Старый холивар относительно удаления систем EGR длится уже очень давно, и каждый сам для себя должен поставить запятую в предложении "EGR удалить нельзя оставить". Что касается ZD30, то для этого мотора решение в общем-то безальтернативно - EGR должен быть удален, причем полностью. ZD30 опутан EGR словно щупальцами спрута, система затрагивает не только впуск и выпуск, но и систему управления двигателем и даже систему охлаждения, поэтому какие-либо полумеры, вроде простых и не очень заглушек не решат проблему полностью, а возможно, даже ухудшат ситуацию.
Быстрые переходы
- Почему нужно удалять систему EGR полностью
- Предупреждения и соглашения
- Что потребуется для удаления системы EGR
- Устройство системы EGR
- Демонтаж системы EGR
- Глушение EGR
- Полезные ссылки
Почему нужно удалять систему EGR полностью
- Сажа, поступающая во впускной коллектор по трубке EGR связываемая парами масла оседает на стенках блока заслонок, впускного коллектора, воздушных каналов и полостей ГБЦ, образуя масло-сажевые отложения. Подробнее об этом процессе рассказано здесь.
Масло-сажевые отложения значительно сокращают теплопроводность впускного коллектора, что может приводить к некоторому падению мощности. В случае отслоения представляют опасность для седел и клапанов. - Вход патрубка EGR во впускной коллектор осуществляется в районе 3-го и 4-го цилиндров, что может приводить к повышению температуры в них, особенно в и без того теплонагруженном 4-м цилиндре. Также газами могут подогреваться соответствующие области ГБЦ и впускные клапана 3-го и 4-го цилиндров. Просадка и, как следствие, "зажатость" клапанов 4-го цилиндра распространенная проблема ZD30. Твердые частицы в составе отработанных газов могут запекаться на поверхностях седел и клапанов, приводя к их износу и форсировать износ ЦПГ.
- Сажа, поступающая вместе с газами EGR, может осаждаться не только на стенках впускного коллектора, но и на распылителях форсунок.
- Система EGR очень быстро убивает масло. Смешивание горячих газов ЕГР с холодным воздухом во впускном коллекторе образует конденсат, который вместе с частицами не сгоревшего топлива с содержанием серы, приводит к образованию серной кислоты, которая сильно ухудшает характеристики масла, а частицы сажи, которые содержаться в газах EGR, в свою очередь могут работать в цилиндрах, как абразив.
По этой и другим причинам на данный момент многие производители начинают отказываться от EGR в моторах своих автомобилей, а для достижения норм ЕВРО5 применяют другие методы, в частности мочевину. - Охлаждение системы EGR(охладителя и клапана) осуществляется посредством системы охлаждения двигателя. На первых выпусках ZD30 охладителя EGR не было предусмотрено, а с его появлением система охлаждения не была модернизирована и осталась прежней, поэтому её производительности оказалось недостаточно.
- Охладитель(попросту "самовар") трубки EGR, по которой идут горячие выхлопные газы с отвода 4-го цилиндра выпускного коллектора дополнительно подогревают охлаждающую жидкость, ухудшая и без того не оптимальный температурный режим этого двигателя.
- Существует некоторая вероятность прогара "самовара" и попадания выхлопных газов в систему охлаждения. Такие случаи отмечены, но происходит это достаточно редко.
- Нередки случаи нарушения работы системы EGR из-за подклинивания механизма электроклапана EGR, что в свою очередь приводит к нарушению режима работы двигателя.
- Существует мнение, что отвод системы охлаждения в районе 4-го цилиндра для охлаждения клапана ЕГР (а для двигателей с охладителем ЕГР и для охладителя) отбирает часть ОЖ и ослабляет её поток, тем самым снижая эффективность охлаждения 4-го цилиндра и ГБЦ в его районе. Если для двигателей без охладителя этот контур представлен тоненькой трубочкой, которую можно не принимать во внимание, то для двигателей с охладителем это более актуально, т.к. там сечение этого контура значительно больше. Ко всему прочему, прохождение ОЖ по каналам блока устроено таким образом, что данный контур имеет смысл только для охлаждения газов ЕГР и без охладителя ЕГР становится совершенно не актуален.
Попытка чистки и промывки узлов системы EGR лишена смысла, т.к. скорость загрязнения отложениями напрямую связана с количеством паров масла во впуске, т.е. с состоянием турбины и ЦПГ, поэтому на пробежных моторах слой отложений нарастает быстро. Ко всему прочему, качественно вычистить впускной коллектор довольно проблематично, а каналы ГБЦ и вовсе невозможно без снятия таковой. Чистка и промывка имеет смысл только при серьёзной разборке мотора, или когда количество отложений очень велико и разборка мотора ради этой операции оправдана. Чистку и промывку имеет смысл производить только один раз - перед глушением EGR.
Полное удаление системы EGR помимо решения вышеперечисленных проблем даст ещё несколько "плюшек", а именно:
- комплект фирменного крепежа, пружинных хомутов и резиновых патрубков для различного "колхоза"
- в моторном отсеке станет больше места
- появятся места и кронштейны для крепления разного "колхозного" допоборудования
- появится удобная пробка для слива антифриза с блока цилиндров
Некоторые предупреждения и соглашения
- Удаляя систему EGR вы должны хорошо представлять то, что делаете, какие цели преследуете и как в результате поменяется работа двигателя.
- При удалении системы EGR на крыльчатку турбины начнет поступать больший поток выхлопных газов, что приведет к увеличению давления наддува, для компенсации которого требуется установка механического буст-контроллера(который для ZD30 необходим в любом случае). По этой же причине произойдет повышение выходного напряжения ДМРВ(на ХХ будет примерно 2 вольта).
- Система управления двигателем ни каким образом не будет знать о том, что система EGR удалена и будет продолжать осуществлять управление турбонаддувом так, как если бы EGR работала штатно. Желательно устранить некорректное управление турбиной, которое будет возникать в некоторых режимах работы путем перехвата управления актуатором турбины у ЭБУ двигателя с помощью игольчатого вакуумного клапана.
- После удаления системы EGR незначительно(на 30-50С) увеличивается EGT(температура выхлопных газов).
- Удаление EGR без коррекции программы впрыска может вести к ухудшению теплового режима в камерах сгорания. Рабочий процесс двигателя M-Fire, предполагает наличие газов EGR для снижения температуры сгорания. Температура сгорания понижается посредством добавления газов EGR на многих дизелях. Это делается в экологических целях для того, чтобы предотвратить образование окиси азота, образующейся при высокой температуре.
Газы EGR не горят, но, поступая во впуск, занимают некоторый объем, который учитывается в топливных картах прошивки ЭБУ. Штатная прошивка для достижения норм ЕВРО3 обедняет смесь, а в случае удаления EGR чистого воздуха начинает поступать ещё больше, а ЭБУ рассчитывает смесь исходя из уже несуществующего объема газов EGR, что приводит к ещё большему обеднению смеси, которое нужно компенсировать для улучшения теплового режима в камерах сгорания программно, посредством чип-тюнинга. Подробнее здесь. - Единственная деталь системы EGR, которая должна остаться - это шаговый двигатель привода клапана EGR, т.к. при каждом включении зажигания осуществляется его тест, поэтому отключение двигателя приведет к появлению ошибки 1003 с зажиганием соответствующей контрольной лампы на приборной панели. Поскольку шаговый двигатель управляется специальной микросхемой-драйвером, отслеживающей токи в его обмотках для определения крайних положений, то проще оставить его подключенным и подвязать к жгуту проводов, нежели придумывать какую-либо "обманку".
Альтернативным решением данной проблемы является установка прошивки с отключенным контролем клапана EGR. - Удаление системы EGR лучше совмещать с выбиванием катализатора, установкой механического буст-контроллера и чип-тюнингом. Также удобно выполнить замену термостата, антифриза, ремонт(замену) турбокомпрессора и установку доп. помпы.
