Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно. Оригинальный сюжет был выдуман. Вымышленные персонажи никогда не пересекали границ заповедников и национальных парков и всячески будут это отрицать. Фото материалы собраны на просторах сети Интернет. Мечты должны оставаться мечтами.
Как известно, рано или поздно, наскучивает колесить по родному краю и взоры джиперов обращаются куда-нибудь на ближние или дальние регионы. Нас уже давно заинтересовал Уральский хребет. Последние два года мы пытались накатать дорогу в район перевала Дятлова через Пермский край. Так сложилось, что Уральских гор мы в эти два года так и не увидели, дорога была признанна слишком сложной для ее дальнейшего использования, и, я думаю, постепенно сойдет на нет. Поэтому, когда планировался маршрут на этот год, решение было однозначным - только горы.
Но куда? Южный Урал слишком лайтово, на кваркуше были, Дятлова тоже посещали. Ну и вывод напросился сам собой. Давно уже был запланирован, размечен и расписан виртуальными треками маршрут Ижевск – Выктул – Приполярный - … - Торе-поре-из - Маньпупунер, ну и дальше по накатанной - Отортен – Перевал Дятлова – Ивдель – Ижевск. И плюс ко всему, сухое лето - это то, что нужно для освоения новых направлений. На общем собрании маршрут был утвержден, а минимальной целью стала абстрактная точка на территории Тюменской области в районе Торе-поре-из.
Маршрут следования
Сложность заключалась в том, что часть дороги пролегала по ведомственной автодороге ОАО Газпром и въезд на нее требовал разрешения вышеуказанной организации. Началась длительная работа по поиску контактов в Выктуле и Приполярном. Более того, эта дорога пролегала по территории национального парка и с ним, вроде как, тоже надо было согласовывать. В общем, из нацпарка был получен ответ, что транзитный проезд по автодороге Газпрома согласования не требует. А вот с Компрессорными станциями Газпрома переписка была длительной. Документ пишется один, согласовывается в Приполярном, утверждается в Выктуле.
Для облегчения жизни последователей: п. Приполярный, тел. 8(34678)3-42-10, руководитель Коровкин К.Ю.; п. Выктул, тел. 8(82146)22168, факс 8(82146)22838, руководитель Куликов Владислав Валентинович
Выезд был запланирован на 13 августа, но в связи с некоторым форс-мажором был перенесен на 17, о чем остается только пожалеть, ибо погодка стояла отменная.
День первый, он же второй
И так, стартанули мы 17 августа в ночь. В переди нас ожидал перегон полторы тысячи километров до населенного пункта Выктул Республики Коми. Хотя ну как стартанули, без традиционного ремонта перед выездом не обошлось. Сразу после выезда на Барсетке выяснилось, что соляра под давлением хлещет из обратки, что в общем-то странно. Небольшая разборка и диагностика выявили, что штуцер обратки из бака плохо продувается, то продуется то забит наглухо. Он был демонтирован, обрезан в месте сварки и установлен на место.
Ну и мы подубасили, предварительно нарядив лайку.
Дороги в Кировской и Коми в целом неплохие. В районе 16.00 - 18.08 мы были на Выктульской паромной переправе. Переправа работает достаточно бойко.
Раз в час два парома меняются берегами. Со слов местных это происходит в светлое время суток. Нам достался паром с раздельной перевозкой машин и людей, т.е. машину грузишь на паром, а сам на пароходике едешь следом.
Последняя заправка Лукой была в поселке Нижний Одес. Заправиться можно так же и в Вуктыле, но это крюк километров в 20-ть. Мы там не заправились и это в дальнейшем сыграло с нами злую шутку. Хотя в Выктуле побывать все-таки пришлось, ибо мы забыли купить хлеб. Так же выяснилось, что доступ на автодорогу открыт не круглосуточно, а два раза в сутки, утром и вечером, причем по расписанию, что бы встречные потоки не встретились и не было сложностей с разъездом на хребте.
Шлагбаум на въезде в Выктуле. Очень монументальное сооружение. Фото не передает всей его грандиозности.
Памятка для местных. Это далеко не все запреты, которые Вам светят, если вы решили прогуляться по дорогам народного достояния.
Досмотр автотранспорта, пускают по одной машине.
Досмотр достаточно жесткий, вот и зеркальце у них есть.
Когда мы только планировали маршрут, то считали что газотрасса будет первым спецучастком с колеями, засадами и болотами. Но оказалось, что спецучасток будет скоростным, раллийным, причем биться там придется с кросоверами спортеджи, екстрейлами и прочее. Скорость движения по газотрассе достаточно высокая, причем местные суровые аборигены дубасят, пробивают колеса, тут же ремонтируются и продолжают гонку. Оторваться от них не было никакой возможности.
У одного из ремонтировавшихся узнали есть ли в Приполярном гостиница. Оказалось, что есть. Поскольку уже было темно, то решили по приезду остановиться там.
Прибыли в Приполярный в 21.30. Не поздно, но это ведь по Москве, а в Приполярном было уже пол двенадцатого. Дежурная в гостинице была очень удивлена, но согласилась позвонить руководству, поскольку гостиница была ведомственная и просто так туда не заехать. Руководство дало добро и тут нам озвучили цену - 1600 с человека. Так что если кто-то надумает там останавливаться, то лучше бронировать номера. Ялб, ну как так то?! На поспать 6-7 часов. Дорого, решили мы, и поехали ночевать на речку. Там накатили с устатку и быстро отрубились, благо погода била все температурные рекорды.
День второй и третий, ибо там ничего интересного не произошло
Во второй день мы должны были дойти до базы геологов на реке Няйз. Но перед этим нужно сделать последние закупки, так по мелочи. И самое главное, нас - пятеро, а спальников только четыре. Пошукав по местным магазинам, мы поняли, что ловить тут нечего и загрустили. Без спальника будет тяжело. Но тут к нам на выручку пришли наши автомобили. Интересующихся ими было предостаточно и у одного из сочувствующих мы спросили, где можно взять спальник. Он сказал, что негде, но проникнувшись нашим горем, предложил поделиться, ибо у него был запасной. К сожалению, на радостях мы не взяли его контактные данные и выразить ему благодарность лично мы не можем, а денег он не взял, хотя был предупрежден, что возможно вернуть спальник обратно мы не сможем. Если он когда-то прочитает этот отчет, мы готовы все вернуть и даже предоставить какой-нибудь бонус. Мало-мало затарившись, мы двинули на наш первый внедорожный спецучасток. Подъезды к речке все перекрыты вот такими знаками. Ну что вы хотите - цивилизация.
Дорога представляет из себя накатанную ГТС дорогу. Время от времени заболоченную, где-то броды и триал. В целом, сложность, на мой взгляд, 2 балла всего, в разумных пределах. Но надо учитывать, что резина у нас размером 39Х15. Стравились как большие)
Прибыли на контрольную точку часа в три. Разбили лагерь. Базу геологов не нашли, да не больно то и искали. Главное открытие - вода в р. Няйс, как парное молоко. В первые на моей практике можно было именно купаться и мыться просто в реке, чем мы и воспользовались. Дальше пошло-поехало, гитара, солянка, кальян да кальян... А что вы хотите, у нас еще и набор для закатки суши с собой есть. Вот в чем прелесть автотуризма, можно всякой фигни с собой вести.
На завтра запланирована дневка. Рыбалка и охота, совмещенные с разведкой дальнейшего пути.
....
На утро рыбалка показала полное отсутствие хариуса и к нам потянулись костлявые пальцы голода (типа шутка). Охота дала свои результаты, в ходе ее был потерян нож БАК, так что парни ищите и обрящите (по дополнительному запросу готов предоставить примерный маршрут следования), правда мне его найти не удалось. А разведка показала, что дальше начинается полный ахтунг! Около трех километров заболоченного участка, по которому не то что ехать, но и идти то не всегда получалось. Однако, нет худа без добра. Год то какой у нас? Правильно, сухой. Река ужалась просто до ручейка и вдоль берега этот участок был накатан дорогой от ГТС. На гальке были видны продавленные колеи. Вечером опять пляски с бубном, чревоугодие и всевозможные излишества.
Ремонт очень дорогого расширителя. Хозяин искренне верит, что если его привязать проволокой, то дома можно будет заварить. Почему-то вспоминаются слова Гендальфа - "ты не пройдешь!"
Что-то фоток в этот день мало. К чему бы это?..
Прохватив по галечному берегу, вышли на маршрут следования.
Пара болот и вот он, подъем на хребет. Здесь уже наезжено было немного, временами встречались завалы, но все было в меру. Пошли курумники и останцы. Чувствовалось, еще немного и вот она, высота.
Если у Вас нет паранойи, то это не значит, что они за вами не следят. Вообще, следов медведя было очень много. Хорошо, что он нам так и не встретился, а то кто-нибудь точно бы обосрался, а кто-то может быть даже умер, что было бы совсем грустно.
Преодолев одно из болот, попали на каменную дорогу, которая закончилась зачетным крутым подъемом. Правда, фото, как всегда, не передает его крутизны. В общем, там надо побывать))
Выскочили мы на нее неожиданно. Солнышко печет, ветра практически нет, температура градусов 20, красота. План, в общем-то, выполнен. Душа развернулась и ну опять жечь не по детски. Посиделки затянулись глубоко за полночь. Но главным сюрпризом было то, что на этой горе была сотовая связь, Теле2 и Мегафон. Ну с Еле 2 то нам позвонить никуда не удалось, а мегафон работал вполне прилично. Кроме того, отсюда открывался прекрасный вид на п. Приполярный. Вот что значит высота.
День пятый ругательный
Тут повествование пойдет от третьего лица.
Первым, как всегда, проснулся Тимон, еб..ь в рот этого жаворонка, ну спать же еще и спать можно. Думали остальные четыре человека. Но он соскочил не просто так, разбудил его раскат грома. Это чудовище выбралось из палатки и давай ныть - "Сейчас сюда придет гроза, мы все умрем, у нас последний шанс собраться по сухому, давайте поедем вниз". С первого раза он, конечно, нас не поднял, но прогулявшись по лагерю, завел свою шарманку снова. Самые слабые проснулись и потихоньку выбирались из палаток навстречу жесткому макмыру. Зрелище, конечно, было впечатляющее, молнии так и лупасили по соседним вершинам. В общем, он все-таки сопнул нас в дорогу, а так хотелось поспать хотя бы до обеда.
Правда, гроза нас так и не накрыла. Единственное, что хорошего можно из этого вывести - проехали мы за этот день довольно много. Пока выбирались на соседнюю сопку, погода наладилась. Красота этих мест заставила там притормозить и устроить ланч.
Почему так много внимания уделено канистре? Ее продырявили не геологи, не жиперы и даже не квадроциклисты. Ее продырявил медведь. Этот токсикоман очень любит чудные запахи топлива. Так что делая топливные закладку, крепко думайте. Вы ее можете больше не увидеть.
Долго ли коротко ли, выехали к заброшенной базе геологов. Пока осматривали достопримечательности, Тимон утрясся с лайками по дороге дальше, и, как всегда, сука, не взял с собой радиостанцию, а ушел он не по той дороге. С этой базы нам надо было повернуть на тайную тропу.
Пока искали Тимона, несмотря на бедлок, чуток разбортовались и немного поремонтировались.
Тем временем, Тимон добрался до второй базы геологов. На ней был только он.
Хорошо он чухнул, что что-то не то и повернул назад. В общем, собрались и подубасили дальше.
На одном из болот, никому не мешая, лежит разобранный блок (по моему новый) от какой то фигни. Велика все-таки Россия-матушка, чего в ней не найдешь только.
Угадайте, кто насрал? ЯЛБ, не хотел бы я с ним встретиться. Кстати, какаха рядом с блоком была, может он его и разобрал.
Спать ложились поздно. Кто бывал на Урале знает, что с ровными сухими поверхностями там напряг.
В этот день у нас была надежда переночевать на базе геологов, которую нашли на спутниковых снимках. Баня, печка, все дела...
