БЕНЗИН
Самая простая установка оборудования это на бензиновые двигатели. Но и тут есть некоторые особенностей. Начнем с выбора типа газа. Всего существует два вида газа, который используется в автотранспорте: метан и пропан. Каждый имеет свои плюсы и минусы:
Пропан:
+довольно дешевая установка
+очень разветвленная сеть заправочных станций
+его умеют ставить и настраивать очень много людей
+взрыв газового баллона выглядит так:
(то есть не страшно, даже при лопнувшем газовом баллоне, справедливости ради отмечу, что такое случается крайне редко и у тех дятлов, которые убирают граничитель и льют в бак больше газа, чем нужно - об этом дальше)
-дорогой газ
Метан
+очень дешевый газ
+есть возможность заправляться вообще за копейки
+газ летучий, в случае дыры в системе - газ улетает высоко вверх и не скапливается под капотом и так далее
+возможность эксплуатировать машину только на газе, даже холодный запуск и прогрев двигателя.
-взрыв газового баллона выглядит вот так:
-цена установки
-объем газа с одной заправки.
Об оборудовании:
Сейчас на рынке есть 3 поколения газового оборудования: второе, четвертое и пятое. Они имеют существенные отличия.
Второе поколение: поколение газового оборудования, в котором есть газовая магистраль с постоянным давлением. Когда открываются форсунки - газ впрыскивается в систему. Но в зависимости от оборотов двигателя может осуществляться недолив (на высоких оборотах, когда клапаны открываются на меньшее время) и перелив газа (на низких оборотах, когда клапаны открываются на слишком долгое время). Как следствие - мотор умирает так как работает то на обогащенной то на обедненной смеси. Именно от последствий применения этого поколения оборудования пошли почти все легенды о том, что прогорает двигатель на газе.
Четвертое поколение: система в которой газ подается из бака в сжиженном состоянии до редуктора (пропан, в метане газ всё время в газообразной форме). В редукторе он переходит в газообразную фазу и дальше идет впрыск. Тут нет общей рампы с одним давлением и постоянным впрыском. Тут есть свой блок управления форсунками, который сам регулирует количество газа, подаваемого в систему, в зависимости от оборотов и топливной карты двигателя. В результате происходит экономия газа, нормальная работа двигателя во всех режимах. Да и двигатель живет очень долго и хорошо. Проверено на своей машине.
Пятое поколение: самое совершенное. Впрыск газа осуществляется непосредственно в двигатель. Для этого заменяются бензиновые форсунки на газовые и двигатель начинает работать всегда на газе (даже в случае пропана). Цена вопроса - полный отказ от бензина. Совсем.
Исходя из экономической целесообразности я бы рекомендовал 4-ое поколение газового оборудования хорошего производителя (лично я считаю хорошими производителями BRC и Landi Renzo). Главное ставить весь комплект оборудования от одного поставщика. Мозг, форсунки, редуктор. Я столкнулся с тем, что при замене редуктора одного производителя на другой - получаешь такое количество геморроя, что лучше ну его на фиг. По деньгам выходит дешевле поставить один раз дороже, чем много раз переделать дешевле. Кроилово ведет к попадалову.
Выбор баллона для пропана:
Товарищь! Помни, что емкость баллона на 20 процентов ниже заявленной. около 20 процентов нужно для того, чтобы газ мог сам регулировать свое давление в зависимости от температуры. Для того, чтобы баллон не заполнялся полностью, в него вставляют попловок, который запирает заправочный порт и не дает переливать газ. Если его убрать - можешь посмотреть видео в "плюсах газа пропан"
Вот небольшой отчет с другого форума об экономичности газа и его использовании:
По газу. У меня не было Патруля на газе, но были другие машины.
Если коротко - газ потребляется примерно +10 +15 процентов от бензина (9 литров смешанного на бензе и 10 на газе выходило). Мотор турбированный, нагрузка большая. Изначально с 1.4 было 120 коней. После переделки 180 коней и 280 нм.
По обслуге - раз в 10 000 км. надо менять фильтр тонкой очистки (на 8 цилиндровом их два). Цена 500 р. за фильтр вместе с работами (на патрол 1 000 р.) Либо самому купить оба за 400 р. и 20 минут потратить.
Раз в 30 000 надо менять фильтр грубой очистки. цена 1 000 р.
По потере мощности и расходу газа. ОБЯЗАТЕЛЬНО надо ставить Вариатор Угла Опережения Зажигания. Газ это топливо, которое горит дольше, чем бензин. По этому поджигать его надо раньше. Холостые обороты можно оставить без зименения, дальше примерно +6 +7 градусов. На максимальных оборотах можно опять без изменений оставлять так как там и так угол хорошо уведен вперед заводской прошивкой. В этом случае не будет потери мощности и расход газа уменьшится. Так как газ будет больше сгорать в цилиндрах, а не выхлопной системе.
Мне, с моим расходом и пробегами газ окупился за 20 000 км. Дальше это были просто сэкономленные деньги.
Тут на первой или второй странице писали про метан. Типа будет экономия. Так вот - на Патрол метан не подходит.
Почитайте - 100 литров метановый балон вмещает примерно 8-12 кубометров газа. Расход метана высчитывается по формуле "расход бензина"*0,8 итого - для трассы 18*0,8=14,4 кубометров. Итого - одного баллона в 100 литров (на пропане это около 400 км. пробега) будет хватать на 100 км. и меньше.
Вот пример "максимально заточенного под дальний пробег" паджерика с метановым оборудованием. Поверьте - Вам этого не надо.
http://elitegas.ru/mitsubishi-pajero-iv-methane/
Через 90 000 км на газе сделал полное ТО двигателя. Во всех 4 цилиндрах по 10,5 атмосфер. Как с завода. Пробег полный при этом уже был около 130 000 км. То есть ничего не прогорает и ничего не пропускает.
Прогорать поршни могут при работе на обедненной смеси. Тут другая проблема - обедненная смесь сама по себе выше температурой.
Проблемы, которые я встретил за 90 000.
1. два раза двигатель начинал плохо заводиться. Как будто в мороз (и это летом). Проблема решалась перекалибровкой газового оборудования. Мне делали бесплатно в том центре, где я газ ставил. Цена вопроса около 100 р. на газ - чтобы доехать до них и вернуться обратно.
2. через 70 000 км. у меня рассохлись резинки в редукторе, который переводит газ из жидкого в газообразное состояние. Цена ремкомплекта 1 000 р. (на Патрол надо 2 комплекта). Можно менять самому, можно отдать сервисменам, которые поменяют и после этого заново настроят машину под новый редуктор. Цена вопроса 1 000 р.
Это безусловно бешенные деньги и обслуживание "укладывается" в 5 процентов, которые считал один из тех, кто активно писал в этой ветке.
Итого. за 90 000 км. газовое оборудование (без учета его самого) забрало у меня:
1. фильтры тонкой очистки с утановкой (я ленивый человек - лучше кофе попью а заменят профессионалы - если что им еще и претензию выставлю) - 9*500 = 4500 р.
2. фильтры грубой очистки 3*1000 = 3000 р.
3. замена прокладки редуктора 1*2000 = 2000 р.
Итого - 9500 р. за 90 000 км.
Что касается расхода бензина на прогрев двигателя. Да он расходуется. Но он расходуется без разницы - на газе ездит машина или на бензине. Это неизбежные потери.
Сколько я сэкономил на моей малолитражке.
95 бензин (давайте возьмем среднее 34 р.) 90 000 км /100 км= 900 расход 9 литров на 100 км 900*9=8100 литров. 8100*34=275 400 р.
Если бы я ездил на бензине, то только на проезд у меня ушло бы 275 400 р.
Газ (давайте возьмем среднее 14,8 - было и по 12 р. и по 16) 90 000 км /100 км= 900 расход 10 литров на 100 км 900*10=9000 литров. 9000*14,8=133 200 р.
Я ездил на газе. У меня ушло 133 200 р.
Итого экономия составила 275 400 - 133 200 = 142 200 р.
Цена установки газа у меня обошлась 40 000 р. итого - около 100 000 р. за полтора года эксплуатации.
Но повторюсь - это расход на малолитражку и бензин я считал 95 так как 92 мне в машинку лить нельзя.
Итог:
Ставить газ логично и оправданно. Теперь об особенностях.
примечание: тут и далее приведены цены на февраль 2016 года в ЕКБ и они могут отличаться от тех, что приняты у тебя в городе.
Пропан:
Расчет расхода газа на Патроле с ТБ48. Возьмем цифры, приближенные к реальности:
Трасса 18
Город 27
Тогда на газе будет выходить: Трасса 18*1,15=21 Город 27*1,15=31
Установка на Патрол обойдется примерно в 60 000 р. + стоимость баллона. Ставить меньше 130 литров я бы не стал. Так как реальный объем будет около 100 литров. Это всего 300 км по городу или 500 км по трассе. Меньше баллон - больше заездов на заправку.
Об особенностях установки пропана - штатное оборудование на ТБ48 не подходит - мгновенный расход газа будет очень большим. Я бы ставил так: вместо одного редуктора - поставил два. Каждый на 3 цилиндра. Оборудование бы я взял BRC так как с ним хорошо знаком (надеюсь не сочтете рекламой). Но у меня есть знакомые, кто ставил Landi renzo и им доволен.
Чего точно нельзя ставить так это "производительные редукторы" Арктик и Антарктик. Они имеют неприятную особенность - у них быстро и сильно растягивается мембрана. В результате после правильной настройки оборудования уже через 2-3 дня оборудование надо настраивать заново.
