- Во первых, после выбивания изменятся параметры выпускной системы, что скорее всего повлечет за собой увеличение давления наддува, и что в свою очередь потребует установки буст-контроллера для его ограничения.
- Во вторых, при нормальной эксплуатации катализатор засоряется редко, поэтому, если вы единственный владелец Патруля и кормили его качественным топливом, то скорее всего катализатор будет в порядке.
- И в третьих, даже засраный катализатор можно промыть.
Веской причиной выбивания катализатора может являться глушение EGR и чип-тюнинг, при которых желательно улучшить вентилирование камер сгорания.
Ко всему прочему, тупо выбить элемент катализатора разламыванием(выбиванием) не получится. Для выбивания, а правильнее будет сказать "вырезания" катализатора потребуются сварные работы, при этом квалификация сварщика должна быть высокой, а сварные швы сплошными и герметичными.
Если же принято решение "выбивать", то эту процедуру удобнее совместить либо с заменой(ремонтом) турбины, либо с демонтажем системы ЕГР, чиповкой и установкой буст-контроллера. Также при выбивании катализатора можно установить датчик температуры выхлопных газов (EGT).
Итак, для выбивания "каталика" потребуется:
- прокладка 14445-2W20A (турбина - катализатор)
- кольцо 20691-30P00 (катализатор - выпускная труба)
- прокладка 21074-2W201 (фланца металлической трубки системы охлаждения, крепящейся к ГБЦ с левой стороны) (желательно)
- шесть медных самоконтрящихся гаек М10х1.25 для выхлопной системы
- глубокая головка на 12
- глубокая головка на 14
- графитовая смазка
- антифриз на долив
- WD40
- плашка M10х1.25 (желательно)
- цемент для герметизации выхлопных систем (необязательно)
Демонтаж катализатора
Демонтаж катализатора удобно осуществлять на яме, но и на ровной площадке, ползая под машиной тоже вполне реально.
Под Патрулем
- Заранее замачиваем WD40 или чем-либо ещё болты защиты поддона картера, три гайки крепления катализатора к выпускной трубе и болт нижнего кронштейна, который крепит катализатор к блоку.
- Снимаем защиту поддона картера.
- Отворачиваем гайки крепления катализатора к выпускной трубе. Понадобится хорошая глубокая головка на 14 и хороший вороток. Отвернуться может как гайка, так шпилька целиком.
- Отворачиваем болт крепления катализатора к блоку.
- Сливаем антифриз. Весь сливать необязательно. Достаточно 5-6 литров, главное, чтобы он ушел из ГБЦ)
- Отключаем обе АКБ, левую вынимаем.
- Отсоединяем трубку вентиляции картера от клапанной крышки, снимаем интеркулер, отсоединив его от резиновых патрубков, затем отсоединяем в сборе сами патрубки интеркулера от турбины и блока заслонок. Выходное отверстие патрубка турбины нужно накрыть ветошью(пакетом) и перевязать, чтобы туда ничего не попало.
- Снимаем кожух вентилятора(диффузор), крыльчатку и грамотно скидываем ремень. Подробнее здесь.
- Снимаем воздуховод в сборе от турбины до воздушного фильтра:
- ослабить хомут на входном патрубке турбины
- отсоединить патрубок от бачка резонатора
- отсоединить разъем датчика MAF
- снять крышку воздушного фильтра
- Закрываем входной и выходной патрубок турбины пакетами или ветошью, чтобы в них ничего не попало.
- Снимаем генератор.
- откручиваем плюсовую силовую клемму
- вытаскиваем разъем
- откручиваем массовую клемму сзади
- откручиваем болт сверху спереди
- откручиваем болт снизу спереди
- откручиваем болт снизу сзади (стронуть никидным шестигранником на 14)
- Снимаем металлические трубки системы охлаждения, которые идут вдоль двигателя по левой стороне и жутко мешают.
- Проливаем WD-40 и отворачиваем болты термоизоляционного кожуха турбины:
- Проливаем WD40 и отворачиваем три болта крепления актуатора турбины. Тяга актуатора соединена с механизмом подвижных лопаток горячей улитки. Отводим актуатор в сторону, либо вынимаем стопорное кольцо и снимаем его. Гайку промаркированную краской на штоке актуатора крутить нельзя!
- Снимаем термоизоляционный кожух.
- Проливаем WD40 и отворачиваем три гайки крепления катализатора к турбине(потребуется хорошая удлиненнаяглубокая головка на 12, открутиться могут как гайки, так и шпильки), после чего аккуратно вытаскиваем освобожденный катализатор вниз.
После снятия катализатора можно визуально оценить состояние крыльчатки "горячей" половины турбокомпрессора, а также на ощупь проверить осевой(не должно быть) и радиальный(небольшой допустим) люфты.
Для вырезания элементов из катализатора нужно снять с него термоэкран(он на сварке в нескольких точках), а затем прорезать в нем "люк" и вытащить элементы, после чего люк заварить и обязательно вернуть термоэкран на место.
Вваривание в полость катализатора пламегасителя для данного двигателя не требуется!
Фотоотчет по вскрытию предоставил пользователь norko
В процессе не помешает усилить нижний кронштейн катализатора, который имеет свойство отваливаться по сварному шву и издавать громкий стук, который особенно хорошо слышно, если двигатель подтраивает при запуске.
За одно можно предусмотреть установку датчика EGT, просверлив отверстие 10мм и наварив гайку под дюймовую резьбу 1/8" NPT на патрубке катализатора, который крепится к турбине. Австралийцы рекомендуют делать это как-то так: При таком расположении к датчику будет хороший доступ сверху, но вот термоэкран турбины похоже будет мешать датчику.
Приобрести датчик EGT можно здесь.
Установка катализатора
- Снимаем старое уплотнительное кольцо с выпускной трубы(может оказаться сильно раскатанным и идти туго), зачищаем фланец злой металлической щеткой, протираем влажной ветошью, наносим цемент для глушителей и одеваем новое кольцо.
- Аналогичным образом зачищаем фланцы катализатора. На нижнем фланце нужно как следует зачистить фаску под уплотнительное кольцо. Перед установкой катализатора не помешает пройти плашкой М10х1.25 и освежить резьбу на шпильках крепления катализатора к выпускной трубе. Также не плохо будет пройти метчиком М8 и резьбу крепления защитного термоэкрана на выпускном коллекторе.
- Просовываем катализатор снизу вверх.
- Сверху одеваем прокладку турбины(вершиной с фигурным выступом вверх, выступ направлен в сторону двигателя) и наживляем гайки крепления катализатора к турбине.
- Внизу попадаем шпильками в выпускную трубу, обильно смазываем шпильки графитовой смазкой, наживляем медные гайки(затягивать не нужно).
- Далее наживляем болт крепления катализатора к блоку.
- Наверху равномерно обтягиваем фланец крепления катализатора к турбине с рекомендованным моментом (29-32 Н*м).
- Внизу сначала затягиваем болт крепления катализатора к блоку, затем равномерно обтягиваем фланец крепления катализатора к выпускной трубе медными гайками, после чего поверх накручиваем ещё по одной гайке для того, чтобы защитить выступающие концы шпилек от коррозии.
- Устанавливаем на место термоэкран и актуатор турбины. Без термоэкрана ездить нельзя! Чтобы в перспективе снимать и устанавливать термоэкран без откручивания актуатора его нужно подрезать в местах показанных на фото ниже:
- Устанавливаем на место трубки системы охлаждения, при этом не забыв установить прокладку 21074-2W201 на фланец ГБЦ. Если используется старая прокладка, то нужно на оба фланца нанести тонкий слой герметика, позаботившись о том, чтобы он не выдавился во внутрь при стягивании фланцев.
- Устанавливаем генератор, ремень и крыльчатку. При затяжке гайки плюсовой клеммы не нужно прилагать чрезмерных усилий. Нужно обязательно придерживать клемму от прокручивания, чтобы её фиксирующие выступы не повредили изолятор. Перед установкой генератора также не помешает почистить его от возможно набившегося во все щели пуха, а перед затяжкой клемм их желательно сначала промыть очистителем контактов, а затем нанести смазку для контактов.
- Устанавливаем на место впускной трубопровод.
- Устанавливаем на место воздушные патрубки и интеркулер.
- Заливаем антифриз.
Что ещё почитать:
Что ещё можно сделать: