moder всё ниже написанное - сугубое и трегубое ИМХО.
Товарищи, давайте для начала определимся в терминах. Существует три типа людей, которые утверждают, что любят музыку:
Обычные люди, Меломаны и Аудиофилы.
Обычный человек - просто покупает аппаратуру и, когда есть время, что-то слушает.
Меломан - человек. который слушает музыку постоянно, ему нравится музыка. Если есть возможность, конечно этот человек купит хорошую аппаратуру, но при этом и на плохой тоже будет слушать музыку. Для него важно слышать любимые композиции.
Аудиофил - человек, который слушает шумы аппаратуры. Ищет в них искажения, сравнивает одно с другим. Для этих людей не так важно, что слушать, как НА ЧЕМ слушать.
Современный мир потребления уже давным давно "заточен" на то, чтобы аудиофилов было как можно больше. Ведь эти люди выкладывают куда больше деньги, чем меломаны. Для сравнения - комплект акустики, которую аудиофил покупает домой или в машину в большинстве своем будет стоить гораздо больше, чем вся та музыка, которую купит меломан за всю свою жизнь (100 000 рупий за "звук" это около 340 альбомов). При этом аудиофилов разводят со страшной силой.
несколько мифов, на которые "ловятся" аудиофилы.
1. "Прогрев аппаратуры" - сейчас девяносто девять из ста потребителей акустики уверены, что аппаратуру можно "прогреть". Типа со временем она начнет играть лучше. На самом деле это не так. Качество звучания колонок (если мы берем классическую домашнюю акустику) определяется тем, на сколько хорошо подходят и дополняют друг друга динамик с его параметрами и корпус, в который заключен динамик. И задача любого продавца сделать акустику так, чтобы она была либо "прикольная" либо "хорошо звучала". В первом случае акустика продается так как она классно выглядит и имеет прикольные фичи (допустим акустика со стеклянным саббуфером или наушники с модным значком Бист Аудио)
Но качество звука может оставлять желать лучшего. Тут уже не важно, как оно звучит. Пафос и понты выходят на первый план.
И второй вариант - когда акустика разрабатывается профессионально, рассчитывается корпус, длина и толщина фазоинвертора, углы преломления волн внутри корпуса и их взаимное влияние на динамик. Это второй вариант. В этом случае акустика может выглядеть невзрачно, но при этом звучать отлично
так вот. Для производителей первой группы качество звучания не самый важный параметр. Их всё равно будут покупать так как это модно. Для производителей второй группы всё наоборот. И тут идет жесткая конкуренция так как покупают то, что лучше.
Что же такое "прогрев"? Прогревом называют именно "улучшение звучания" акустики со временем. Типа через пол года акустика стала играть "мягче", "чище", "открытее", "сцена стала шире" и так далее. То есть акустика изменила свои параметры.
Давайте будем рассуждать логически. Если прогрев существует, то акустика меняет свои параметры. То есть меняют свои параметры. Объем колонки, толщина и длина фазоинвертора за пол года эксплуатации не изменятся. Точнее если даже и изменятся, то на тысячные доли процента от начальных. Соответственно изменения в звучании будут ничтожны. Тогда получается, что меняют свои параметры именно динамики.
Следствие логического вывода:
Если прогрев существует, то в течении полугода меняется взаимодействие динамика и корпуса. То есть если акустика изначально была рассчитана идеально, то колонки начинают играть хуже! В этом случае их проще сдать обратно как брак и взять другие. И наоборот, чтобы акустика стала играть лучше, надо изначально их сделать не идеальными, чтобы когда-нибудь потом они стали играть лучше (типа прогрелись). А если найдется хотя-бы один производитель, который возьмет качественные материалы (которые не меняют свои параметры первые 5-6 лет) и сделает акустику изначально играющую отлично, то колонки, которые сделаны так себе резко просядут в продажах.
Именно по этому не существует прогрева акустики. Давным давно одной из основных целей производителей качественной акустики является создание динамиков, которые бы не меняли свои параметры 5-7 лет. Но "пипл хавает".
таким же бредом является и прогрев проводов и прочего. Я, когда учился в институте, тоже был слегка аудиофилом, но при этом у меня был доступ к физическому факультету. По этому мы решили провести сложный эксперимент. Купили один кабель, длиной 6 метров и разрезали его на половины. Одна половина просто лежала свернутая в шкафу 2 года, а вторая работала как кабель для колонки дома. Через 2 года мы их затестили в лаборатории УрГУ. Выяснилось, что изменения в кабелях регистрировались на уровне погрешности в чувствительности аппаратуры. То есть 135-145 дБ.
Для сравнения, лично я, как человек, не смог на слух определить изменения в звучании на уровне в 80 дБ.
И последний момент. Есть такая замечательная наука - психоаккустика. Это наука о восприятии звуковых волн и о влиянии звуковых волн. Так вот. Еще в 70-ых годах 20 века в СССР проводились тестирования о том, что и как запоминает человек. Высянилось, что 99,99 людей не слышат разницы в звучании композиции длиной более 40 секунд, если между двумя прослушиваниями прошел 1 час времени и изменения были менее 5 процентов от первоначальной композиции. Если хотите - можете провести нечеловеческий эксперимент и попросить людей раз 20 угадать, были или нет изменения в двух файлах. Подготовить эти файлы и проиграть им.
Я пробовал.
Есть всего два типа людей, которые это слышат (кстати среди них, как ни странно, вообще нет аудиофилов). Это дирижеры симфонических аркестров и несколько сотен звукооператоров по всему миру.
С другой стороны теорией "прогрева" акустики очень удобно оперировать при продаже дорогих компонентов АС. Чтобы оправдать себя за покупку дорогих компонентов человек начинает верить, а потом и "слышать" изменение в звучании относительно "того, когда я это купил". Это свойство мозга - обращать внимание на то, во что веришь.
2. если АС "не играет" - следует менять компоненты. Типа выкидывать динамики за 5 000 р. в надежде, что динамики за 15 000 р. будут играть лучше. или замена проводов даст кардинальное изменение в звуковом тракте.
На самом деле замена сверхтонких проводов, возможно и даст что-нибудь, так же как и замена китайских недодинамиков за 300 рублей на динамики за 5 000 р., но дальнейший апгрейд будет очень сложным и болезненным. Так как реальная разница между динамиками за 300 р. и за 5 000 (ЦЕНЫ ВЗЯТЫ С ПОТОЛКА), будет, допустим в 70 процентов, то разница между 5000 и 15 000 - менее 1 процента. То же с проводами. При слепом тестировании аудиофилы не слышат назницы между обычным проводом, с сечением в 3 мм. и профессиональными аудиофильскими кабелями на подставках за 500 000 р.
Тут больше влияния играет качество пайки коннекторов и их совместное соприкосновение (минимальное сопротивление). Но опять же - если данное соединение не на десятиления, то даже простая позолота контактов будет слегка лишней. Правда если соединение находится в агрессивной среде, то позолота контактов выглядит разумной так как в месте соприкосновения не будет образовываться слой оксидов, которые могут влиять на звук (тоже на или за пределом слышимости).
3. на слух можно определить качество системы - тоже полный бред. Ни один человек не умеет слышать музыку правильно. Уши у всех "сломаны" привычкой. Кто-то считает, что преобладание баса это верно (изумительная логика выстраивать регуляторы эквалайзера буквой V).
Обращали внимание, что это типа правильно. Есть даже несколько предустановок на проигывателях "фолк", "поп", "рок", "джаз", "классика" и так далее. То есть все те, кто использует эти предустановки заранее считают, что профессионалы в звукозаписывающих студиях заранее ВСЕ КОСЯЧАТ. Пишут композицию не так, как она должна звучать на хорошей акустике, а с перевесом в средних частотах (для этого их убирают в эквалайзерах). То есть не просто ВСЕ КОСЯЧАТ, а все косячат ОДИНАКОВ. Эдакий заговор всех звукозаписывающих студий мира. Бред короче.
На самом деле записи делаются так, чтобы играть без коррекции эквалайзера. Но каждый подстраивает под себя. Кстати на эту тему можно провести нечеловеческий эксперимент - взять и поездить немного с некой предустановкой эквалайзера, потом поменять предустановку и послушать любимую песню. Она сразу будет звучать "не так". Потом поездить несколько недель и поменять обратно
Возможно будет сюрприз.
Человек привыкает слышать коряво. При этом, в отличии от зрения, где у нас вроде как есть образцы (хотя и это не так) "перед глазами", эталона звучания перед ушами просто нет. По этому настройка аппаратуры должна проводиться либо аппаратурой либо заранее признать, что настраиваешь под себя и под свой вкус и уже никогда не заморачиваться за то, что твоя собственная акустика звучит идеально или как образец.
Если честно, то мне больше всего нравится второй вариант. Когда я беру любые компоненты и настраиваю их не "как правильно", а именно под себя. При этом я признаю, что это мои настройки и все остальные могут идти лесом. Но это очень стремный путь так как "журналы пишут по другому". Многие, если не почти все, попадаются под влияние кучи изданий типа Аудиофил, Аудио и Видео, Хай Фай или Хай Энд и прочие благоглупости.
4. Звук может быть теплее/холоднее, сцена может быть больше/меньше, открытой/закрытой и так далее. Это тоже заблуждение. Так получилось, что расстояние может быть больше/меньше. Измеряться в дюймах, сантиметрах, лигах и прочем. Так же и со звуком. Звук может быть Громче/Тише (мощность) Выше/Ниже это частота.
ВСЁ! больше параметров у звука нет.
Всё остальное - не параметры звука или звучания, а параметры восприятия конкретного (или массового, если массу успели в этом убедить) индивидуума. Вот что, допустим, обозначает "звук объемнее"? Добавилась постобработка в виде эха? Или добавился паразитный отзук, когда звуковая волна, ударившись об заднюю часть колонки не разрушается, а отражается обратно, бьет в диффузор динамика и динамик проигрывает её еще раз так, что человек это воспринимает?
Что обозначает "теплый ламповый звук". Вот так чтоли?
Для меня подобные параметры обозначают только одно - меня разводят.
5. Теплый Ламповый Звук. Это вообще адовое заблуждение, в которое, как ни странно, верят даже многие профессиональные инженеры электрики.
Короче - есть мнение, что только ламповые усилители наше всё. Что только лампа может дать потрясающий звук. Правда, вот досада - в профессиональных звукозаписывающих студиях, которые тратят миллионы долларов на аппаратуру НЕТ ламповых усилителей. Точнее есть один. Для бас-гитары. Для низких частот он реально подходит:
Осторожно мат!
На чем родилось это поверие?
Все очень просто. Первая электроника вся была ламповая. И беда любой лампы в том, что она имеет страшную энерцию по сравнению даже с плохими транзисторами. То есть она в десятки, ато и в сотни раз медленнее дает изменения в токе электронов. В результате при записи через ламповую аппаратуру на носитель попадает большое количество шумов. Но они не видны до тех пор, пока не слушаешь эту аудиозапись на ламповых устройствах. Так как они просто нивелируют шум своей корявой производительностью.
Как только берешь хороший транзисторный усилитель (даже не своременный, а, допустим, 70-ых годов), то они ж гады все косяки аудиозаписи выставляют напоказ. Типа весь мусор, шумы. Отсюда и родилось поверье. Ведь стремно признаться, что запись и аппаратура говно. Проще обругать что-то новое.
Откуда пошла идея теплой ламповости? Дело в том, что на низких частотах (бас гитара например), ламповый усилитель худо бедно может справляться так как там достаточно большие волны и лампы их хорошо обрабатывают. Проблемы начинаются на средних частотах и достигают своей кульминации на высоких. В результате, когда мы берем нормальный транзисторный усилитель, то он низкие частоты играет чуть чуть лучше, чем лампа (пропадает фоновый шум), а вот высокие он играет ахренеть как лучше, чем лампа. В результате показывает весь мусор. Все высокие шумы, которые и характеризуют, как "холодные".
И сравнение идет не в плане того, что лампа имеет "теплый шум", а в плане того, что хорошие усилители имеют "холодный шум" на одной и той же старой аудиозаписи. В этом беда.
Что же касается ламповых усилителей. Есть много фанатов, которые молятся и/или фапают (дрочат, если что) на лампу. Хотя давным давно известно, что элементарно нет двух одинаковых ламп. Они все разные. Получается, что надо либо (При помощи транзисторной техники, ага) подбирать лампы в каждый канал так, чтобы они компенсировали друг друга, либо каналы с самого начала будут звучать по разному. Опять же - лампы постепенно выгорают. Это было видно на старых ламповых телевизорах. Пропадала яркость, цветность и так далее. Лампы, кстати и правда надо прогревать несколько минут :-).
Вот только ухом выгорание лампы сразу не слышно и человек постепенно привыкает к не верному звучанию его понтового супернавороченного лампового усилителя
При этом стоимость лампового усилителя "хай эндовского" уровня обычно в сотни раз дороже, чем хорошего усилителя транзисторного.
6. Хай Энд лучше, чем Хай Фай. - наверное это последний миф, который я хочу тут описать. Многие верят, что приставка Хай Энд на аппаратуре обозначает +10 минимум к звучанию относительно Хай Фай.
Давайте разберемся в терминах:
Нi-Fi (англ. High Fidelity — высокая точность, высокая верность) — термин, означающий, что воспроизводимый аппаратурой звук очень близок к оригиналу.
В первую очередь это инструментальный стандарт, что обозначает, что все его параметры можно измерить аппаратурой. При этом все требования, которые были записаны в этом стандарте находятся ЗА ПРЕДЕЛАМИ того пространства, где изменения в звучании человек может услышать СВОИМИ ушами.
То есть слушая аппаратуру Хай Фай ты слышишь именно тот звук, который для тебя хотели донести артисты и звукозаписывающая студия.
вот эти параметры:
Для тюнеров[править | править вики-текст]
Полоса воспроизводимых частот, 30 Гц — 15 000 Гц; ( выше границу получить сложно, ввиду необходимости подавления пилот-тона 19 кГц)
Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 кГц, не более — 0,5 %;
Коэффициент интермодуляционных искажений — N/A;
Различие параметров каналов в полосе 250—6300 Гц, не более — 3 дБ;
Переходные помехи на частотах 250—6300 Гц (6300—15000 Гц), не более — 26 дБ (15 дБ).
Для усилителей[править | править вики-текст]
Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1 %.
Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (так же вне этой полосы, при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3 %;
Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;
Переходные помехи — N/A.
Для акустических систем[править | править вики-текст]
Нелинейность АЧХ относительно среднего уровня звукового давления в диапазоне воспроизводимых частот 100—4000 Гц, дБ — ± 4 дБ (+4/-8 дБ);
Коэффициент нелинейных искажений на воспроизводимых частотах 250—1000 Гц (2000 Гц), не более — 3 % (1 %);
High End — маркетинговый термин, обозначающий высочайший («элитный») класс, как правило, звукоусиливающего аппаратного и программного обеспечения. В отличие от Hi-Fi, в номенклатуре современной радиоэлектроники для понятия «High End» отсутствуют регламентирующие стандарты, ГОСТы или другие характеристики, способные квалифицировать High End тем или иным образом.
Это обозначает, что любое оно может носить значок Хай Энд. С любыми искажениями, любого качества. За Хай Эндом закрепилась легенда, что
Хай Энд выглядит круче, чем хай фай.
И стоит тоже куда как круче. Ведь это всё Хенд, мать его, Мейд. Типа сделано вручную, посмотрите, тут красное дерево, такой усилитель не может стоить дешево.
Мир потребления одним словом.
Увы, но нас всех разводят на то, что нам не нужно. У нас на факультете был отличный профессор, который постоянно говорил:
"Человек всю жизнь платит за образование. Либо за его наличие либо за его отсутствие. За его отсутствие он платит гораздо дороже"
Уважаю его.