Если Вы бережете свой двигатель - ставить редукторы от Ловато я бы тоже не рекомендовал. У них есть "прикольная" особенность, с которой я столкнулся лично. Они, в зависимости от количества газа в баллоне, могут выдавать разное давление в газовую часть двигателя. Это очень плохо так как газовый мозг настраивается на определенное давление и открывает форсунки из расчета этого давления. Если давление будет больше - то будет более богатая газовая смесь, что не есть гуд. Если давление будет меньше, то смесь будет бедная, что тоже не есть гуд.
Что рекомендую поставить из дополнительного обязательно:
1. "мультиклапан Европа" - это дополнительный электронный клапан в баллон, который перекрывает подачу газа если есть повреждение газовой магистрали
2. пластиковую газовую магистраль - НЕ МЕДЬ. Обязательно пластик так как медь очень сильно коррозирует в газовой среде и дает очень много мусора. Мусор забивает газовые фильтры и машина не едет.
3. кнопку переключения газ/бензин с указателем уровня газа в салон.
4. заправочный порт вывести под крышку заправочного лючка. Эстетика машины не пострадает и ничего открывать не надо, чтобы заправить газ.
Подготовка машины.
Очень важно! Для того, чтобы устанавливать газовое оборудование очень надо, чтобы двигатель был в идеальном состоянии. Компрессия в норме, свечи новые и хорошие, фильтр воздушный новый и оригинальный. Ничего не троит. Обороты в норме. Если что-то из этого не так - рекомендую воздержаться установки газа. Если что-то не так, а газ установлен - газ добьет двигатель.
Настройка газового оборудования.
После установки ГБО это самое ГБО нуждается в настройке. Для этого идеально прокатиться на машине с хорошо прогретым двигателем. Чтобы рядом сидел установщик ГБО и записывал режим впрыска топлива на разных оборотах и загрузки (топливную карту). Чем точнее сделана бензиновая топливная карта двигателя - тем точнее потом можно настроить оборудование. Для этого добавляют +15 процентов (чуть больше, чуть меньше) к расходу бензина.
примерно так выглядит топливная карта.
После этого оборудование считается настроенным. Можно уезжать. Очень часто ленивые настройщики ГБО говорят, что они "залили программу для Вашего двигателя". Я рекомендую настаивать и кататься с ними. Двигатели уже не новые. Кто-то перенатраивал турбину, у кого-то сифонит интеркулер и так далее. По этому впрыск на каждом конкретном старом двигателе будет отличаться от эталона. На моей памяти все те, кто заливал программу без покатушек, возвращались к установщику и настривали ГБО еще раз.
Особенности эксплуатации
Газ горит чуть дольше, чем бензин. С этим связана одна особенность. На малых оборотах (ниже 2500) двигатель будет тянуть чуть ниже, чем на бензине. Это нормально. Но если при разком разгоне появляется провал - надо копать и смотреть. Что-то настроено не так. Мне самому очень долго искали причину провала на 4000 оборотов. Топливную карту мы "вылизывали" часа полтора на ходу и еще дома у компа смотрели.
Есть два пути, чтобы убрать провал от работы на газе. Джедайский и общепринятый.
1. Общепринятый - в систему врезается Вариатор Опережения Угла Зажигания. Этот вариатор, когда включен газ, ставит дополнительное опережение УОЗ, для того, чтобы газ сгорал более равномерно. Обычно вариатором корректируются только низкие обороты так как двигатель на высоких оборотах уже и так имеет очень сильно "заваленный" вперед УОЗ. Общепринятая настройка для вариатора выглядит так:
0666542000
Это углы дополнительного опережения зажигания. Коррекция на каждые 500 оборотов.
2. Путь Джедая - прошивка двигателя с коррекцией УОЗ. Двухрежимная прошивка, где ЭБУ двигателя распознает, на каком топливе работает двигатель и выдает либо нормальные либо заваленные углы зажигания. Есть минимум два пути распознавания режима работы. По сигналу датчика детонации топлива и по сигналу с контактов второго лямбда зонда (если он уже удален).
По ДДТ - этот самый датчик обычно отвечает за автоподстройку УОЗ на бензиновом двигателе. ЭБУ стремится загнать этот самый угол как можно дальше, а датчик дает команду остановиться, когда начинает происходить самодетонация топлива.Газ имеет большую детонационную стойкость (Аи102-108 в зависимости от газа и/или смеси газов). по этому ЭБУ спокойно загоняет УОЗ дальше бензинового
По сигналу контактов второго лямбда зонда. Обычно, когда влазят в прошивку, меняют довольно много. в том числе глушат второй лямбда зонд (увы, я не в курсе, есть ли такой в ТБ48, так что это просто теория). Вместо самого зонда провода от него кидают на одну из газовых форсунок и переключением на газовый режим работы становится подача напряжения на это кабель. Но перед тем, как делать это, надо обязательно проверить, что 12 вольт на этот разъем не сделает ничего плохого ЭБУ!
По установке газа на дизель напишу чуть позже - ко мне приехала работа, надо идти зарабатывать не хлеб насущный!