Но съезда с основной дороги к базе мы так и не нашли. Раз нет съезда, будем плясать от базы, решили мы, от нее то дорогу легче найти, и заслали туда Тимона с лайками. Каково же было его изумление, когда базы не оказалось на месте. Поленница дров есть, ведро сломанное есть, а домиков нет. В общем, он кое как выбрался из этого бермудского треугольника, устал как собака. Так что базы нет, всем на будущее. Пока ждали Тимона, потеряли два часа, и это не последний облом на сегодня.
Очередная база геологов. Как всегда куча оборудования, в этот раз еще гора кернов.
Эта база была достаточно свежей и дороги вокруг нее наезжены очень мощно. Это давало нам надежду, что в сторону Торе-поре есть накатанная дорога. Мы долго колесили в ее окрестностях, но все дороги приводили нас к геологическим разработкам и выхода с них мы найти не могли. Здесь мы потеряли еще пару часов, начали приходить грустные мысли, что дороги на Юг нет.
Именно с этого места мы впервые в этой поездке увидели ПУПЫ. Думаю, такой фоткой мало кто может похвастаться из автоэкспедиций.
Но как говаривал товарищ Иисус Христос, "ищите и обрящете". В общем, ничего лучше, чем ехать по дороге нанесенной на генштабе мы не придумали. Вела она через болото, мы прошлись по нему и нашли древний след ГТСки, который следовал в нужном нам направлении. Он часто терялся, но упускать его мы не хотели и упрямо возвращались на него. Преодолев болото, были вынуждены заночевать прямо на склоне горы.
В этот день мы проехали мало, ибо прибыли в контрольную точку, с которой надо выдвигаться в сторону Торе-Поре-из. День был не плохой. Когда машины остановились в лагере, Тимон и Рейтор побежали на гору, чтобы посмотреть на Пупы, но не тут то было. Из-за горы выползла ливневая туча и согнала их вниз. Слава богу, что менее торопливые члены команды успели поставить шатер. Поскольку речки рядом не было, воду собирали дождевую.
Остановились мы на черничной поляне. Ее там было столько, что она закатывалась в обувь, если лечь на мох то вся одежда была в пятнах.
Рубер и Рейтор курили кальян (упс, не та фотка).
А вот Рубер и Рейтор курили кальян.
Наступил самый эпический и самый тяжелый день нашей экспедиции. В этот день планировался пеший поход на Торе-поре-из. Но погода с утра была не на нашей стороне, моросил дождик, а все горы были затянуты туманом. В связи с этим команда ленилась и тупо дрыхла. Постепенно день стал налаживаться и Тимон с Серегой выползли из палатки. Продрав глаза, они решили, что если все будут спать, то они отправляются на плато одни. Остальные члены команды этого допустить не могли и все начали собираться в путь.
Так плато выглядит от нашего лагеря.
Тропы никакой не было, поэтому маршрут был проложен по дуге, чтобы идти примерно на одной высоте.
Принцип - 20 минут идем, пять минут отдыхаем. Как видите, даже лайкам требуется перевести дух.
По приходу на плато был обнаружен священный источник мансийских богов. По старой легенде из него надо испить и будет тебе счастье, но не все члены команды знали эту легенду, возможно, это и стало причиной тяжких испытаний, которые нам пришлось перенести в дальнейшем.
Мы выбрали укромное место с мягким мхом и без ветра рядом с маленьким гротом, перекусили и отдохнули. Много ли нам городским надо, мы были уже изрядно уставшими.
Пробег в одну сторону составил:
Фото Пупов с Торе-поре:
Сделав последнее фото, рванули обратно. Времени было уже много и нужно нам было поторапливаться.
Ну тут то и начался ахтунг. С европейской части ветер принес грозу, плюсом, еще и стемнело. Навигатор нас, конечно, вел к лагерю, но выбрать дорогу возможности не было. Фактически, мы могли рубиться через кусты или курумники, а дорога могла проходить где то рядом. Температура упала с 20 до 5-10 градусов. В общем, в лагерь мы приперлись где-то в 1.30, уставшие, промокшие и до нитки вымокшие. Накатили по рюмарю и вырубились до обеда.
На следующий день проснулись к обеду, организовали сушилку. Ну, собственно, так день и прошел.
Завтра нужно будет выдвигаться дальше...