Антифриз должен быть этиленгликолевый. Этиленгликолевые антифризы отличаются содержанием химически-активных присадок, имеющих разный принцип действия:
- G11 - силикатный, обычно бывает синий, зеленый, желтый, оранжевый. Российский аналог "Тосол". Срок службы до 3 лет. Действует на систему охлаждения комплексно, силикатные присадки покрывают все стенки очень тонким защитным слоем, независимо от того есть коррозия или нет.
- G12 - карбоксилатный, обычно бывает красным, реже желтым. Действует по местному принципу, т.е. когда в системе образуется очаг коррозии, то присадки его локализуют, поэтому, присадки в G12 не срабатываются так быстро (срок службы от 5 лет).
Если в системе был залит G11, то из-за создаваемого им покрытия, антифриз G12 не будет действовать и срок замены становится как при обычном G11. - G12+ - по характеристикам такой же, как и G12, но возможно беспрепятственное смешивание с G11 (срок замены смеси становится как у G11) и с G12.
Nissan рекомендует оригинальную жидкость системы охлаждения L2N Genuine Nissan antifreeze coolant, которая совместима и взаимозаменяема с Nissan Anti-freeze Coolant L250 (оно же Nissan L248 Premix), температура замерзания -38С:
KE902-99934 - 1 литр
KE902-99944 - 5 литров
KE902-99964 - 60 литров
KE902-99974 - 215 литров(бочки на всю жизнь хватит )
Замена антифриза, как и многие другие операции на ZD30 представляет собой нетривиальную задачу, требующую разъяснения. Вроде всё просто: слил и залил, ан нет, на этом изделии японского автопрома все нужно делать с подпердовывертом, при том, что многие операции по ремонту, обслуживанию и тюнингу этого мотора требуют частичного или полного слива антифриза.
Слив антифриза
- Перед сливом антифриза горячему двигателю нужно дать остыть.
Нельзя открывать крышки радиатора, верхнего бачка или выкручивать пробки системы охлаждения пока двигатель горячий. - Готовим подходящую емкость на 15 литров. Если антифриз сливается не для замены, а в случае ремонта или обслуживания, то для этой цели лучше подойдет чистая канистра на 15 литров с большой горловиной, чтобы антифриз было удобно слить и залить повторно.
- Переводим регулятор температуры отопителя в максимальное положение для открытия крана отопителя (встречается на некоторых экземплярах).
- Лезем под машину и находим утопленную пластиковую пробку на радиаторе(ближе к левой стороне). Пробка имеет шлицы под отвертку, подойдет длинная с широким плоским жалом. Перед откручиванием пробки нужно протереть вокруг неё грязь и (желательно) брызнуть на неё WD-40. Никакие крышки с бачков снимать пока ненужно, чтобы не облило сильным потоком, а во время откручивания нужно держать наготове емкость, чтобы успеть её подставить. Пока крышки с бачков не сняты поток будет не сильным. Откручиваем пробку(аккуратно, она пластиковая и может сломаться), снимаем крышку с радиатора, а также верхнего бачка и ждем пока сольётся то, что сольётся... А сольётся далеко не всё...
- После слития антифриза с радиатора сразу же закручиваем сливную пробку обратно, чтобы не забыть. При этом нужно удостовериться, что на ней присутствует резиновое уплотнительное кольцо. Если его нет, то нужно поискать его на радиаторе в отверстии под пробку, т.к. кольцо может там залипнуть. Если же кольца нет нигде(утеряно армейским образом), то нужно заказать новое или подыскать что-нибудь на замену. Чтобы не сломать пробку, при закручивании не следует прилагать больших усилий, поджали уплотнительное кольцо и хватит.
- Чтобы слить антифриз с блока цилиндров нужно отвернуть ещё две сливных пробки, одна из которых находится на металлической части нижнего патрубка радиатора с термостатом, а другая на блоке за масляным фильтром. Всё бы ничего, но пробки эти находятся в таких труднодоступных местах, что их откручиванием никто не заморачивается. Если к пробке на нижнем патрубке радиатора ещё можно как-то подобраться, то к пробке на блоке... Увы и ах...
Для обхода этой ситуации патрулеводами придуман другой способ:- Нужно отсоединить патрубки отопителя второго ряда, которые выходят наружу под кузовом с правой стороны и подставить под них емкость.
- Отсоединить верхний патрубок от радиатора и легонько давануть в него компрессором или чем-либо ещё, чтобы оставшийся антифриз вышел через отсоединенные патрубки.
Заполнение системы охлаждения
- Соединяем все патрубки, если какие отсоединялись, закручиваем пробки, какие выкручивались. На резьбу металлических сливных пробок на двигателе нужно нанести немного герметика.
- Переводим регулятор температуры отопителя в максимальное положение для открытия крана отопителя.
- Для выпуска воздушной пробки из заднего отопителя можно снять колпачок со штуцера трубки, расположенной под машиной справа в районе пассажирского сидения и подставить под неё ёмкость. Эта трубка отходит от верхнего патрубка отопителя.
- Начинаем заполнять систему антифризом через горловину радиатора. Если снимался колпачок с трубки заднего отопителя, то в процессе следим за ней. Как только с неё потечет антифриз, сразу устанавливаем колпачок на место.
- Заполняем радиатор полностью и закрываем крышку.
- Заполняем верхний бачок полностью и нижний расширительный бачок до отметки MAX и закрываем крышку верхнего бачка.
- Запускаем двигатель и даем ему прогреться до нормальной температуры (70С).
- Увеличиваем обороты до 2000 на 10 секунд и возвращаем к оборотам холостого хода (повторить 2-3 раза). Пока система охлаждения полностью не заполнена в расширительном бачке(нижнем с желтой крышкой) могут появляться нечастые пузыри, выходящие один за другим с некоторым интервалом - это выходит воздушная пробка.
- Глушим двигатель и даем ему остыть(полностью). При остывании антифриз из нижнего расширительного бачка должно подсосать в верхний бачок под давлением.
- Повторяем пункты с 5-го по 9-й до тех пор, пока из нижнего бачка не перестанет подсасывать в верхний. Для полного заполнения системы может потребоваться несколько циклов(обычно 3-5). В итоге на остывшем двигателе верхний бачок должен остаться заполненным полностью, а в нижнем должен установиться уровень в районе отметки MAX.
Для выпуска воздушной пробки из отопителей нужно:
- Глушим двигатель и даем ему остыть.
- Переводим регулятор температуры отопителя в максимальное положение для открытия крана отопителя.
- Снимаем колпачок со штуцера верхней точки системы охлаждения и одеваем не него подходящий шланг(лучше прозрачный ПВХ), свободный конец которого опускаем в небольшую емкость. Перед запуском двигателя шланг нужно временно передавить.
- Пускаем двигатель и отпускаем шланг. Для надежности можно пару-тройку раз погазовать. Из шланга сначала будет выходить воздух, затем антифриз с воздухом, а когда пойдет сплошной антифриз процедуру можно прекратить.
- После процедуры долить необходимое кол-во антифриза по технологии описанной выше.
- Для упрощения процедуры на этот штуцер можно поставить ниппель для удобного стравливания воздуха без шланга и емкости.
В рамках обслуживания системы охлаждения не помешает почистить и продуть спираль вискомуфты от грязи и пыли, которая может набиться между витков. Именно эта биметаллическая спираль управляет передачей крутящего момента на крыльчатку вентилятора, поэтому нужно следить за её состоянием, чтобы не ржавела и не покрывалась грязью.
21481-18000 - уплотнительное кольцо сливной пробки радиатора
21440-50Y00 - пробка сливная радиатора
21430-1P107 - крышка радиатора
21430-01F02 - крышка верхнего бачка
Что ещё можно сделать:
- Заменить воздушный фильтр
- Заменить салонный фильтр
- Заменить топливный фильтр
- Сменить масло и масляный фильтр
Полезные ссылки