Быстрые переходы:
- Для чего нужна доп. помпа?
- Куда ставить доп. помпу?
- Какую помпу выбрать?
- Что потребуется для установки?
- Установка доп. помпы
- Подключение доп. помпы
- Полезные ссылки
Для чего нужна дополнительная электрическая помпа системы охлаждения ZD30?
- Улучшение циркуляции ОЖ. Как следствие, стабилизируется температура во всем диапазоне оборотов, улучшается охлаждение, лучше выходят воздушные пробки и лучше греет печка, особенно при работе на холостых оборотах.
- Есть возможность сделать задержку выключения помпы после выключения зажигания, чтобы за счет циркуляции ОЖ осуществлялся плавный отвод накопленного и активно выделяемого после глушения двигателя тепла, благодаря чему уменьшается вероятность сильного теплового удара.
- В случае обрыва приводного ремня навесного оборудования, который на ZD30 один на всех, есть возможность аккуратно передвигаться, обеспечивая хоть какую-то циркуляцию ОЖ с помощью электрической доп. помпы.
Куда ставить доп. помпу на ZD30?
Есть два возможных варианта установки доп.помпы:
Система охлаждения ZD30 представляет собой замкнутую систему с одним насосом и несколькими контурами. Помимо основного контура - двигателя, есть еще несколько периферийных контуров: отопители; охладитель и клапан ЕГР; поток, который проходит от радиатора транзитом через верхний бачок, а на некоторых старых двигателях ещё и контур охлаждения турбины. Обратки всех этих периферийных контуров соединяются вместе и подаются на корпус термостата, а далее на вход крыльчатки помпы.
Если поставить доп.помпу в контур только лишь отопителей (вариант В1), то при такой установке будет эффективно прокачиваться только этот контур. С одной стороны это хорошо, т.к. печка будет греть лучше, но с другой стороны на низких оборотах двигателя доп.помпа может создавать противопоток, препятствие для других периферийных контуров. И даже если ЕГР удален и турбина без охлаждения, то все равно остается ещё контур верхнего бачка.
Если поставить доп.помпу на входе в термостат(вариант В2), то при таком подключении доп.помпа будет работать не только на контур печки и её эффективность применительно именно к печке может быть несколько ниже, но зато доп.помпа в этом случае будет лучше прокачивать систему охлаждения в целом, в том числе на низких оборотах. Данный вариант также актуален ввиду очень маленького диаметра отверстия внутри расположенного на коробке термостата штуцера, в который сходятся обратки всех периферийных контуров. Подробнее тут.
При любом способе подключения(а особенно при установке на входе в термостат), по хорошему, доп. помпу нужно автоматически отключать, при достижении двигателем 2500 оборотов, т.к. в этом режиме производительность штатной крыльчатки может превосходить производительность доп. помпы, из-за чего она начнет представлять собой препятствие.
Может возникнуть ситуация, когда на холостых оборотах можно будет наслаждаться горячим воздухом, а при оборотах больше 2500 иметь просто тёплый воздух в салоне. Почему так? Потому что доп. помпа всегда работает на одних и тех же оборотах и с одной пропускной способностью. На холостых она прекрасно прогоняет жидкость через себя. Но на больших оборотах скорость и производительность основной помпы возрастает и этого уже вполне достаточно, чтобы отлично прокачивать всю систему, а у доп. помпы обороты остаются прежними. Тут и получается два таких момента:
1. На оборотах в районе 2000-2500 основная помпа уже хорошо справляется со своей задачей, да ещё и плюс доп. помпа - увеличивается отдача радиатора отопителя (а если дело зимой, вдобавок вентилятор с вискомуфтой под напором холодного зимнего воздуха) - теплоотдача получается больше необходимого и машина начинает остывать.
2. На оборотах свыше 2500 основная помпа создаёт уже избыточное давление для доп. помпы, которая не может уже прокачать увеличившиеся объёмы, так как скорость та же, и доп. помпа начинает "душить" систему. Из-за этого воздух в салон и идёт тёплый вместо горячего.
http://mikrob.ru/viewtopic.php?t=30936& ... 5#p1816944
Какую помпу выбрать?
Наиболее целесообразным будет выбор электрической помпы BOSCH. Этот производитель имеет хорошую номенклатуру электронасосов для решения данной задачи. Отличительными особенностями этих помп являются:
- сравнительно низкое потребление
- низкий уровень шума
- компактные размеры при хорошей производительности
- наличие магнитной приводной муфты, исключающей контакт ОЖ с электрической частью
- не препятствуют потоку ОЖ в неработающем состоянии
С остальными помпами BOSCH можно познакомиться во вложении ниже.
