Установка электровентиляторов системы охлаждения

Ремонт, обслуживание и доработки системы охлаждения двигателя

phreaker » 06 сен 2018, 09:20

Paraplan:Поставил буст контроллер как и раньше на 0.9, проехал 600км по своему маршруту, расход упал до 13 с кондером, так что все просто.... Ещё грешу на масло 10w40, с 5w30 расход был ниже

Подтверждаю: у меня расход топлива упал примерно на литр после замены масла с 5W-40 (Mannol Elite) на 5W-30 (Mannol Ford/Volvo OEM) да еще и в 1,5 раза более низким сопротивлением к высокой скорости сдвига.
И в режиме трасса (120-140) составляет 11,1 л/100км с кондеем - мерял не по лампочке, а от полного бака.

Добавлено спустя 1 час 15 минут 1 секунда:
Еще хочу рассказать об одном интересном проекте, если интересно - выложу простецкие схемы и исходники:
1. Достала вискомуфта. Точнее не достала, а так вышло, что у моего диффузора вентилятор не хватает двух пластмассок - которые собственно вокруг вентилятора. Переход с квадрата на круг был, но от него толку ноль. Наткнулся на статью на драйве - человек поставил от обычной нивы вентиляторы, датчик и реле.
Мне это показалось неинтересным и не очень хорошим решением, но направление было у него правильным - зимой вентиляторы не крутятся и мотору теплее, но идею доработал.
Вентиляторы надо брать не от Нивы, а от Шнивы (3300 пара с рамкой). Шнивовские как раз сзади радиатора ставятся и не примерзают (у Нивы примерзает вентилятор - так как спереди).
Основная идея в том, что при работе двигателя очень вредно, когда температура резко падает при включении вентиляторов и заряд холодного антифриза попадает в двигатель.
Придумал (и реализовал) так: контроллер смотрит температуру на обратке, как только она превышает например 80 градусов (у меня термостат на 77), это является командой включить вентилятор на 10%. При дальнейшем увеличении температуры скорость вентилятора плавно увеличивается до 100% в зависимости от температуры на обратке. Все параметры (температура начала вращения вентилятора и конечная температура, при которой скорость вентилятора максимальная) хранятся в энергонезависимой памяти.

Заказал на али вставыш на патрубок 36 мм (цена 300 р) под датчик температуры на обратку радиатора.
Там резьба 1/8" NPT - перерезал на М12х1,5 под датчик ВАЗ2110 (цена 120 р).
Заказал герметичные разьемы Cargen для вентиляторов и датчика. Резистор, который на рамке вентиляторов использоваться не будет.
Также заказал контроллер Arduino Nano за 123 р с доставкой.
Подключил датчик к ардуино и подтянул вход на +5В резистором 1000 ом.
Взял таблицу сопротивление датчика VS температура. Забил в эксель, аппроксимировал полиномом 6го порядка (умные слова, но там просто 6-ю степень выставляешь и все - получаешь уравнение).
В итоге контроллер, получая напряжение с датчика пересчитывает его в температуру.
К контроллеру по 2 проводам (RX,TX) подключен сенсорный дисплей Nextion за 1100 р. (400х240 точек плюс сенсор - вещь в себе, но сама рисует графику и контроллеру не надо заморачиваться с рисованием информации - просто даешь ему команду и он рисует).
В дисплее показывается текущая температура обратки, скорость работы вентилятора в процентах, температура начала включения вентилятора и температура при которой скорость вращения максимальная. Последние два параметра можно изменить кнопками + и -.
Управление вентилятором происходит через два мощный полевых транзистора IRFP064N - каждый на 110А рассчитан.
Таким образом, сам того не желая, получил универсальное устройство - его можно применять вообще где угодно.
Причем тут буст-контроллер? Я пошел дальше - ведь если есть контроллер и дисплей, то к нему еще можно подключить датчик MAP и управлять турбиной.
На дисплее накидал вторую страничку для мониторинга давления (по датчику), подключил вход, имитирующий работу датчика и настроил управление клапаном турбины. Можно задавать уставку давления турбины, которую контроллер будет поддерживать. Выключение клапана происходит при достижении давлением установленного значения, включение клапана - при давлении меньшем на величину гистерезиса. Чем меньше гистерезис тем точнее давление во впуске, но чаще дрочится вакуумный клапан управления турбиной.
Вообще дисплей штука самая дорогая в этом проекте, но на самом деле можно обойтись и без него - все параметры можно задать программно. Я подключал дисплей только лишь для отладки, а получилось вообще красиво. Думаю отлажу работу контроллера с помощью дисплея и отключу его.
Вообще можно даже подключить сигнал от педали газа, чтобы при резком нажатии увеличивать кратковременно уставку наддува на определенное значение. Например уставка 1,2 бара, гистерезис 0,1 и передув при кикдауне 0,3. То есть при педали в пол уставка будет 1,5, при нормальной езде 1,2.







Добавлено спустя 7 минут 56 секунд:
От себя добавлю: схема простая, легка для повторения, легко изменить под свои нужды, обходится недорого.

Добавлено спустя 3 минуты 28 секунд:
Для программирования контроллера ничего не надо - только шнурок USB->microUSB и бесплатная программа для Arduino
Нет аватара
phreaker
Имя: Николай
Авто: Y61 QD32ETI 2001 МКПП, Y61 ZD30 2003 МКПП
Откуда: Петрозаводск

moder » 06 сен 2018, 11:13

phreaker
Было бы здорово сделать отдельным постом отчет по установке шнивовских вентиляторов.

А от вискомуфты ты полностью отказался? Снял крыльчатку?

Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:
Выложи, плиз, ссылки на товары с АлиЭкспресс.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

phreaker » 06 сен 2018, 12:06

Это все ещё процесс, который идёт к завершению.
Поэтому чертежи и фотки чуть позже. Установка вентиляторов производится не на родной пластиковый кожух, а на новый самодельный из алюкобонда.
Пока немного ссылок:
1. Ардуино нано (контроллер)
http://s.aliexpress.com/VNJv6JvY

2. Вставыш под датчик (36мм) хомуты в комплекте говно
http://s.aliexpress.com/2mqIjeqE

3. Драйвер для управления транзистором (иначе контроллер не сможет быстро его включать и выключать и транзистор начнёт греться) их тут 10 штук, хотя нужно 2
http://s.aliexpress.com/J7Nr6jIV

4. Блок вентиляторов Шнива Luzar LFK0123



5. Разъём вентилятора (нужно 2) Cargen AX-301
6. Разъём датчика температуры Nord Yada 904691


7. Датчик температуры ВАЗ2110 тоже Luzar 23.3828


8. Для того чтобы не мазать датчик герметиком для уплотнения резьбы использовал металлорезиновую шайбу 12мм.

9. Транзистор IRFP064N надо 2 штуки. Купил в «электронике».
На али много подделок.

Добавлено спустя 24 минуты 14 секунд:
Чертеж нового диффузора из алюкобонда выложу попозже, как только вкрячу его и обкатаю точные размеры.
Нет аватара
phreaker
Имя: Николай
Авто: Y61 QD32ETI 2001 МКПП, Y61 ZD30 2003 МКПП
Откуда: Петрозаводск

phreaker » 08 сен 2018, 18:47

Вот процесс изготовления диффузора:
Потребовался кусок алюкобонда 455х875 мм
П-образный алюминиевый 2-метровый швеллер 10х10х1,5
Порог алюминиевый разноуровневый перепад 15мм длиной 90см



Здесь я обвёл рамку, открутил вентиляторы, аккуратно убрал рамку и обвёл собственно вентиляторы.



Перепад высот между алюкобондом и рамкой 10мм, между алюкобондом и ухом крепления рамки 15мм.





Здесь в центральной части рамки перепад высот около 5 мм между алюкобондом и плоскостью рамки.
Пока не решил как крепить к алюкобонду рамку с вентиляторами. Хочется, чтобы рамку с вентиляторами можно было менять не снимая диффузор. Забивные шпильки - не вариант. Их провернет при затягивании и все.

Добавлено спустя 8 минут 43 секунды:
Ещё хочу сказать, что алюкобонд у меня был большой и кривой. Я потратил много времени, чтобы вырезать прямоугольник. Сначала ровные края, потом промерял диагонали с угольником и снова обрезал. В идеале заказать раскрой с материалом у рекламщиков, но мне не хотелось тратить деньги.
Нет аватара
phreaker
Имя: Николай
Авто: Y61 QD32ETI 2001 МКПП, Y61 ZD30 2003 МКПП
Откуда: Петрозаводск

leonsu » 13 окт 2019, 17:21

Вопрос к экспертам
Задумался о замене вискомуфтыы на электро вентиляторы. Есть 4х рядные австралийские радиаторы с опцией под датчик температуры в радиаторе. Вопрос про все за и против.
Нет аватара
leonsu
Имя: Леон
Авто: Nissan patrol 2009 3.0l crd
Откуда: Israel, Haifa

Mander » 14 окт 2019, 06:33

leonsu:Вопрос к экспертам
Задумался о замене вискомуфтыы на электро вентиляторы. Есть 4х рядные австралийские радиаторы с опцией под датчик температуры в радиаторе. Вопрос про все за и против.

Уже почти год, как катаюсь в электровинтами. Только положительные отзывы. Единственное, что я добавил к ним, через некоторое время это электро-помпа. Она работает параллельно с винтами.
4-х рядный радиатор (ИМХО) дурость. ОЖ все равно нагреется, вопрос времени.
Говорил мне папа: "бери сынок common rail и спи спокойно"
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

leonsu » 14 окт 2019, 07:04

Mander
Если не упадёт поток(flow) то разница в охлажлении примерно 20%.
А как реализовано управление? Поскоростное через датчик температуры или просто работают при включении двигателя? Как шум, больше, меньше?
Нет аватара
leonsu
Имя: Леон
Авто: Nissan patrol 2009 3.0l crd
Откуда: Israel, Haifa

АндрейБ » 14 окт 2019, 09:29

Я за сохранение вискомуфты + доп.вентилятор+ доп.помпа. Во первых-крыльчатка все таки постоянно мотор обдувает и охлаждает,что очень критично особенно в жару. Тем более при известной проблеме перегрева головы ( и не только на ЗД 30).Помпа улучшит теплообмен.
А вентилятор как резерв идет для улучшения охлаждения радиатора. Мудрить со спарками в нашем случае лишние хлопоты. Я подключил штатный вентилятор кондея к термодатчику, врезанному в верхний патрубок с т открытия-82-87. через еще одно реле нештатное. Вентилятор в результате включается если только выше +12. и при длительной нагрузке. Если (летом ездил в +20-25) неторопливо ползать по городу то включался тоже только через час подобной езды,Но, если включится то уже не выключается, пока не заглушишь мотор. Радиатор при этом наощупь реально холодный в районе нижнего патрубка. И реально горячий рука не терпит если вентилятор выключить. С датчиком-92-99 работа более прерывистая-где то минуту молотит, потом пару минут молчит-это было без крыльчатки. С крыльчаткой не включался вообще, почему и поменял датчик на 82-87.

Счас вот до 10 тепла и он молчит. Правда я еще вентилятор на кулер прикрутил,может еще и изза этого общая температура по больнице пониже стала.

Оставлять только один способ охлаждения как то стремно. Один раз отказал вентилятор, на ИТ еще было,-в лефортовском туннеле закипел :roll: :roll: :roll: . Лучше перестраховаться).

Ой, можно пост перенести)-не знаю как)
Аватара пользователя
АндрейБ
Имя: Андрей
Авто: Patrol 3.0 2008.АТ
Владею с: 2018
Откуда: Сергиев Посад

Mander » 14 окт 2019, 10:27

leonsu:Mander
Если не упадёт поток(flow) то разница в охлажлении примерно 20%.
А как реализовано управление? Поскоростное через датчик температуры или просто работают при включении двигателя? Как шум, больше, меньше?


Управление реализовано предельно просто.
Заказал вот такую приблуду https://ru.aliexpress.com/item/33019621 ... 33edMPenCa она отвечает за управление.
Винты вместе с диффузором взяты от GS300 она же Aristo (важно брать винты которые без своего собственного электронного блока, с их подключением очень много возни, хотя кому-то может будет интереснее :mrgreen: ) Этот диффузор очень хорошо встает к нашему радиатору. Безусловно это не единственный вариант.
Так вот, винты эти, имеют две скорости работы. Если не лень заморачиваться, то можно сделать так, что при определенной температуре будет разная скорость вращения винтов. Я не стал, учитывая что у нас летом обычная температура 40+ в тени :eek: Собрал все так, что они сразу включаются на максималку.
В общем. От темы ухожу :shuffle:
Берем несколько очень качественных и мощных реле (точно не помню, 3 штуки вроде покупал), провода, предохранители и т.д. Собираем схему, питание всего этого берем от аккумулятора. Приблуду выносим в салон, и температуру включения винтов регулировать можно в любое время, очень удобно.
Всю электросхему собирал мой специально обученный друг, я только рядом стоял и раздражал его :shuffle: :valyatsa: Так, что деталей не скажу. Мне показалось, что все просто в целом.

Позже, мы добавили к этой схеме винт кондея, он тоже включается. Но на зиму, я его буду отсоединять. И добавили электро-помпу Bosh (тут есть где-то ссылка на нее, Саня писал в какой-то теме). Так вот помпа включается вместе с винтами и еще, я могу включить её принудительно с салона. Очень удобно на затяжных подъемах.

На счет шума, я слышу их только когда выхожу с машины. В салоне не слыхать.
Говорил мне папа: "бери сынок common rail и спи спокойно"
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

moder » 14 окт 2019, 11:08

На всякий случай размещу ссыль на твой первый пост по этой теме, чтобы не затерялся
viewtopic.php?p=29426#p29426

ЗЫ
Ты спрашивал про блокировку ГТ.
viewtopic.php?f=72&t=1319
Если вдруг реализуешь, то отпиши, как оно.
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 14 окт 2019, 11:30

[quote="moder"]На всякий случай размещу ссыль на твой первый пост по этой теме, чтобы не затерялся
viewtopic.php?p=29426#p29426

Ага, было дело. После испытаний вся эта схема немного переделалась. Винты от RX 300 оказались слабоваты. Они имеют только одну скорость вращения. Поэтому и поменял на GS 300. Корпуса диффузоров одинаковые, проблем не возникло с заменой.
Датчик который был вколхожен в разрез патрубка очень быстро отъезжал. Хоть оригинал, хоть китай, без разницы. С чем связано х.з. Выручал второй в радиаторе, но он поздно включал винты. Поэтому решили переделать на "электронное" управление с Ali :mrgreen: (прибулд этих я заказал пару, одну вожу в бардачке на всякий).
Патрубок верхний заказал новый, вернул на место.
Следующий этап, внедрение блока доп реле, хочу собрать весь этот бардак как положено. Как закончу, опишу свой вариант =).
Говорил мне папа: "бери сынок common rail и спи спокойно"
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron