно приклеить "подушку" подходящей высоты. Я применил для этой цели плотный вспененный полиэтилен.
Для защиты клемм от случайных КЗ к их крышкам очень удобно посредством трех клипс из "Набора пластмассовых изделий ВАЗ21013" крепиться пыльник из отрезков резины.
Полезные сслыки
Аккумуляторы и клеммы