- Процесс удаления системы не сложен, однако, сопряжен с некоторыми трудностями демонтажа, поэтому для его осуществления нужно запастись временем, подходящим инструментом и терпением. Купите комплект пластырей и готовьтесь к ссадинам на руках. Лучше применить специальные перчатки, а если повреждений избежать всё таки не удалось, то обрабатывать руки на ночь "Левомеколем", чтобы быстрее заживали .
- В фото-отчете ниже понятия "правая сторона" и "левая сторона" подразумевают правый и левый борта автомобиля по ходу движения.
Для удаления системы EGR потребуется:
- прокладка 14719-VC100 самовара EGR со стороны выпускного коллектора
- прокладка 14719-VC110 патрубка EGR со стороны впускного коллектора
- прокладка 21074-2W201 (фланца металлической трубки системы охлаждения, крепящейся к ГБЦ с левой стороны) (желательно)
- заглушки для фланцев EGR на выпускном и впускном коллекторе, выполненные из 5мм железа или нержавейки по образу и подобию прокладок 14719-VC100 и 14719-VC110 соответственно:
Готовые заглушки от производителя TIREX (приобрести можно в autopiter.ru):
TRX910
TRX911 - пробка под дюймовую резьбу 3/8”NPT для глушения контура охлаждения EGR на блоке цилиндров:
В качестве альтернативы пробке можно попробовать применить сливной кран или отечественный датчик температуры ОЖ, который при должном умении можно приспособить для включения электровентилятора. - антифриз на долив или замену
Устройство системы EGR
Система EGR ZD30 состоит из охладителя EGR, клапана с электроприводом и контура охлаждения, представляющего собой хитросплетение многочисленных трубок и патрубков. Для удаления системы EGR и исключения её пагубного воздействия на двигатель все эти элементы необходимо демонтировать, а контур охлаждения заглушить.
Демонтаж системы EGR
- Сливаем антифриз.
- Идем сюда и выполняем пункты с 1-го по 10-й.
- Снимаем патрубки 11, 15, 14 и 18.
- Освобождаем опору трубки 16.
- Заливаем болты крепления патрубка EGR к выпускному коллектору WD-40.
- Вынимаем правую АКБ.
- Вытаскиваем масляный щуп двигателя.
- Снимаем топливный фильтр с кронштейна в сборе. Если шланги позволяют, то отсоединять их ненужно, достаточно сместить фильтр вниз и наклонить немного вперед(по ходу).
- Отсоединяем разъем от клапана EGR 22, разъединяем разъемы на кронштейне 27 и отворачиваем его от впускного коллектора.
- Отворачиваем массовые клеммы двигателя 28, опору жгута 29, опору интеркулера 30 и приподнимаем жгут проводки двигателя вверх, а кронштейн 27 вместе с разъемами убираем вниз, чтобы не мешали.
- Отворачиваем болты крепления патрубка EGR 24 к впускному коллектору.
- Отсоединяем резиновые патрубки 4 и 6 охлаждения клапана EGR.
- Отворачиваем болты крепления клапана EGR 22 к кронштейну 23 и патрубка EGR 1 к клапану, после чего снимаем клапан EGR в сборе с патрубком 24.
В канале EGR впускного коллектора может оказаться вот такой срач из масло-сажевых отложений. Его нужно побрызгать солярой, чтобы не осыпался, аккуратно выскребсти и протереть канал ветошью, смоченной в солярке.
Внутри половины впускного коллектора, к которой подведен патрубок EGR будет тоже засрано так, что может возникнуть желание его снять и промыть, однако сделать это не просто, разбирать придется ещё больше, да и эффект от мытья будет не велик, т.к. внутри каналов ГБЦ тоже будет срач, который так просто не промыть, поэтому промывку впускного коллектора лучше приурочить к операциям, требующим снятия ГБЦ. - Отворачиваем справа опору трубки 16 от опоры охладителя 3 и вытаскиваем трубку.
- Снимаем патрубок EGR 1, для чего отворачиваем его верхний болт от фланца на охладителе EGR 21. К нижнему болту подобраться сложно, поэтому после откручивания верхнего болта беремся за патрубок и поворачиваем его вверх-вниз для ослабления нижнего болта. После этих нехитрых манипуляций нижний болт отворачивается коротким накидным ключом, затем пальцами руки.
- Отсоединяем резиновый патрубок 8 от блока цилиндров и охладителя EGR.
- Отворачиваем опору 3 сначала от охладителя EGR, затем от впускного коллектора.
- Слева снимаем опору 20 охладителя EGR, для чего отворачиваем сначала верхний болт, затем нижние.
- Отворачиваем два болта и гайку охладителя EGR от выпускного коллектора. Головка должна быть очень хорошей, важно не сорвать грани. Я рекомендую хорошенько прогреть это место феном.
Если шпилька снизу не вывернулась вместе с гайкой и мешает отсоединению охладителя от фланца коллектора, то можно слегка помочь ему монтажкой: - Вытаскиваем освобожденный охладитель.
Глушение EGR
Для глушения системы EGR необходимо установить заглушки на выпускном и впускном коллекторах, заглушить контр охлаждения и предусмотреть работу электродвигателя клапана EGR отдельно от клапана.
- Зачищаем фланцы EGR выпускного и впускного коллекторов от грязи и отложений, устанавливаем заглушки с применением штатных новых металлических прокладок и равномерно обтягиваем крепеж. Момент затяжки заглушки выпускного коллектора 29-32 Н*м, впускного - 25-28 Н*м.
Шпильку на выпускном коллекторе лучше пройти плашкой(особенно если пришлось применять монтажку), а болты поставить посвежее, из освободившихся после демонтажа EGR. - Глушим контур охлаждения на блоке цилиндров.
Данный контур желательно заглушить, т.к. без охладителя ЕГР в нем нет никакого смысла. Отбор с него ОЖ только ухудшит циркуляцию через блок и ГБЦ.
Для глушения нужно вывернуть штуцер глубокой головкой на 19. Возможно придется удлинить рычаг.
Вместо пробки можно поставить сливной кран.
Для тех, кто, во чтобы то ни стало, желает сохранить контур охладителя ЕГР есть такой способ:
viewtopic.php?p=33407#p33407 - Устанавливаем на место термоэкран турбины. Чтобы в перспективе его было проще снимать, его можно немного подрезать в паре мест. Подробнее здесь, пункт 9.
- Глушим контур охлаждения слева на трубке обратки отопителя.
Проще всего для этого использовать освободившийся патрубок 11, в свободный конец которого нужно вставить подходящую пробку и обжать хомутом, однако я решил полностью избавится от этих трубок, потому что они меня заипали .
Для избавления от трубок дополнительно потребуется:- дюритовый маслобензостойкий шланг на 18мм (лучше взять метра полтора)
- сантехнический тройник на 1/2" внутр.
- сантехнический штуцер "ёлочка" на 20мм, 1/2" наруж. (2шт.)
- сантехнический штуцер "ёлочка" на 18мм, 1/2" наруж. (1шт.)
- изогнутый Г-образный шланг на 18мм (можно подобрать от УАЗа)
- ножевка по металлу
- нож для резки шлангов
- Отпиливаем длинную трубку от той, что крепится фланцем к ГБЦ, оставляя приваренную опору и обрезаем часть трубки вместе с дальней опорой. На срезе зачищаем острые края напильником или грубой наждачной бумагой и промываем трубку изнутри. Как-то так:
- Крепим трубку на место с применением прокладки 21074-2W201 или герметика. Герметик нужно наносить так, чтобы при сдавливании он не выдавился в канал.
- Отрезаем подходящий кусок шланга на 18мм, прокладываем и обжимаем штатными мощными черными пружинными хомутами. На срезанную трубку шланг нужно натянуть подальше. Шланги лучше всего резать сапожным ножом, смазав его лезвие моторным маслом.
Внимание! Шланг подачи ОЖ от ГБЦ на отопители на фото ниже подключен не к тому патрубку(к обратке отопителя) только в рамках эксперимента. Менять шланги местами нельзя. - Собираем на регметике тройник. Штуцер на 18 должен быть на боковом отводе, к нему нужно будет подсоединить шланг на 16 от верхнего бачка системы охлаждения.
- Соединяем шланги с помощью тройника с применением штатных хомутов.
Шланги нужно проложить так, чтобы они по возможности ни к чему не прикасались и были подальше от термоэкрана. Позже, после окончательной сборки в местах возможного соприкосновения шланга с впускным трубопроводом нужно обмотать его каким-либо защитным от перетирания материалом, а можно придумать и другое расположение.
- Исчезает необходимость в снятии кривых вечно мешающих трубок, доступ открыт ко всему.
- Шланги при необходимости могут быть легко разобраны.
- Благодаря спрямлению каналов улучшится циркуляция охлаждающей жидкости.
- При необходимости можно установить электрическую доп. помпу, термоконцевик управления которой можно врезать в тройник.
- Заключительная часть глушения EGR - разборка клапана EGR для использования электродвигателя.
Снимаем двигатель с клапана и протираем его от сажи.
Винт желательно установить обратно в двигатель. Он нужен для нормальной работы и по его выдвижению можно следить за тем, в каком режиме в данный момент времени управление системой EGR.
Шаговый двигатель удобно закрепить стяжками на жгуте проводки двигателя:
Далее осуществляем сборку всего в обратном порядке. Подробнее здесь, пункты с 11-го по 14-й.
Дополнение.
Установка сливного крана системы охлаждения
В качестве альтернативы пробке отвода на охлаждение клапана и самовара EGR можно также попробовать применить сливной кран с резьбой 3/8", например, один из таких отечественных:
или любой другой, подходящий по размерам и резьбе.
Для установки крана придется снять кронштейн, некогда служивший опорой клапану EGR, поэтому нужно решить, что вам нужнее, кронштейн или кран.
Для снятия кронштейна потребуется короткий вороток с удлиненной головкой на 12 и возможностью удлинения рычага, причем головку лучше иметь как на шесть граней, так и звездочку. Шестигранную чтобы стронуть, а звездочкой выкручивать, если туго будет идти.
Выкручивать болты придется левой рукой, лежа на двигателе.
Первым делом нужно стронуть нижний болт крепления кронштейна (болты эти достаточно стронуть и они дальше идут чуть ли не от руки). После выворачивания нижнего болта нужно прикрутить к кронштейну вот такой болт, и, используя рычаг, провернуть кронштейн по ходу движения авто, т.е. вперед для улучшения доступа к верхнему болтику:
Выкручиваем второй болт, снимаем кронштейн и вворачиваем на герметик сливной кран. Для заворачивания крана придется изготовить короткий рожковый ключ соответствующего размера.
PS
Лишние детали ZD30:
Лучше бы они вместо всего этого ЕВРО-хлама поставили маслоотделитель, подкачивающий насос и сделали нормальное управление турбиной.
Что ещё можно сделать:
- Установить доп. помпу
- Отремонтировать или заменить турбокомпрессор
- Выбить катализатор и установить датчик EGT
- Заменить термостат
- Привести в порядок проводку двигателя
- Сменить антифриз
- Заменить ремень, а также отремонтировать или заменить натяжитель ремня
- Проверить состояние воздушных и вакуумных трубок
- Отремонтировать или заменить интеркулер
- Заменить топливный фильтр
- Заменить воздушный фильтр
- Установить маслоотделитель
Что нужно сделать после глушения EGR:
Полезные ссылки