На машинах выпуска 01/2003 - 12/2003 регулировка зазоров клапанов осуществляется подбором толщины толкателя (см. ниже).
Проверка зазоров и регулировка клапанов осуществляются на остывшем двигателе (температура примерно 20С).
Для проверки и регулировки зазоров понадобится:
- прокладка дроссельной заслонки 14327-2W201
- сальники свечей х 4шт. (если давно не менялись) 13276-2W201
- прокладка клапанной крышки (если давно не менялась) 13270-VC100
- головка на 7 для отпускания хомутов впускного трубопровода
- головка на 8 для снятия шины свечей
- головка на 12
- головка на 41 ("звездочка") и короткий вороток к ней (для прокручивания коленвала и выставления меток)
- набор щупов с шагом 0,05 (минимальный набор для проверки 0,3 - 0,45)
- микрометр (если потребуется регулировка)
- компрессор с насадкой типа "игла" или приспособление для извлечения регулировочных шайб
- неодимовый магнит на гибком удлинителе для извлечения регулировочных шайб
- набор регулировочных шайб (если потребуется регулировка)
- динамометрический ключ до 28 Н*м
Далее по пунктам:
- Осуществляем разборку. Подробнее здесь, выполняем пункты 2 - 12(только те, что отмечены красным).
- Снимаем диффузор, крыльчатку и ремень. Подробнее здесь.
- Берем головку на 41, вороток к ней, ставим на гайку шкива коленвала и начинаем вращать коленвал по часовой стрелке до совмещения метки на шкиве коленвала с меткой на кронштейне датчика ВМТ. Вращение не требует каких-либо серьёзных усилий, если делать это медленно и без рывков. После совмещения меток поршень первого цилиндра будет в ВМТ, а кулачки распредвалов первого цилиндра будут направлены, как показано на картинке ниже. Если направление кулачков первого цилиндра окажется иное, то необходимо будет сделать ещё один оборот коленвала.
- На ZD30 клапана расположены нетрадиционным образом, когда за впускные и выпускные отвечает отдельный распредвал, а несколько иначе(см. рис. ниже).
Рисуем таблицу, с количеством и расположением больших клеток соответствующим количеству и расположению клапанов, в которую будем записывать полученную величину зазора для каждого клапана. В перспективе эта таблица, возможно, поможет сэкономить на покупке регулировочных шайб. - Замеряем зазоры клапанов обозначенных стрелками. Стандартный зазор на холодном двигателе 0.35±0.05мм. Для измерения лучше брать щупы подлиннее, т.к. короткими не всегда удобно подлезать.
Для быстрой проверки зазоров измерение можно осуществлять следующим образом: пробуем щуп 0,35, если не влез, то пробуем 0,3, если и он не влез, то требуется регулировка. Если 0,35 влез, то пробуем 0,4, если он влез, то пробуем 0,45, если и он влез, то требуется регулировка. Щуп должен заходить плотно и не быть сильно зажатым. Если зазор не в допуске то его необходимо измерить как можно более точно, при необходимости совмещая щупы разных номиналов. Измеренную величину зазора для каждого клапана заносим в соответствующую клетку таблицы. - Устанавливаем поршень 4-го цилиндра в ВМТ ещё одним оборотом коленвала по часовой стрелке и проверяем зазоры клапанов, обозначенных стрелками.
В процессе измерения зазоров и манипуляций со щупами могут слетать стягивающие пружины сальников форсунок. По завершении работы со щупами необходимо тщательно проверить посадку всех стягивающих пружин. К некоторым кулачкам, возможно, будет неудобно подобраться щупом, тогда можно просто немного подвернуть коленвал, чтобы направить их вверх. - Если в результате измерения были выявлены клапана, зазоры которых не попадают в допуск, то их шайбы необходимо извлечь, разложить или пометить так, чтобы не перепутать какая где была.
Для извлечения шайб можно попробовать применить приспособу используемую для аналогичных целей на ВАЗ2109. Поднимать распредвалы для извлечения шайб крайне не рекомендуется.
Для извлечения шайбы нужно довернуть коленвал так, чтобы кулачок распредвала смотрел вверх. В шайбе для облегчения её вытаскивания может быть предусмотрено отверстие, за которое её можно подцепить тонким Г-образным зацепом, например тонким шестигранником, главное подвернуть шайбу так, чтобы к отверстию можно было подобраться. Перед извлечением шайбы желательно сдуть сжатым воздухом масло с кулачка, шайбы и стакана. Действовать необходимо осторожно чтобы не уронить ничего в картер шестерен и не потерять шайбу, для её окончательного вытаскивания можно использовать пинцет или мощный магнит, например неодимовый, от жесткого диска компьютера.
В процессе извлечения шайб нужно соблюдать осторожность при прокручивании коленвала, т.к. кулачки распредвала могут упираться в кромку стакана под шайбу и препятствовать прокручиванию. Если это произошло, то нужно немного приопустить стакан, в кромку которого уперся кулачок распредвала.phpBB [media]
Более простой и доступный способ извлечения шайб - с помощью компрессора.
На шланг одевается насадка типа "игла"(для накачивания мячей), а на нее в свою очередь одевается длинная тонкая пластиковая трубка от аэрозольного баллона(например WD40). Для напяливания на "иглу" трубку придется размягчить феном.
Шайба подворачивается для доступа к её отверстию, в которое вставляется трубка.
Далее включается компрессор и шайба приподнимается, после чего её можно вытащить мощным магнитом.
