Небольшое лирическое отступление.
Вообще-то, летом 2017г. выезжать в экспедиции на Северный Урал (далее – СУ) я не планировал. Во первых, так складывались личные обстоятельства, во вторых, эта тема была закрыта в 2016г.
Но в конце марта 2017г. произошли события, которые точно определили - нам туда надо. Именно в этом году и именно в то место. Интересовала нас мало кому известная гора Нейлентумп, в общем-то ничем не примечательная высота, всего то 769м над уровнем моря. Единственная ее достопримечательность - это то, что она является ближайшей точкой к плато Торе-поре-из, куда можно добраться на моторизованных средствах, оставаясь за границей Печеро-илычского заповедника.
Было решено, что идем туда старой командой, которая много лет уже ездила по различным закоулкам СУ. Но очень скоро в состав команды были добавлены новые люди и машины. Всегда с настороженностью отношусь к новым людям, вероятно сказывается профессиональная деформация))). Но и новые машины в общем-то внушали опасения, и колеса у них были поменьше и блокировки не все. Как минимум, они должны были нас притормаживать, что в общем-то подтвердилось в дальнейшем. Забегая вперед, могу сказать, что к их чести из графика мы не выбивались. В общем, это добавило какой-то нервозности к сборам. К счастью, понимание было достигнуто. На берегу договорились, что если что-то идет не так (поломка или слишком сложный маршрут), то, возможно, нам придется расстаться. Разумеется, временно, и на обратном пути снова воссоединиться, потому что не доехать до г. Нейлентумп мы просто не могли.
Дополнительно, 2017г. выдался дождливым. С начала июля мы отслеживали онлайн уровень рек в интересующем нас регионе. За три недели превышение от обычной глубины составляла от 1 до 1,5 метров. Многие не верили в успех нашего безнадежного дела, вставал вопрос о переносе сроков. В общем, подергались изрядно. Однако, уровень рек к моменту выезда упал до нормы и составлял 90 см, что соответствует среднегодовому показателю.
Отследить реки онлайн можно по ссылкам:
http://portal.esimo.ru/dataview/viewres ... I-WDC_1325
http://gis.vodinfo.ru/informer/
А теперь собственно к отчету.
Все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно. Оригинальный сюжет был выдуман. Вымышленные персонажи никогда не пересекали границ заповедников и национальных парков и всячески будут это отрицать. Фото материалы собраны на просторах сети Интернет. Мечты должны оставаться мечтами.
Дни тянулись медленно, но день отъезда подошел как всегда неожиданно. Вчера мы съездили в магазин и долго спорили почти у каждого прилавка о количестве продуктов. По мне так похлебка из 5 банок тушенки всегда вкуснее чем из 3, но экономика должна быть экономной. Покидая магазин, у меня в голове крутились мысли - "мы будем голодать". В общем, с опозданием на час или полтора мы пристроились в хвост колонны. Все это время наши сотоварищи взывали к нам, что их едят комары, холодно, голодно и вообще хорошо бы уже поехать.
Волга, кстати, не с нами, это провожающие. В наши цели никогда не входило затащить куда-то что-то типа мотоцикла Урал с коляской или запорожца.
Впереди нас ожидал длинный асфальтовый перегон в 24 часа и практически охулиард километров.
К счастью, поломки нас минули. В прошлые поездки мы начинали ремонтироваться еще на территории родной Удмуртии))). Короткая остановка в Ивделе. Закупаем последние продукты и заправляемся. Последний цивильный прием пищи.
Ну и стартуем на гравийку. Задача - дойти к вечеру до базы Ильича. Здесь прощаемся с благами цивилизации, дальше сотовой связи и интернета не будет, переходим на спутниковую связь "Иридиум". Раньше мы ездили с телефоном Глобалстар, телефончик был старенький, чтобы дозвониться нужно было догнать спутник, при этом еще и держа батарейку. Спутники налетали раз от раза, мог минут 15 оставаться без связи. Зверек от Иридиума в разы смышленее, защищенный водо-пыле-ударопрочный корпус, умеет отправлять автоматические СМС с координатами, ну и связь практически не теряется, просто берешь и звонишь.
Вижайское гарево постепенно зарастает.
Брод через Тьошемку.
Эпическая лужа перед Ауспией, едва ли не самый коварный водоем на всем отрезке от Вижая до Базы Ильича. Как говорится, не каждая 66 с туриками осмелится.
