Штатно в 61-х Патрулях нет никаких бортовых компьютеров(БК), но в объявлениях продажи эту опцию всегда указывают, принимая(считая) за БК анахронизм в виде блока компаса и термометра забортной температуры, установленного в потолочной консоли .
Установка бортового компьютера актуальна для всех Патрулей, моторы которых имеют ЭБУ, а для ZD30 БК так и вовсе жизненно необходим, т.к. позволяет удобно считывать ошибки и смотреть некоторые важные параметры работы мотора в реальном времени.
Выбор пал на модель российского производителя Multitronics TC750, т.к. на данный момент это наиболее продвинутый прибор, хоть и не лишенный недостатков. К весомым плюсам данного девайса можно отнести возможность работы аж сразу с двумя неплохими фирменными парктрониками, задним и передним.
Более подробно ознакомиться с данной моделью, а также найти инструкции и руководства для нее можно на сайте производителя.
Быстрые переходы:
Почему нужно ставить Мультитроникс(основные моменты):
- Позволяет следить за некоторыми параметрами работы двигателя в реальном времени (напряжение MAF, давление наддува, температура ОЖ, мгновенный расход, дроссель), что для ZD30 имеет не последнее значение и позволяет косвенно судить о работе двигателя и состоянии некоторых узлов.
- Предоставляет показания приборов, которых в Патруле попросту нет (напряжение АКБ, термометр). Вот забортный термометр япы не поленились сделать, а добавить датчик температуры в салоне пожопились. Раз уж есть климат контроль, то должен быть и термометр.
- Предоставляет более точную информацию об основных параметрах(скорость, обороты, температура ОЖ). Приборы на Патруле, как правило живут своей жизнью, или, попросту говоря, трындят. Спидометр, как и на большинстве авто завышает показания на 5-10км/ч, обороты также могут быть завышены на 200-300 об./мин. Указатель температуры двигателя это вообще отдельная тема. Он, как правило, показывает совершенно неадекватные значения в районе 80-100С, поэтому отследить начало перегрева двигателя по нему довольно сложно, т.к. перегрев может наступить, когда стрелка находится ещё в белой зоне, а то и вовсе посередине шкалы.
Мультитроникс считывает точные достоверные данные непосредственно из ЭБУ. - Позволяет считывать ошибки двигателя и сбрасывать их. Больше не придется платить деньги быдло-сервисам за диагностику и сброс ошибок, или замыкать скрепкой разъем диагностики и следить за подмигиваниями лампы "джеки-чан".
- Позволяет оттарировать датчик уровня топлива и считать расход с точностью до литра и даже лучше.
- Помимо основного назначения, Мультитроникс можно использовать в качестве вполне сносного парктроника и даже осциллографа, докупив соответствующие дополнения к нему.
Обновление ПО
Перед подключением прибора в автомобиле желательно обновить его программное обеспечение (ПО). Для обновления ПО необходимо узнать версию аппаратной реализации прибора и версию программного обеспечения, после чего проверить, не появилось ли обновлений ПО на сайте производителя.
- Подаем питание(12В) на контакты переходника АКБ+ и Масса чтобы включить прибор.
- Узнаем текущую версию(дату) ПО и аппаратную версию прибора. Для этого нажимаем кнопку S, переходим вниз к пункту "Инфо производителя" и нажимаем SET. Лучше куда-нибудь записать информацию на всякий случай.
Прошивки, в зависимости от аппаратной реализации прибора делятся на e32 и e32B, а по набору протоколов и доп. возможностей на основную и расширенную. Выбор прошивки осуществляется исходя из даты и аппаратной реализации текущей прошивки прибора, а также исходя из протоколов и возможностей, которые необходимы. Из расширенных прошивок для Патруля с ZD30 подойдет только версия e32A или e32BA, в зависимости от аппаратной реализации прибора. - Проверяем обновления на сайте производителя, при необходимости скачиваем более свежую прошивку, а также программы Boot32.exe, Params32.exe и инструкции к ним.
При обновлении, кроме самой прошивки, нужно всегда скачивать и последние версии программ Boot32.exe и Params32.exe.
Если используется ОС Windows 7 или более поздняя, то скачивать и устанавливать драйвер не обязательно. - Для подключения БК к ПК придется раздобыть или приобрести кабель "MiniUSB". Подключаем БК к USB порту компьютера, запускаем программу Boot32.exe, и, следуя инструкции, обновляем ПО.
При подключении БК к ПК на ОС Windows 7 и более поздних драйвер будет установлен автоматически. Чтобы узнать номер порта, с которым будет работать устройство, нужно кликнуть на сообщение об обнаружении нового устройства и в открывшемся окошке дождаться окончания установки.
При запуске программы Boot32.exe в интерфейсе по умолчанию установлена галочка "Искать МК автоматически", но работает она плохо, поэтому надежнее эту галочку снять и выбрать порт вручную. Чтобы не разбираться, к какому порту привязан БК, можно просто перебрать их по списку, и найти нужный, пробуя считывать данные.
Если обновление ПО выполняется не впервые, то перед загрузкой новой прошивки считайте настройки БК в файл, чтобы потом можно было залить их обратно.
После успешного обновления ПО можно запустить программу Params32.exe, чтобы осуществить предварительную настройку прибора, например, настроить дисплеи или цветовую схему.
Не стоит сильно креативить, настраивая цветовую схему, т.к. на экране прибора она может оказаться несколько другой. Дело в том, что экран имеет никакую цветопередачу и ужасные углы обзора, но если верить заявлению производителя о работоспособности экрана при температуре -20С, то можно смирится с этим недостатком.
Если попытка открыть для редактирования загруженные в программу Params32.exe параметры приводит к появлению окна с ошибкой Range check error, то это говорит о том, что в последней загруженной в прибор прошивке изменился формат массивов параметров. В этом случае необходимо отказаться от попыток редактирования и завершить работу в программе Params32.exe.
Если старые параметры были загружены в прибор, то нужно либо сделать общий сброс, либо заново загрузить прошивку в прибор для выполнения сброса. В последнем случае никаких параметров в прибор пока записывать ненужно.
Далее открываем программу Params32.exe и считываем из прибора параметры и их значения по умолчанию, которые прописываются при сбросе. Открываем их для редактирования и ручками, ручками, заново заполняем всю конфигурацию , после чего загружаем новый формат параметров в прибор. Тут же считываем их из прибора, открываем для редактирования и проверяем правильно ли они сохранились.
Чтобы не попадать в ситуацию, когда параметры пришлось заполнять вручную, а старых значений вы не помните, нужно всегда хранить архив со старой прошивкой, программами Boot32.exe и Params32.exe актуальными на момент выхода этой прошивки, а также бакап последней редакции параметров. Такой подход позволит при необходимости всегда загрузить старые параметры в старую версию Params32.exe и использовать их как шаблон для заполнения параметров в новой версии Params32.exe. Также всегда будет возможность вернуться к предыдущей прошивке и конфигурации, если с последней прошивкой будет что-то не так.
Хорошей практикой также будет предварительная проверка корректности чтения старого бакапа параметров в последней версии Params32.exe. Если параметры открываются для редактирования без ошибок, то можно смело загружать их в прибор.
Подключение
В комплекте с прибором идет два переходника: один в виде вилки ODB-2, а другой с винтовыми зажимами. Первый можно сразу отложить в сторону, т.к. он не понадобится, потому что во всех европейских 61-х Патрулях с ZD30 используется свой нестандартный ниссановский протокол Consult1D. Подключение придется осуществлять непосредственно к проводам жгута диагностического разъема, в котором есть все необходимые цепи и сигналы.
Все работы по подключению нужно проводить при отключенных АКБ.
Чтобы жестко не цепляться к жгуту разъема диагностики и иметь возможность легко и быстро отключать/подключать БК, лучше для подключения применить переходной разъем. Для этих целей удобно подобрать какой-нибудь разъем от иномарки на 7-8 контактов, либо применить разъем типа MiniFit, который можно найти в магазинах электроники.
Между входами АКБ+ и J1850 переходника БК нужно обязательно установить подтягивающий резистор на 5-5,1 килоОм, входящий в комплект. Отмечены случаи, когда в комплекте шел резистор неверного номинала, поэтому лучше убедится в его сопротивлении с помощью тестера.
Схема, приведенная ниже актуальна для европейского Патруля с ZD30 выпуска 2007г. На Патрулях других комплектаций и годов выпуска номера разъемов, их распиновка и цвета проводов могут быть другими. Схему подключения для дорестайла ZD30 см. во вложениях ниже.
Для того, чтобы добраться до жгута диагностического разъема придется снять подрулевую панель. Сам разъем установлен в кронштейне на защелках по бокам, которые нужно сжать и вытащить разъем из кронштейна, после чего срезать кембрик жгута на длину 5-7см. Чтобы не повредить провода лучше аккуратно разрезать его вдоль бокорезами.
Для подключения к жгуту диагностического разъема не стоит применять скрутки. Лучше подпаятся или применить ножевые соединители проводов. В случае пайки нужные провода зачищаются и к ним подпаиваются отводы переходного разъема БК, после чего места пайки изолируется. Для изоляции лучше применить термоусадку, но в этом случае, чтобы надеть термоусадку придется извлекать контакты из диагностического разъема или перекусывать провода, зачищать, одевать термоусадку и спаивать вместе. В качестве флюса лучше применить активный паяльный жир, который может быть легко удален после пайки салфеткой.
Если планируется использование БК в качестве указателя уровня топлива с последующей тарировкой, то необходимо подключить соответствующий вход к цепи датчика уровня топлива, которую можно найти в разъеме M143 приборной панели(см. схему). Как снять приборную панель рассказано тут.
Вход БК "Габариты" есть смысл подключать только если нужны такие вещи как напоминание о не выключенном свете и уменьшение яркости дисплея БК при включении габаритов(ночной режим). Поскольку в Патруле уже есть штатная "напоминалка" забытого света, а габариты используются в качестве ДХО и включены всегда, когда работает мотор, то особого смысла в подключении этого входа нет.
После подключения нужно тщательно проверить правильность всех соединений.
Более подробно о других вариантах подключения и поддержке протокола Consult1 можно узнать здесь.
Настройка
После проверки всех соединений и подключения БК можно подключить АКБ. Зажигание включать пока ненужно. БК должен включиться, а спустя несколько секунд, погасив дисплей и подсветку, перейти в "спящий" режим. Далее нужно, используя инструкцию, сделать несколько важных настроек:
- установить "физический" замок зажигания
- выбрать определение протокола "ручное"
- выставить протокол "Consult1D"
Теперь можно включить зажигание. БК должен выйти из "спящего" режима. Если это произошло, то далее можно запустить двигатель. Если всё было подключено верно, то через несколько секунд на дисплее появятся значения оборотов двигателя и температура ОЖ.
Сборка
- Первым делом нужно установить БК в рамку. Когда БК был вставлен в рамку и свинчен с обратной стороны оправкой то выяснилось, что он сидит в рамке не плотно и немного болтается. Сразу представляются скрипы и дребезжание, поэтому перед тем как устанавливать рамку нужно обклеить БК по периметру кусочками уплотнителя(см. фото):
- Если планируется использование БК совместно с ПК, то есть смысл предусмотреть коротенький USB-кабель для подключения ПК, чтобы не вынимать БК каждый раз из корпуса для подключения кабеля. Для этого нужно приобрести кабель MiniUSB->USB с разборным разъемом MiniUSB.
- Обезжириваем поверхность основания корпуса, берем клеящуюся основу из комплекта, снимаем защитный слой с одной стороны и аккуратно приклеиваем её к основанию. Если есть фен, то перед приклейкой можно немного прогреть основание корпуса. Вставлять рамку с БК в корпус пока ненужно.
Установка
Удобных вариантов установки этой модели БК в Патруле не так уж и много. Самое удобное место, кмк, это в углу лобового стекла у левой стойки. Место удобно как в плане наблюдения за показаниями, так и в плане вывода туда шлейфа с разъемом.
- Отвинчиваем рукоятку на левой стойке и снимем обшивку стойки(она на защелках, тянуть удобно за отверстия под рукоятку).
- Мультитроникс поставляется с тонким шлейфом, свернутым в рулон. Так вот, снимать стяжку и разворачивать рулон полностью ненужно. Длины, как правило будет достаточно. Короткой частью шлейф будет подключен к БК, а длинной пойдет в дополнительному разъёму, подключенному к цепям диагностического ранее. Для начала нужно защитить нежный шлейф от возможного перетирания. Длинную часть заворачиваем в гофру, а короткую, которая будет выходить через обшивку оборачиваем в два слоя тонкой широкой изолены вдоль. Бухточку лишнего шлейфа нужно также обмотать изолентой, во избежание перетирания.
- Пропускаем шлейф длинной частью сверху вниз. Для того, чтобы было удобнее его протащить можно придумать какую-нибудь "удочку". Как только шлейф будет протянут, он будет зафиксирован бухточкой, которая застрянет в нише внизу стойки, а короткая часть шлейфа останется снаружи.
- Устанавливаем на место обшивку стойки и выводим под ней короткую часть шлейфа.
- Пропускам разъем шлейфа в проем корпуса и подключаем к БК. Теперь БК можно "защелкнуть" в корпусе.
- Определяемся с размещением и положением БК. Идея клеить его намертво к терподо на клейкую основу, что идет в комплекте мне не понравилась, да и сама эта клейкая фигня очень посредстсвенного качества. Было принято решение сделать крепление БК съемным с помощью застежки-липучки, для чего был приобретен отрезок черной липучки размером 150х50 мм.
На обе стороны застежки наклеивается двусторонний пористый скотч, который будет играть роль подушки и позволит лучше приклеиться к неровной матерчатой поверхности застежки. Поверх пористого скотча клеится ещё один двусторонний скотч на матерчатой основе, чтобы при необходимости застежку можно было отлепить без особых проблем. После весь этот бутерброд с обоих сторон основательно проглаживается через газету нагретым утюгом, чтобы всё хорошенько слиплось.
Перед установкой полоска застежки подрезается по форме основания БК. Жесткая полоска с крючками приклеивается в нужном месте к поверхности торпедо, которую перед этим нужно обезжирить, а мягкая ворсистая к основанию БК.
Липучка держит БК очень прочно и в тоже время слегка пружинит, поэтому нажимать на его дубовые жесткие кнопки более комфортно. Ко всему прочему липучка позволяет не только снять БК при необходимости, но и сориентировать его под тем или иным более удобным углом.
Калибровка
Калибровка скорости, например, при размере колес, отличном от штатного:
Калибровка ДУТ топливного бака:
Калибровка расхода топлива:
Нелинейная тарировка бака:
Другие видео здесь:
https://www.youtube.com/user/Multitroni ... =0&sort=dd
Что ещё можно сделать
___