Данным способом поделился пользователь Itan_Vazlak.
Ещё более простым способом поделился пользователь Mander:
Для извлечения шайб потребуется обычная плоская отвертка с хорошей ручкой и мощный магнит от жесткого диска. Одной рукой при помощи отвертки давим на кромку стакана, тем самым опуская его вниз, второй рукой при помощи магнита извлекаем шайбу. Недостаток - усилие для отжима стакана нужно прикладывать серьезное. - На каждой шайбе выштампована её толщина, однако, её необходимо измерить микрометром, т.к. может быть износ. Измеряем толщину каждой шайбы и записываем результаты в таблицу, в клетки соответствующих клапанов.
- Рассчитываем для каждого клапана размер новой шайбы по формуле:
T = T1 + (C1 − C2), где- T - размер новой шайбы
- T1 - размер старой шайбы
- C1 - измеренный зазор
- C2 - нормальный зазор (0,35 на холодном двигателе)
- Теперь можно попытаться сделать свапы шайб. Например, у одного клапана шайба 2,50, а для того, чтобы его зазор был в допуске нужна шайба 2,55. У другого клапана есть шайба 2,55, но ему нужна шайба 2,50. Шайбы этих клапанов можно просто поменять местами. Это конечно идеальный случай, однако, даже простая подстановка подходящей шайбы от другого клапана позволит сэкономить на покупке одной шайбы.
- Недостающие шайбы придется заказать. Ремонтный набор включает в себя регулировочные шайбы 15 размеров с толщиной от 2,35 до 3,05 с шагом 0,05. См. номера для заказа в конце поста.
Шайбы зажатых клапанов можно также шлифовать до нужной толщины. - Устанавливаем новые шайбы на свои места и повторно контролируем зазоры. При установке шайб их нужно класть штампованным размером вниз. Если шайба шлифовалась, то её необходимо класть вниз стороной, которую шлифовали.
- Собираем всё обратно. Подробнее о процессе сборки здесь, начиная с п.17(пункты отмеченные красным).
Номера для заказа и размеры шайб из ремонтного комплекта:
- Код: Выделить всё
132292W215 (13229MA70A) - T=2.35
132292W216 (13229MA70B) - T=2.40
132292W217 (13229MA70C) - T=2.45
132292W218 (13229MA70D) - T=2.50
132292W219 (13229MA70E) - T=2.55
132292W220 (13229MA71A) - T=2.60
132292W221 (13229MA71B) - T=2.65
132292W222 (13229MA71C) - T=2.70
132292W223 (13229MA71D) - T=2.75
132292W224 (13229MA71E) - T=2.80
132292W260 (13229MA72A) - T=2.85
132292W261 (13229MA72B) - T=2.90
132292W262 (13229MA72C) - T=2.95
132292W263 (13229MA72D) - T=3.00
132292W264 (13229MA72E) - T=3.05
Номера заменителей см. тут:
viewtopic.php?p=16371#p16371
Регулировка клапанов на машинах выпуска 01/2003 - 12/2003
На машинах данного периода выпуска регулировка зазоров клапанов осуществляется подбором толщины непосредственно толкателей, без применения шайб.
Измерение зазоров и расчет толщины толкателя осуществляется аналогично этим же операциям с регулировочными шайбами (см. выше) и в тех же условиях. Толкатели имеют маркировку толщины на внутренней поверхности.
Извлечение толкателей возможно только после снятия распредвалов, поэтому сначала нужно промерить все зазоры и рассчитать размеры новых толкателей для клапанов, зазоры которых "ушли".
Замену толкателей удобно совмещать с заменой привода ГРМ, свечей накаливания и форсунок.
Снятие распредвалов
- Идем сюда и осуществляем разборку. Выполняя пункт 15 нужно убедится в совпадении меток AA и BB не шестернях распредвалов и их промежуточной шестерни.
- Снимаем форсунки.
- Откручиваем крышки распредвалов в порядке обратном показанному на рисунке и снимаем распредвалы. Перед снятием нужно обязательно пометить левый и правый распредвал.
Сборка
- Устанавливаем распредвалы, совмещая метки на шестерных и затягиваем в порядке показанному на рисунке выше. Контроль зазоров клапанов с новыми толкателями осуществляется после сборки привода ГРМ(установки цепи), т.к. перед измерением зазоров нужно несколько раз провернуть коленвал за шкив.
- Устанавливаем форсунки. Все металлические уплотнительные скобы обратки, а также медные и резиновые уплотнители форсунок должны быть заменены новыми.
- Осуществляем дальнейшую сборку в обратном порядке.
- Код: Выделить всё
13231-DB000 - T=5.35
13231-DB001 - T=5.40
13231-DB002 - T=5.45
13231-DB003 - T=5.50
13231-DB004 - T=5.55
13231-DB005 - T=5.60
13231-DB006 - T=5.65
13231-DB007 - T=5.70
13231-DB008 - T=5.75
13231-DB009 - T=5.80
13231-DB010 - T=5.85
13231-DB011 - T=5.90
13231-DB012 - T=5.95
13231-DB013 - T=6.00
13231-DB014 - T=6.05
Что ещё можно сделать:
- Померить компрессию
- Заменить свечи накаливания
- Заменить форсунки
- Привести в порядок проводку двигателя
- Проверить состояние впускного трубопровода и вакуумных трубок
- Осуществить дефектовку, замену или ремонт натяжителя ремня
- Отремонтировать или заменить интеркулер
- Заменить ремень
Что ещё почитать: