Трубопровод представляет из себя довольно сложную конструкцию из многочисленных отрезков алюминиевых трубок соединенных резиновыми патрубками на всевозможных переходах, а также двух радиаторов, которые фактически являются оребренным продолжением трубок, насоса и бачка с фильтром, поэтому течь трубопровода ГУРа довольно частое явление на 61-м патруле. Причины её, как правило связаны с не очень хорошими штатными хомутами и неудачным расположением трубок.
Наиболее часто течь возникает из трубок возвратного трубопровода, который проложен слева, рядом с боковиной радиатора системы охлаждения.
Картинки кликабельны
Монтажная схема возвратного трубопровода ГУРа. Стрелками обозначены проблемные места.
Вдоль левой боковины радиатора проложены две трубки возвратного трубопровода, идущие от радиаторов ГУРа, которые расположены за "грилем". Проложены трубки в этом месте очень неудачно и могут перетираться друг об друга и давать трещины при вибрации. Осложняет ситуацию также и тот момент, что добраться до этого места, не снимая радиатор СО практически невозможно, как невозможно увидеть и место течи.
Течь декстрона по трубке, проложенной сверху вниз вдоль левой боковины радиатора системы охлаждения
Второе неудачное крепление трубок - это отводы от радиаторов ГУРа. Для крепления трубок применены металлические кронштейны с прижимными скобками, которые прижимают пару трубок к кронштейну. Конструкция прижимной скобы неудачная и не позволяет плотно обжать трубки, из-за чего они могут быть подвержены вибрации. Для защиты трубок в местах крепления на них надеты тонкие демпфирующие резинки, которые со временем разваливаются. В кронштейнах, к которым крепятся прижимные скобы, ко всему прочему отсутствует нормальная гайка, просто пробито отверстие в металле и нарезана резьба, поэтому и так
дерьмовый болт начинает там прокручиваться и скоба не плотно прижимает трубки. Всё это также может привести к трещинам и течи.
Ещё один японский просчет - это пружинные хомуты(без винтовой затяжки), которые применены по всему трубопроводу. Они сделаны из упругой толстой стали и не плохо обжимают, но их усилия может оказаться не достаточно для удержания давления в системе, когда декстрон загустел при -30 градусах мороза. Как правило проблема проявляется зимой, начинает течь или даже срывает шланги. Вторая проблема связанная с местными особенностями - это не грамотный сервисный персонал, который из-за своей лени и тупоумия, чтобы не заморачиваьтся со штатными хомутами, которые бывает довольно сложно установить, особенно в труднодоступном месте, ставит на трубопровод ГУРа обычные тонкие винтовые хомутики, иной раз даже перфорированные. Как не трудно догадаться, держать такие хомутики не будут, но что ещё хуже, так это то, что тонкий затянутый хомут передавливает и повреждает шланг. Несколько затяжек таким хомутом и шланг придется обрезать или менять. Ещё один распространенный косяк - это подкладывание между трубкой и шлангом всяких тонких предметов для того чтобы шланг было легче стянуть с трубки, т.к. на сухую шланги снимаются и одеваются очень туго. Это неизбежно приводит к продольным царапинам на штуцере трубки, по которым потом будет сочится декстрон, как её не обжимай.
Для трубопровода ГУРа нужно применять только широкие ленточные гладкие мощные хомуты, а для облегчения насаживания патрубка смазать штуцер трубки декстроном. Шланги нужно натягивать как можно дальше.
Пример годного хомута
Хорошие годные хомуты для гидросистемы
Для предотвращения проблем с трубками гура нужно при очередной промывке радиатора СО или замене охлаждающей жидкости снять радиатор и внимательно осмотреть трубки и резиновые патрубки проложенные с левой стороны. Если присутствует течь декстрона и она не из-под хомута, то её нужно локализовать. В случае трещины трубка под замену. Если на трубках есть следы износа или трения, то нужно на одну из трубок надеть кусок подходящего шланга для распорки, чтобы трубки друг об друга не терлись. Также в этом труднодоступном месте лучше стразу заменить оба хомута на надежные. Можно заменить и шланги на гидравлические или кислородные, но проблем с качеством штатных шлангов я пока не замечал. На самом деле, в экстренной ситуации к этим трубкам и хомутам можно подлезть и рукой, но только на ощупь и с матюками, для этого нужно снять кожух вентилятора. Мне удалось таким образом заменить один из хомутов и надеть распорочный кусок шланга на одну из трубок, разрезав его вдоль.
Для решения проблемы с трубками за радиатором нужно снять "гриль", отвинтить прижимную скобу от кронштейна и снять с трубок демпферные резинки. Вместо них вырезать ленту из плотной резины такой длины, чтобы при сгибе пополам её длина составляла немного более высоты прижимной скобы. Обернуть трубки этой резиной снизу вверх так, чтобы нижняя трубка попала в петлю и разметить на резинке отверстие под болт М6, чтобы при установке обжимной скобы нижняя трубка притянулась петлей резинки вверх и была плотно зафиксирована. Проделать отверстие и установить обжимную скобу. При установке обжимной скобы для болта лучше применить широкую шайбу с большим внешним диаметром, чтобы поверхность обжима была больше, а резьбу в кронштейне рассверлить сверлом 6мм и применить нормальный болт с нормальной гайкой и шайбой-гровер. Также неплохо заменить и хомуты.
Модернизация крепления трубок за радиатором системы охлаждения
Если трубки протерлись насквозь или имеют трещины, то правильным решением будет установка новых или замена на гидравлический шланг, т.к. никакая заделка или сварка проблему не решат, а если и решат, то на время.
По отдельности, к сожалению, можно купить только шланги, а трубки продаются только комплектом в виде куска возвратного трубопровода обведенного рамкой на монтажной схеме справа под номером
49721Q (49721-VS41B), который обойдется не дешего.
Пример замены трубки на шланг:
viewtopic.php?p=14286#p14286После полного или частичного слива декстрона нужно провести прокачку, чтобы избавится от воздуха в системе. Для этого нужно долить декстрон в бачок по метке и закрыть крышку, поддомкратить передний мост и НЕ ЗАВОДЯ ДВИГАТЕЛЬ крутить рулем из стороны в сторону до упора. В процессе через крышку бачка, которая будет работать как клапан могут прорываться воздух с брызгами декстрона, поэтому, чтобы не забрызгать окружающее пространство лучше накрыть бачок штатным пластиковым колпаком или чем-то ещё. Периодически нужно смотреть уровень декстрона в бачке, доливать если он упал и повторять процедуру "руления". Когда уровень перестанет падать (это говорит о том, что основная часть воздуха вышла), можно запустить двигатель и дать ему немного поработать НА ХОЛОСТЫХ, после чего заглушить, проверить уровень и долить если он упал. Спустя какое-то время эксплуатации авто ещё раз проверить уровень, т.к. он может упасть по причине выхода последних воздушных пузырей или в результате утечки, поэтому также неплохо проверить и места возможных течей.
В качестве жижы можно применять декстрон-3.
НЕЛЬЗЯ запускать двигатель когда в системе отсутствует декстрон или его уровень мал, т.к. он является смазкой для лопастного насоса ГУРа.
Существует по меньшей мере ещё две хорошие практики помимо тех, о которых было сказано выше, чтобы содержать систему в порядке.
При каждом ТО откачивать декстрон из бачка и доливать новый. Это позволит поддерживать стабильное качество жижы в системе и избавит от полной её замены, которая намного более хлопотна. Вторая хорошая практика - это поместить в пластиковый стаканчик-фильтр бачка магнит, который будет собирать на себе металлические частицы, образующиеся в результате износа деталей. Магнит не должен быть сильным, т.к. сильный магнит может повредить фильтр.
Езда с неисправным ГУРом или его трубопроводом может быть опасна. При не работающем гидроусилителе тяжелый Патруль может превратится в неуправляемый снаряд, а управление им в такой ситуации потребует хорошей физической подготовки от водителя.
Полезные ссылкиРемонт насоса ГУРа