Не включайте помпу "на сухую" во избежание повреждения!
Для установки доп. помпы потребуется:
- Избавиться от металлических трубок системы охлаждения с левой стороны двигателя и изготовить тройник, как описано здесь.
- Установить кронштейн для маслоотделителя, как описано здесь. Сам маслоотделитель в этом месте можно и не ставить, но помпа будет крепиться именно к этому кронштейну.
- Сантехнический хомут 53-58мм с резиновыми уплотнителями.
- Два вида перфорированного строительного крепежа для изготовления кронштейна:
- Разъем для помпы.
Подойдет отечественный:
Либо комплект VAG: - Нормально-разомкнутый биметаллический датчик 1.840.125 на 70С для автоматического включения помпы. Этот датчик на данный момент снят с производства, поэтому найти его будет не просто. В качестве альтернативы во вложениях есть архив с другими датчиками, которые можно попробовать применить.
Применение резистивного датчика с соответствующей схемой управления значительно расширяет возможности, но, т.к. далеко не все патрулеводы умеют паять и собирать электронные схемы, я привожу в пример именно простой "концевой" датчик. - 1-1,5м дюритового шланга на 18-19мм и хомуты.
- Трубная изоляция с внутренним диаметром, позволяющим плотно её напялить на шланг.
- Термостойкая изолента и термоусадка.
- Реле включения помпы, клеммы, провода, гофра, стяжки.
Установка доп. помпы
- Из перфорированного крепежа изготавливаем кронштейн помпы.
Расположение отверстия под крепление хомута размечаем по месту(см. ниже). - Помпа со вставленным разъемом должна располагаться как можно ниже. При подгонке нужно учитывать вибрацию и соприкосновение с близко расположенными деталями.
Когда всё будет подогнано и хомут закреплен на кронштейне, его гайку нужно приварить к опоре, после чего деталь обезжиривается, грунтуется и красится. Место крепления гайки точечной сваркой к хомуту также не помешает проварить для надежности. - В заранее изготовленном тройнике нарезаем соответствующую резьбу под датчик и вворачиваем его на герметик. После нарезания резьбы тройник нужно как следует промыть от опилок. Также нужно позаботиться об отсутствии наплывов выдавленного герметика внутри тройника.
- К разъему помпы припаиваем цветные провода с нужным запасом длины и сечением 0,75-1,0мм2. При подключении требуется соблюдение полярности, которая указана на корпусе помпы. Провода защищаем термоусадкой и закрепляем на разъеме.
- Осуществляем разборку до 6 пункта.
- Закрепляем кронштейн на опоре маслоотделителя и устанавливаем помпу, сориентировав её следующим образом:
- Отмеряем и подсоединяем шланг с выхода помпы на термостат, используя хомут, который остался после удаления металлических кривых трубок. Шланг этот ответственный. Желательно, чтобы он имел естественный изгиб дугой. Его нужно отмерять так, чтобы будучи соединенным с помпой он не терся о ГБЦ и генератор. Генератор для примерки нужно будет временно подкинуть на место. Шланг должен проходить аккурат над силовой клеммой генератора.
Для компенсации вибрации двигателя при старте он не должен быть внатяг, но и большого запаса по длине оставлять тоже нельзя, чтобы он не прогнулся при установке воздуховода и не терся об него. Для защиты на шланг одевается трубная изоляция и для закрепления оборачивается термостойкой изолентой. Резать дюритовые шланги удобнее всего сапожным ножом, лезвие которого нужно смазать моторным маслом. - Закрепляем тройник. Верхний шланг должен быть ниже верхнего уровня верхнего бачка.
- Собираем всё вместе.
Подключение доп. помпы
Помпу нельзя включать "на сухую". Перед включением нужно заполнить систему антифризом.
Ниже представлена схема простого подключения помпы через "концевой" датчик. При использовании одноконтактного датчика его корпус должен быть "массой".
Схему можно усовершенствовать, если подать питание не от зажигания, а напрямую от АКБ, при этом добавив таймер отключения, чтобы после выключения зажигания помпа работала некоторое время и потом сама отключалась. Дело в том, что датчики эти имеют довольно большой гистерезис, т.е., например, если датчик включился при 70С, то выключается он только при 55-60С. Остывание горячего двигателя до такой температуры без принудительного обдува радиатора может занять много времени даже при циркулирующей ОЖ, поэтому помпа будет работать очень долго.
Другие варианты схем подключения выложу позже.
Что ещё можно сделать
- Заглушить EGR и сделать сопутствующие процедуры
- Заменить термостат
- Установить маслоотделитель
- Обслужить генератор
Полезные ссылки
_______