спасибо александру (yozhik)
https://www.drive2.ru/l/566243541576057938/ и виталию с этого форума.
в общем, началось это с установки нижних лыж под интеркулер. все ничего, кулек поставлен под самый капот впритык, но под ним "совсем" не осталось места до движка, около 1,5 см - почти лег на него, эл.клапаны пришлось перенести в левый угол, где другие обычно ставят маслоотделитель.
пришел совет: "проверь подушки рамы". проверил, первый ряд лег - шайба на шайбу, 5 почти жив, но как-то с перекосом лево/право, 2-4 сел по нисходящей.
здесь полистал - нашел упоминание про камазовские подушки двс, залез на Драйв2, там нашел "ёжика", с него и начал, с вариацией.
ежик вдохновил очень, все у него просто так, было, пока не открутил кузов – первый ряд под болгарку, третий ряд под разворот (болт снизу), второй ряд закисли гайки в кузове, полдня крутил туда-сюда болтом с заливкой, пока не прочистил, втулки жесть – чистить не стал, в топку, да и короткие будут под новые подушки.
итого: ноябрь+декабрь+новый год гребли (из-за ограниченного времени - только выходные по факту) на свежем воздухе. это лирика.
куплено (найдено):
- болт белзант м12х1,25х180 000000870017009 (прочность 8.8) - 2 шт. / 1 ряд
- болт белзант м12х1,25х130 000010055419218 (прочность 8.8) - 8 шт. / 2-5 ряд
- подушки опоры двс камаз ROSTAR - 532051001020 - 10 шт. / верхние подушки
- подушки опоры двс зил 1301001045 - 10 шт. / нижние подушки
- пластина 3 мм 150*150 - 10 шт. / нижние опорные площадки навар. на уши
- пластина 3 мм 90*90 - 10 шт. / верхние опорные площадки - грибы (шайба-втулка)
- труба ст20 внут.диам. 12 внеш.диам. 18 (стенка 3 мм) - 1 м / втулки грибов
- труба ст20 внут.диам. 69-70 внеш.диам. 76 (стенка 3.2 мм) - 1 м / стаканы верхней подушки
- профтруба 80*40 - 1 м / верхняя и нижняя шайба нижней подушки
- шайба кузовная м12 толщина 3 мм н.д. 40мм - 10 шт. / под болты
- шайба кузовная м18 толщина 4 мм н.д. 56 мм - 2 шт. / 5 ряд центровка и наполнение дыр опор (уши) кузова
- шайба плоская м20 толщина 3 мм н.д. 37 мм - 2 шт. / 1 ряд центровка и наполнение дыр опор (уши) кузова
- шайба плоская м18 толщина 3 мм н.д. 34 мм - шт. / 2-4 ряд центровка и наполнение дыр опор (уши) кузова
поднимал стороны по очереди, сначала правую сделал, затем левую.
2 домкрата - родной и винтовой 3 тн от газели, пенек 70 см в противоупор, и два пенька по 40 см под домкраты.
откручиваем болты с поднимаемой стороны, с противоположной прослабляем, но не очень - устанешь потом ловить дырки. домкраты под кузов перед 2 рядом за передней аркой - там площадка, через брусок, и после 4 ряда перед задней аркой площадка так же. пенек на 70 ставил с противоположной стороны под место для подъемника, там, где клюшка переднего моста соединяется с рамой (сайлентблок) под 2 рядом подушек, чтоб кузов не заваливался с противоположной стороны от стороны подъёма - пружины проседают, и высоты домкратов не хватает.
про передний усилитель бампера, предохранительную скобу, заливной шланг от горловины и рулевой вал от редуктора все знают, надо отсоединять. трос ручника можно не снимать - его петли хватает с запасом.
трубки тормозные и вакуумные разбирать не надо! все проще, снимаются в сборе с гребенками, это чтоб не дрочиться потом с прокачкой тормозов и сцепления.
к этому же и откручиваем рабочий цилиндр (толкатель) сцепления от коробки (вилки сцепления). не потеряйте термоэкранчик, я про него забыл.
по левому борту: отсоединяем жгут из под водительского сиденья на задние фонари/блокировку зад.моста/топливозаборник, откручиваем от рамы гребёнку трубок вакуумных - 2 болтика изнутри рамы и там же 2 болтика с хомутами на трубках идут отдельно от гребёнки и рядом с ней, отстегиваем все трубки с 3-х креплений к раме в сторону зада - до клапана на выхлопной, и откручиваем компрессор кондея и крепление его трубки до радиатора (на крыле под капотом) возле воздушного фильтра, и крепление трубки сапуна переднего моста от моста.
по правому борту: откручиваем от рамы гребёнку тормозных трубок - 1 болтик, с экраном в левом углу передней арки, трубки разъединять не надо, откручиваем 3 крепления трубок от рамы изнутри в сторону зада, под капотом откручиваем и вешаем бачок гур и крепление трубки до него от кузова.
не забываем снять пыльники-фартуки в арках, я их порвал, но они и не налезут потом, нужно новые и больше, буду резать из кровельной мембраны, она не боится солнца и пр..
все. поднимаем борт и вперёд, навариваем нижние опоры подушек на уши в круг - места для сварки в принципе хватает, неудобно, но подлезешь.
размеры новых стоковых подушек взяты с драйва (у ежика и еще там встречал именно эти цифры), с учетом толщины шайб грибов и оснований, т.е. в сборе:
1 ряд - 43 мм / 2 ряд - 47 мм / 3,4 ряд - 48 мм / 5 ряд - 42 мм (39+3 мм - толщина опорной пластины, которая под 2 болта)
тут где-то фебестовские размеры видел, но либо криво снято, либо кривые подушки - их размеры как-то не совпадают (3,4 ряда равны, на фото разные, 1 выше 5, на фото наоборот).
после подъема снял подушки, 2-4 ряды были равны по высоте, поэтому, с учетом стока, новые 2-4 ряды взял за 48 мм, 1 за 44, 5 за 42 мм.
высота подушек камаз 64 мм, диаметр тела 71 мм.
высота подушек зил 28 мм, диаметр тела 58 мм.
взято у ежика с драйва, размеры стоковых новых подушек
почему камаз? понравились больше – резина на ощупь реально «жирная» эластичная, но жесткая в меру.
зиловские нижние подушки была мысль заменить на камазовские распиленные пополам, качество резины у зил похуже камаза, но пока посмотрю, там видно будет.
итого высоты самих подушек: 1 ряд - 60 мм / 2-4 ряд - 64 мм / 5 ряд - 58 мм.
схема подушки - бутерброд:
нарисовал как смог в разрезе подушку в сборе
- верхняя шайба опорная к кузову, дырка д.18 в нее вваривается втулка (н.д.18 - в.д.12) и наваривается стакан высотой 10 мм,
- подушка, через которую идет втулка (как родная) на вылет с выступом около 15мм, сама подушка сверху и снизу будет в стаканах,
- нижняя пластина формой по контуру уха рамы и варится на него. на пластине сверху приваривается стакан высотой 20 мм. в пластине делаем дырку под втулку д.24, дырка в ухе больше (33-56 от ряда), поэтому снизу пластины привариваем шайбу (и для центровки, и для наполнения дыры) у которой н.д. под дырку в ухе, а в.д. 24 мм,
- т.к. пластина приварена к уху сверху, а центровочная шайба подушки просто вставлена в дырку уху, без приварки, под ухом снизу между нижней подушкой и этой шайбой будет опорная шайба д.75 мм толщ. 3 мм (круг/полукгруг) внутр.д.18 мм - она перекроет стоковую дырку с запасом и будет опираться на само ухо и вставленную в него центровочную шайбу.
верхний стакан, как и нижний, по моему скромному личному мнению, держит форму подушки и спасает ее края от расплющивания и их дальнейшего разрыва, нижний же еще держит сдвиг подушки в горизонте.
общий внутренний проходной диаметр дыры подошвы опоры-уха 24 мм, исходя из того, что диаметр трубки-втулки 18 мм, подушка будет работать в горизонте и иметь опору на стакан, имеем запас на сдвиг втулки +3 мм в радиусе - втулка по факту "болтается" в нижней опорной пластине и ухе рамы.
дыры удобно сверлить ступенчатым сверлом.
подушки камаз в виде 8. стачиваем на точиле бортики и делаем ровную бочку с диаметром тела 71 мм, а диаметр краев снимаем до 69-70 мм, и делаем нужную высоту. диаметр внутренней дырки в подушке 16 мм. делаем ее 18 мм под втулку, либо биметаллической коронкой, либо самопальной "коронкой" (т.к. биметаллическая была заказана, но долго ехала, я сделал фрезу из трубки 18 мм (от втулок) наваренной на обрезок болта с 1 ряда с насечками болгаркой вдоль). на малых оборотах она размягчает резину и снимает лишнее.
на опорных ушах рамы есть стоковые дырки: 1 ряд 36 мм / 2-4 ряд - 32 мм / 5 ряд - 56 мм, толщина металла ушей 1-4 ряд 3 мм, толщина 5 ряда с учетом буртика - 4 мм. Мне повезло, все целые, только 1 ряд немного элипс вперед.
т.к. диам. нижних подушек (от зил) 60 мм, а диам. дырки 5 ряда 56 мм, то в качестве заполнения, чтоб не провалились подушки в дыры и был третий болт крепления самой подушки взяты:
- на 5 ряд шайба кузовная м18 толщина 4 мм внеш.диам. 56 мм (ложится без проточки в дырку ровно) точим внутренний диаметр до 24 мм
- на 1 ряд шайба плоская м20 толщина 3 мм внеш.диам. 37 мм, точим внешний до 36 мм, внутренний до 24 мм
- на 2-4 ряд шайба плоская м18 толщина 3 мм внеш.диам. 34 мм, точим внешний до 33 мм, внутренний до 24 мм
эти шайбы привариваем к подошве-пластине снизу, а снизу под ухом - перед нижней подушкой они накрываются шайбами внеш.д.75 мм внутр.д. 18 мм.
берем трубу д.18 мм и нарезаем втулки по высотам подушек (1 - 60 мм / 2-4 - 64 мм / 5 - 58 мм) + толщина верхней пластины 3 мм + толщина нижней пластины 3 мм + толщина уха рамы 3 мм (5 ряд 4 мм) + выступ в нижнюю подушку 10 мм (за край уха рамы), чтоб подушка не вылезла за край стакана, будет "внутренний предохранитель".
итого втулки: 1 - 78 мм / 2-4 - 82 мм / 5 - 76 мм (чуть меньше - 1 мм, так получилось).
слева на право - 5/4/3/2/1 ряды, верхние пластины с трубками, без стаканов
берем трубу д.76 мм и нарезаем стаканы, верхние высотой 10 мм, нижние 20 мм. у нее внутренний д.69-70 мм стенка 3,2 мм. подушка в нее заходит плотняком, и на уши встает в притык края, больше диаметр - выйдет за края ушей.
заготовки подушек и стаканов
берем (нижние) пластины 150х150, переводим на них шаблон ушей, центруем, делаем дыры 24 мм, привариваем стакан 20 мм сверху и шайбы заполнения снизу. Вставляем шайбами в дырки ушей рамы и привариваем пластины по кругу ушей (кроме 5 ряда – прикручивается родными болтами). Обратный ток 100а электрод 3 мм ок46, варится замечательно, я не профи – хобби.
шаблон на листе А4, можете отмаштабировать под лист и свести в качестве шаблонов нижних пластин.
слева направо сверху вниз
2 ряд / 3,4 ряд
5 ряд / 1 ряд
берем (верхние) пластины 90х90, центруем, делаем дыры 18 мм под втулку, которую ввариваем в пластину снизу и снизу же привариваем стакан 10 мм.
нюансы:
- 5 ряд на кузове посадочное место квадратом и есть "лыжы" между ними 90 мм, пластину делаем квадратом 90 ширина 80 длина (-10 мм отрезаем с переднего края, лишние, выступает за опорную площадку кузова), если центровать от 90х90,
- 2 ряд оставляем квадрат 80 длина (она же ширина опорной перемычки днища кузова) 90 ширина, центруем от 90х80,
- 3, 4 ряд делаем пластины 75х75 (под размер опорных площадок кузова) с одной стороны снимаем полукругом два угла, получается такой "полукругляк",
- 1 ряд делаем так же как 3, 4 - 75х75, но снимаем только один угол кругляком.
можно сделать круглые полностью, но у меня были квадраты и пилить их в круг, ну их … да и пятно контакта/опоры больше получилось.
так как проморгал про шайбы нижних подушек – не заказал в гильотине, пилил их из профтрубы 80х60 стенка 3 мм. нижние шайбы (под болт) делал круглыми диам.75 мм дырка 18 мм, вваривал в дырку небольшие втулки длиной 13 мм из той же 18 трубки. Эта втулка входит в нижние подушки (от зил) снизу – направляющая под болт и от смещения нижней подушки. на стоковых нижних такая же фигня, если присмотритесь, она не дает болту болтаться.
так же по форме верхних опорных пластин 3, 4 рядов (где полукруг 75х75 мм с одной стороны и прямые углы с другой) делаем шайбы под ухо перед нижней подушкой, но с дыркой 18 мм. уши с болтом вниз и эта шайба ложиться в нее ровно.
заготовки шайб нижних под болт и между ухом и нижней подушкой, установка видна на других фото
итого имеем: верхняя втулка проходит сквозь весь бутерброд и входит в нижнюю подушку на 1 см, нижняя втулка в нижней подушке на 1 см, между ними около 1 см для вертикальной игры подушки, все это насажено на болт, фиксируется в кузов (в посадку гайки) в раме на ухе.
здесь видно нижние пластины 5 ряда, на них шайба - та самая центровочная, такие же на остальных, но другого диаметра
подушки перевернуты, нижние опорные пластины сняты, рядом
подушки перевернуты, в сборе
5 ряд на машине под болты
1 ряд на машине обварен по кругу
прицениться можете сами, оригинал или тюнинх. ну и что дороже: время или оригинал, решать вам.
для эстетов будет проблемка – лифт получился около 2 см, а это щели между бамперами и кузовом, которые не закрывают стоковые фартучки, требуют эстетики, думаю можно нарезать полосу из той же кровельной мембраны и завести ее под бампер и на сток фартучек фары.
еще вылезли последствия:
- левый жгут из-под сиденья на фонари идет по наружной части рамы с креплением пистонами на ушах-опорах рамы (рядом/над подушками). левые уши 3, 4 ряда ржавые полностью, их пришлось чистить ручками, пару дней в минус. надо убирать жгут внутрь салона, или накрайняк пускать изнутри рамы по трубкам. пока только наметка, как будет,
- задний усилитель бампера в хлам ржавый, но живой, считаю повезло. в пескоструй и под покраску. некоторым не везет говорят, и в разборах это большой дефицит, замена только на силовики, самопалы - из трех один, надо ставить широкие брызговики на зад задних колес чтоб с заходом внутрь арки, все летит от колеса не только строго взад, но и взад/внутрь. если брызговики делать не сильно длинные, то наверно нужен фартук с внутренней стороны усилителя, либо из брызговика типа «глазки» на бамперах газелей и длинномеров (но они зараза дорогие), или (скорее всего) из той же кровельной мембраны, (ее у меня оказалось аж пол рулона) чтоб не забивало какой,
- второй ряд опор с передней части на раме весь в ржи, надо ставить брызговики на передние колеса также с заходом их внутрь арки, чтоб не летело под днище. также заметил, что надо ставить брызговики перед колесами с загибом внутрь, чтоб передний бампер/его усилитель/птф меньше ржавели.
- ну и заливной шланг, как-то коротковат оказался после лифта, может из-за мороза задубел, оттает натянется, может еще чего, но пока заливная горловина лежит в гараже – вылетела из кузова, шланг болтается на баке,
но это уже другая история.
ну вот как-то так, много буков, но надеюсь, что понятно.
и дальнейшее продолжение борьбы со следствиями.