Ну и собственно план выполнен, мы на базе, ежедневный отчет по спутниковой связи о пройденном расстоянии. В замен получаем сводку погоды на завтра, ну и заслуженный отдых, завтра рано вставать и далеко ехать.
День второй или третий, кому как нравится
На базе Ильича было довольно грязно и сыро, палатки ставить не очень хотелось, поэтому ночевали в избушке, не пять звезд конечно, но вполне комфортно.
Подъем на перевал с каждым годом все проще и проще или я к нему уже привык. В этом году только удивило большое количество воды.
Лайке местами по яицы, правда, это сука, что там у нее есть на том уровне.
Колонна растянулась, две машины шли впереди, две подотстали. У избушки в кедровнике встретили "опупевших" джиперов на двух восьмидесятках, кажется, с Тюмени.
Они возвращались с плато. Когда узнали, что нам надо дальше, сообщили что егеря перенесли кардон. Сейчас вагончики стоят у памятника шестеренки и дальше никого не пускают. В общем, по этому поводу у меня случился стресс и расстройство, придется искать объезд, а значит время доезда до цели нашей экспедиции может увеличится. Между тем, время, выделенное на поездку, составляло две недели.
С мрачными мыслями продолжили путь. В это время отставшие машины подъехали к домику, и тут парни вспомнили, что им нужна дрель. А между тем, дрель уже уехала выше, в одной из первых машин, ну и поскольку промедление для нас было критично, то оказывать помощь мы им не стали, задержка на час была не позволительной роскошью.
В этом месте, кстати, осторожнее будьте, тут обгон запрещен, и бывает, инспектора дежурят с камерой.
До перевала добрались без особых приключений, немного видов по этому поводу.
Эту идиллию омрачало только несметное количество паутов и комаров, один из них в правом верхнем углу фото.
На перевале движуха в полный рост, только лотков с сувениркой не хватает. Тут тебе и пешие туристы и вертолет. До международного аэропорта Пупы совсем чуть-чуть не дотянули.
phpBB [media]
phpBB [media]
Лайка от этого шоу обалдела чуток, видать, желтый глухарь ей примерещился, насилу отозвали.
Одни улетают, другие прилетают и уходят в сторону Пупов.
Снега в этом году тоже было очень много, практически на каждой горе свой ледничок.
Не спеша, обогнули Холотчахль с его вечными уклонами. Туристы далеко от памятника не ушли, остановились у речки, там, где кувыркнулся Патриот в прошлом году. И оп, в подъеме проблемка. Буханка перегрелась, пришлось заливать водой радиатор.
Смотрится шикарно, из салона валит пар.
По этому случаю еще немного видов.
Выбрались на ГУХ, дела пошли повеселее. И тут бах, тревожная весть. Буханка пробила колесо, причем без возможности ремонта. Ну что же, ставим запаску, едем дальше.
Между тем мы уже в районе Отортена.
Обходим его в круговую.
Лайка изучает следы вероятного противника.
Вообще, лайка странный зверь, у нее какая то своя философия. Зачем она поехала с нами никто толком и не знает, ну как-то всегда ездила и тут как без нее то. Завтра она отожжет по полной. Но это будет завтра.
Отортен, вершина.
Легендарная Стена. Как говорится, она уже не та, все больше горячих голов пробует взять ее без лебедки. Наша Бухань поднялась выше чем на 2\3, дальше все равно лебедились.
Кто-нибудь знает статус Буферной зоны ПИЗ?
Белый камень, но гадить в него нельзя.
И вот мы у сарая, правда, он занят пешеходами. План на день выполнен, ставим палатки, готовим ужин, или обед, ибо его не было. Традиционный сеанс спутниковой связи. Хьюстон уже в курсе наших передвижений, СМС с координатами приходят исправно. Получаем погоду на последующие сутки, она обнадеживает. Завтра должен быть не плохой денек.
Завтра опять рано вставать и далеко ехать, но не тут то было! Только заснули, лайка как зайдется благим матом. Ну, думаю, медведь, однако. Он эту избушку периодически посещает, подъедает за туристами. А она взбазлала и дальше спать завалилась. Надо идти разбираться, мало ли что там. Вылез из палатки, а на меня с горы НЛО налетает. Ну, думаю, допились. Сейчас мы тайну перевала Дятлова ощутим на себе. Ан нет, оказывается все норм. Подкатывает ко мне вездеход, звать "Петрович", полная коробочка народу. Вылазят. Говорят, что пробили колесо и нужна резина для ремонту. Я от полноты чувств растерялся, нету говорю, сами без колеса. Они в машину прыг и укатили в сторону Дятлова. Что, думаю, людям не спится, ночью спать надо. Как известно, в темное время суток колеи глубже, а камни и пни выше. В общем, ездите днем и покрышки целее будут.
День третий
Это день должен был развеять или подтвердить данные о том, удастся ли нам продвинуться в "запупонье" известным маршрутом или придется искать объезд. Начался он хорошо, солнышко пригревало, пауты летали, колонна двигалась довольно скоро. Эту кучу щебенки мы называем Росавтодор.
Снежники не переставали радовать. Завидев его, все неслись туда фотографироваться и поиграть в снежки.
Даже лайка была довольна, но уже задумала как испортить мой день и лишь ждала момента когда все отвлекутся.
Дорога продолжала радовать. Ну чистый стандарт, правда, впереди было так называемое болото или то, что от него осталось на уклоне Яны-вондер-сяхыл, но ветер все подсушил и особых проблем там быть не должно.
phpBB [media]
phpBB [media]
Поднимаясь в один из безымянных подъемов, машина в очередной раз перегрелась. Все вышли из авто и начали колдовать вокруг. Лайка поняла, что ее звездный час настал. Прыжками преодолев подъем, она скрылась за уступом горы. Когда мы поднялись следом, наверху ее там не было. Не было ее и на спуске, и на следующем подъеме. Проехав немного, мы поняли, что теряем ее и вынуждены были остановиться. Я ушел ее искать. Парни высматривали в бинокль окрестности, но лайки ни где не было. Было принято решение разделиться. Три машины ушли вперед, одна осталась ждать меня. Вскоре авангард сообщил, что в лужах видят следы собаки. ОНА БЕЖИТ ВПЕРЕДИ МАШИН! До Пупов оставалось около 20-25 км. Машины продолжали двигаться вперед, а цепочка следов тянулась все дальше и дальше. В районе Памятника Шестеренке наша группа воссоединилась.
Новостей было две. Хорошая - егерей у шестеренки не было, а значит можно дубасить дальше, плохая - лайка ушла дальше. А между тем, до Пупов оставалось около 5-6 км. Преодолев пару подъемов, мы выкатились на дорогу, просматривающуюся с домиков. Стало понятно, что лайку перехватить мы не успеваем, и что она объявится у вагончиков егерей и разговора с ними не избежать. Порешили так - парни уезжают в запупонье, а я иду разговаривать разговоры. Остановились мы на приличном расстоянии от домиков, из них высыпал народ, смотрят на нас, мы на них.
Я уже было пошел к ним. Смотрим, наша лайка бочком-бочком и по дороге в нашу сторону чешет. Возвращение блудного попугая.
На шее огрызок веревки. Её подвязали, а когда пошли к нам, она веревку куснула и деру от них. В общем, разговора с инспекторами мы благополучно избежали и ушли на Касихинский тракт в запупонье.
Кто не в курсе, это автомобильный маршрут пролегающий от поселка Приполярный через реку Няйс, высоту 619,2, гору Хальтумп, гору Сатензи, гору Маньсатензи, гору Маньянгтумп, гору Янгтумп, гору Хурумпаталы, гору Атертумп, гору Нейлентумп, хребет Яныквотньер, хребет Маньквотньер, высоту 645,4, высоту 694,2, до горы Печерья-Таляхчахль.
Нам предстояло преодолеть отрезок этого маршрута от г. Печерья-Таляхчахль до г. Нейлентумп. Кто-то, может, скажет, нет такого тракта, но в 2016г. мы были его первооткрывателями, а значит можем дать ему название. Таким образом, этот маршрут называется Касихинский тракт, а почему Вы узнаете чуть позже. Кстати, прошу поддержать это название. Пусть оно не скоро появится на картах, но если приживется в нашей субкультуре, то будет хорошо, нам большего и не надо.
А в запупонье красота.
Кто знает для чего ямка?
Не пережив такой красоты и от избытка чувств, у одного из Ужазиков случилось головокружение. Он оступился и свернул себе гриб. Ничего не поделаешь, нас ждет ремонт.
Дорога в запупонье.
phpBB [media]
Один из экипажей упылил вперед, но когда стало ясно, что далеко мы сегодня не уедем, было принято решение ставить лагерь, тем более, что вид от туда открывался замечательный.
Лайка отдыхала от трудов праведных, котел варил праздничный ужин.
Да, у нас сегодня есть именинник, а у именинника есть торт.
phpBB [media]
План на день мы выполнили и стрессы остаются в цивилизации, им больше нас не догнать.
В завершении отчет Хьюстону о пройденном расстоянии и обратный прогноз погоды. Дожди все это время обходили нас стороной, хотя на соседней горе поливало изрядно.
В общем, день прошел неплохо. Надо ложиться спать, завтра рано вставать и ехать еще ой как далеко.
25.07 пятый день экспедиции
С утра немного пофоткались.
Где-то за нашими спинами Пупы, но фотограф вышел так себе, даже не причесал меня))
Дальше пошла вполне вменяемая дорога по хребту Маньквотнёр. По пути встречались различные достопримечательности, брошенный в прошлом году квадр. На нем медведь катался и порвал сидение.
Красивый ручеек.
Избушка оленеводов.
Какие-то поделки.
Двинули дальше по склону хребта Маньквотньёр. Дорожка расслабляющая. Признаться, даже начал клевать носом. Вдруг, как гром среди ясного неба, телефон Иридиума звонит. Оцените ситуацию, в этом глухом, забытом Богом месте (мне сказали не называть ГУХ жопой мира, говорят, она находится где то в Америке) звонит телефон. Даже не по себе как то. Звонил хозяин квадроцикла, убедительно просил его вытащить.
А дальше лафа кончилась, началось зачетное болото протяженностью в 20 км. Находится оно на склоне хребта Яныквотнёр. И каждый ручеек просто своим долгом считает разлиться там и чуток разбавить торфяник. Изначально я предлагал заночевать на краю болота, что бы потом пройти его за один день, но джиперы они не такие, пока светло надо рубиться, и пофиг, что там уклон и ночевать негде.
Тут у нас приключился ремонт. Какой-то шальной сук вынес кран радиатора на буханке.
Подробностей ремонта не знаю, ушел на разведку чуть дальше по дороге. Кажется, его припаяли на место. Разведка показала, что дальше творился полный писец. В связи с этим вся колонна, не торопясь, двинулась вперед. Также, разведотряд в составе меня и лайки наткнулся на косолапого. Тот вышел из кустов метрах в 20 от меня и в 5 от собаки. Удивлению всех троих не было предела. На ваш вопрос скажу сразу, испугаться я не успел, а лайка повела себя более чем достойно и погнала косолапого под уклон. Правда, не далеко. Потом вернулась и мы заняли круговую оборону до прибытия основных сил.
Порубившись чутарик и найдя более или менее сухую поляну, встали на ночь. Погода испортилась, дождь и ветер не дали как следует оттянуться. Но ничто не греет душу так, как звонок домой, все таки спутниковая связь это нечто.
Но как же не поремонтироваться то, починка колеса.
План на день, в общем-то, выполнен. Пора и честь знать, завтра нам надо быть на Нейлентумпе.
День выдался ясным и многообещающим. Сегодня, если все пойдет по плану, мы достигнем пункта нашего назначения. Но болото было другого мнения и мы боролись как могли.
phpBB [media]
Большие мухи тоже не давали расслабиться. Если они кого-то уносили в тайгу, его хватали за ноги и притягивали на бренную землю.
Редкость для Урала - сухая речка.
Зарядил проливной дождь, словно мать-природа, посмотрев на наши потуги, решила не пускать в святая святых. Но вот оно! Последний подъем на безымянную высоту со значением 632,7, спуск и мы у подножия г. Нейлентумп. Два экипажа, правда, усвистали наверх и уже были у вершины, а Ужазик на симексах все не мог взобраться на подножие Нейлентумпа. Но это уже была победа. С помощью лебедки и какой-то матери мы все таки поднялись до места, которое было определено под лагерь. На лагерь то и дело налетал туман или облако. А красоты то тут какие... Ммм... Южнее такого не видал. Кстати, высота хребта напротив - 1126 м.
По случаю прибытия праздничный лагман со всеми вытекающими.
phpBB [media]
Дальше звонок по спутнику с отчетом на родину, но они уже в курсе, что мы добрались. Автоматические СМСки с координатами доходят исправно. Дальше крепкий и спокойный сон. Мы таки добрались, хотя многие не верили или сомневались. Завтра мы должны выполнить поставленную задачу.