ТЗ для своего случая составил такое:
- Помимо блока реле, устройство должно выполнять функции распределителя питания доп оборудования, содержать в себе блок предохранителей, а также выполнять роль коммутационной коробки для сигнальных цепей из салона/в салон.
- Устройство должно отвечать степени защиты не хуже IP65.
- Обслуживание устройства, изменение его конфигурации, перекоммутация цепей, добавление и удаление элементов не должны предполагать демонтаж устройства. Все работы с устройством должны осуществляться с помощью типового электромонтажного инструмента(обжимки клемм и наконечников, бокорезы, отвертка), никакой пайки или сложных операций.
- Устройство должно позволять разместить в себе достаточный запас элементов: предохранители(не менее 8), реле(не менее 8), управляющие цепи(чем больше - тем лучше). Реле и предохранители должны быть стандартными, применяемыми на автотранспорте.
Быстрые переходы
- Протягивание жгута из моторного отсека в салон через правый пыльник
- Блок реле доп. оборудования в салоне
- Протягивание жгута из моторного отсека в салон через левый пыльник
Корпус и размещение
Остановился вот на таком варианте:
Немного мешает тормозная трубка, но если сделать правильный крепеж, то задевать не должно.
Для снятия/установки корпуса нужно открутить кронштейн трубки кондиционера.
Из плюсов такого расположения:
- ничему особо не мешает
- относительно простой доступ, снял крышку и всё навиду
- рядом АКБ
- рядом пыльник для сообщения с салоном
В качестве корпуса выбрал вот это:
http://www.chipdip.ru/product/g373/
Gainta G373, 200х120х75.
Основным требованиям отвечает, 8шт. реле туда должно поместиться, да и предохранители наверно влезут:
- Температурный диапазон: -20... 80°С
- Отвечает стандартам IP65 (защита от воздействия окружающей среды) и NEMA 4 (уплотнение корпуса и пылезащита)
- Отверстия для крепления крышки и корпуса находятся вне герметизируемой области
Сделал крепления для корпуса:
- Сверху на бортике моторного щита пришлось подрезать толстый слой шпаклевки. Чтобы в этих местах не ржавело, промазал хорошенько герметиком. Уголки в местах изгиба усилены сваркой.
- Шляпки болтов пришлось сточить на столько, на сколько это возможно для их заворачивания, чтобы корпус можно было максимально близко придвинуть к моторному щиту, т.к. в спереди ему мешала тормозная трубка блока АБС. По той же причине не было использовано шайб. Для надежности болты посажены на герметик.
- Корпус крепится на два передних винта. Сзади крепеж не стал делать, т.к. пришлось бы сверлить бортик моторного щита. Держится и так хорошо.
- В процессе выявилось небольшое неудобство. Неудобно закручивать этот винт крышки, мешают тормозные трубки, но если приноровиться тонкой отверткой, то можно закрутить.
Определился с компоновкой блока.
Компактно влезло как раз 8 реле и 8 держателей предохранителей.
Остановился на продукции производителя MTA. Дорого, зато качественно.
Наборы собираются, как "Лего", из универсальных комплектующих. Клеммы для реле устанавливаются типовые. Панельки под реле есть как мини, так и макси, под реле с мощной группой контактов, причем по габаритам они одинаковые и без проблем могут быть заменены.
В качестве вводов для проводов применены обычные электротехнические манжеты. Они позволяют при необходимости плотно и герметично обжать жгут. Блок снабжен четыремя вводами, один из который будет использован под силовой питающий кабель, а остальных трех должно хватить с запасом.
phpBB [media]
С салоном блок реле будет соединяться посредством жгута из 19 сигнальных линий и разъема типа 2РМТ24КПН19Г1В1В(лучше 2РМТ24КУН19Г1В1В, Г-образный)(мама) и 2РМ24Б19Ш1В1(папа). Провода для жгута типа МГШВ-0,5.
Кол-во линий сделано с запасом, который обусловлен тем, что данный блок будет выполнять в т.ч. и транзитные функции для различных сигналов, которые могут появиться в будущем. Не протаскивать же каждый раз новый провод в салон, гораздо лучше предусмотреть это сразу и сделать качественно один раз.
В качестве основания использован кусок стеклотекстолита толщиной 1,5мм.
На нем капитально установлены стойки для удобного крепления и съема наборных панелей.
Слева установлен терминал-блок на 4 соединения М4. Он нужен для того, чтобы можно было удобно развести питающий силовой вводный провод на 16 квадратов.
Для удобной коммутации сигнальных линий внутри блока, применены разъемные терминал-блоки типа 5EHDV-10P / 5ESDV-10P. В них посредством обычных обжимных наконечников будут легко коммутироваться управляющие цепи.
В сборе компоновка выглядит следующим образом:
Сделаем предварительную разводку цепей и начнем с силового провода на 16мм2.
Через муфту он разветвляется на 4 провода по 4мм2. Подробнее об обжимке муфты и подключении этого провода к АКБ можно прочитать здесь.
Для разводки остальных цепей потребуются универсальные обжимные клещи(кримпер) под стандартные автоклеммы и размеры. Я приобрел вот этот.
Одного лишь наличия кримпера недостаточно, нужно ещё им уметь пользоваться.
Клемма должна быть правильно установлена точно в ложе своего размера, в противном случае в процессе обжима она будет деформирована и испорчена.
phpBB [media]
Если есть необходимость обжать провод немного меньшего сечения, чем рассчитана клемма(ну бывает такая ситуация, т.к. не всегда есть клеммы под нужное сечение), то его нужно сложить вдвое петлей, и положить его в ложе клеммы плашмя, чтобы каждому "усику" было что обжимать. Аналогично и с обжимкой двух проводов меньшего сечения - располагаем их так, чтобы "усики", отвечающие за обжим изоляции обхватили каждый по одному проводу.
Для обжимки наконечников нужен "цветной" кримпер. Цветной - потому что наконечники, в зависимости от сечения, на которое они рассчитаны, маркируются соответствующим цветом.
При необходимости обжать провод немного меньшего сечения, складываем его вдвое.
Предварительная разводка, которую не планируется подвергать каким-либо изменениям:
Результат:
Ещё один аналогичный экземпляр займет место в задней части кузова, в нише левого крыла, для оборудования, расположенного в задней части авто.
Такое решение позволяет вносить изменения и осуществлять монтаж цепей прямо под капотом авто, нужны только отвертка, тонкогубцы, бокорезы и универсальная обжимка клемм. Нет необходимости делать всю разводку сразу, можно сделать только необходимые цепи, а остальное дополнять уже по необходимости.
Протягивание жгута в салон через правый пыльник
Доля сообщения блока реле с блоком управления, который будет находится в салоне, нужно протянуть жгут из 19 проводов, именно такое кол-во контактов имеет разъем 2РМ24Б19Ш1В1.
Запас проводов необходим, т.к. не все цепи будут использоваться для реле, часть из них могут быть проходные, из моторного отсека в салон и обратно. Такое решение позволит надолго, а может и навсегда, забыть о протяжке дополнительных проводов между салоном и моторным отсеком.
Поскольку часть жгута будет расположена в неблагоприятных условиях моторного отсека, жгут соберем из монтажного провода сечением 0,5мм2 типа МГШВ с двойной изоляцией из однонаправленных синтетических волокон и модифицированного ПВХ.
Моторный отсек сообщается с салоном в трех местах:
- Справа у блока ABS
- По центру над клапанной крышкой двигателя
- Слева около ВУТ
Нас в данном случае интересует правая сторона, поэтому наперво разбираем жгут в месте его входа в правый пыльник.
- Сматываем штатную изоленту жгута и высвобождаем гофру, которая частично входит в "хвост" пыльника.
- Со стороны салона демонтируем бардачок, пластиковую панель у ноги пассажира и находим выход жгута в салон. Возможно, придется немного отогнуть штатную вибро-шумоизоляцию.
- Провода жгута нужно зачистить и скрутить между собой. На получившуюся скрутку припаять жесткий провод-удочку. Соединение нужно обмотать изолентой или обжать термоусадкой так, чтобы при протяжке через пыльник ничего нигде не зацепилось.
- Сам жгут по всей длине можно "собрать" изолентой, но так, чтобы он не стал жестким, т.е. шаг повива должен быть достаточно широкий.
- Заводим провод-удочку в пыльник и пытаемся подцепить его на выходе в салон. Подцепить провод на выходе можно пальцем, проем это позволяет.
- Когда "удочка" прошла, начинаем протягивать жгут, обильно посыпая его тальком(детской присыпкой) либо техническим тальком для шиномонтажа.
- После того, как жгут будет протянут, со стороны моторного отсека его нужно защитить автомобильной гофрой и герметизировать с пыльником хорошей изолентой, например специальной матерчатой изолентой для моторного отсека. Также можно использовать гидроизоляционную ленту.
- Со стороны салона жгут можно защитить мягкой изоляцией из синтетического волокна.
Результат
В блоке осуществляется разводка только питающих цепей (+), масса же берется прямо с моторного щита, на котором в районе блока в избытке отверстий М6 под пластиковыми заглушками. Реле управляются минусом.
Блок реле доп. оборудования салона
Блок реле салонного доп. оборудования, в точности аналогичный блоку моторного отсека, расположен в нише заднего левого крыла и установлен на текстолитовой монтажной плите толщиной 5мм. На этой же плите установлены:
- распределитель питания MTA 0300552 с предохранителями
- колодка-распределитель управляющих сигналов
- пара установочных мест под силовые реле GRUNER-750H, одно из которых будет включать аудио-усилитель, второе зарезервировано
- блок управления PN-UCM-2X для двух реле GRUNER-750H
- аудио-усилитель
К распределителю питания от левого АКБ через предохранитель MTA MEGAVAL в защитной гофре идет провод ПуГВ сечением 35мм2, проложенный по штатной трассе проводки левого борта. От распределителя к блоку реле идет силовой провод 16мм2 через предохранитель MTA MIDIVAL.
Монтажная плита изготовлена и текстолита ПТК-5 и крепится к кузову на 4-х Z-образных крепежных уголках 45х90х45х65х2 мм. Для крепления плиты используются как штатные монтажные точки М6, так и несколько отверстий под крепеж М5, которые пришлось досверлить.
Все элементы закреплены на плите таким образом, чтобы их можно было снимать/устанавливать, а также производить с ними различные манипуляции без снятия самой монтажной плиты.
Протягивание жгута в салон через левый пыльник
С левой стороны всё несколько иначе. Пыльник штатной проводки расположен там в довольно таки недоступном месте и плотно заполнен проводкой, поэтому протащить что-либо через него безопасно и без повреждения самого пыльника и штатной проводки не реально.
Но есть довольно-таки простой способ решения проблемы.
Рядом с пыльником есть резиновая заглушка, вытащив которую, мы получаем в моторном щите отверстие 12мм. Для того, чтобы протащить что-то тонкое достаточно просто проделать в этой заглушке отверстие.
Для того, чтобы протащить через это отверстие что-то более существенное, например, как в моем случае, силовой провод, потребуется гофра проводки ВАЗ-2111 2111-3724195 и ступенчатое сверло по металлу на диаметр до 20мм, которое позволяет аккуратно делать и расширять отверстия в листовом металле.
- Со стороны салона отворачиваем два фиксатора ковролина под педалями и отодвигаем его на себя, отковыриваем черный пластификат в районе отверстия и подрезаем войлок для свободного доступа к отверстию.
- Ступенчатым сверлом расширяем отверстие до 20мм, после чего обрабатываем края сначала круглым напильником, затем грубой наждачной бумагой, свернутой в трубочку.
- Отрезаем расширяющуюся часть длинного отрезка гофры, чтобы потом было проще герметизировать выход проводов из неё.
- Наносим герметик на металл вокруг отверстия с обоих сторон. Также наносим герметик внутрь проема гофры, её короткого изгиба. Герметик необходим для минимизации попадания влаги, газов и шума из моторного отсека в салон. Также он позволит легко и не принужденно посадить гофру в отверстие, что на сухую сделать весьма проблематично.
- Если проводки немного и она не полностью заполняет гофру, то можно заранее протянуть провода и через отверстие в салон и через гофру.
- Устанавливаем гофру в отверстие. Придется изловчится. После нужно повращать гофру в отверстии, чтобы нормально уселась и не выскакивала.
- Аккуратно протаскиваем проводку через гофру.
- Длинную часть гофры с выходящими из неё проводами нужно постараться полотно обмотать изолентой, гидролентой или самовулканизирующейся лентой и закрепить её стяжками вдоль жгута штатного пыльника.
Результат
Полезные ссылки
______