Эндоскопическое обследование ЦПГ ZD30

Обслуживание, ремонт и тюнинг "легендарного" двигателя

Эндоскопическое обследование ЦПГ ZD30

moder » 15 июн 2016, 23:39

Хочу поделиться простым, доступным и опробованным методом эндоскопического обследования ЦПГ ZD30. Благодаря такому обследованию можно достаточно хорошо оценить состояние двигателя, не разбирая его полностью. Метод можно применять для своевременного принятия решения о капитальном ремонте, ну или для того, чтобы просто успокоить нервы. Впрочем, применять метод нужно с осторожностью, т.к. неожиданные результаты могут привести патрулевода в уныние :mrgreen: .

Что можно смотреть(дефектовать) с помощью описанного ниже метода:
  • Состояние хона и наличие задиров по всей длине и окружности цилиндра.
  • Выработка на границе компрессионного кольца(ступенька).
  • Состояние открытых клапанов и их седел(частично).
  • Трещины ГБЦ между седел клапанов.
  • Поверхность поршня(трещины, выбоины от обломков свечей накаливания, прогар).
  • Свод камеры сгорания изнутри(трещины, пробой).

Что нельзя посмотреть данным методом:
  • Трещины ГБЦ от свечного канала.
  • Состояние поверхности ГБЦ в целом.
  • Сложно идентифицировать тонкие(не раскрытые) трещины поршня.
  • Сложно оценить величину выработки(ступеньки) на границе компрессионного кольца.

Эндоскопическое обследование должно совмещаться с раскоксовкой поршней и проводится дважды.
Почему нужно осуществлять обследование дважды? Все дело разном качестве получаемых результатов, которые нужно будет сравнить и проанализировать для получения объективной картины.
Первый раз обследование проводится сразу после разборки, "на сухую", что позволяет увидеть состояние ЦПГ в том виде, в каком оно есть. На этом этапе удобно дефектовать состояние поверхности цилиндра, в то время как дефектовка поршня будет затруднена из-за наличия отложений и нагара.
Второй раз обследование проводится после качественной раскоксовки, что позволяет получить диаметрально противоположные результаты. Дефектовка поверхности цилиндра будет затруднена из-за появившихся в результате раскоксовки артефактов (подтеков, частиц сажи), в то время как поверхность цилиндра и камеры сгорания будет видно намного лучше.

Для осуществления обследования ЦПГ потребуется:
  • Дешевая китайская 7мм USB-камера с подсветкой(Snake Camera), в комплекте которой есть насадка с зеркалом для бокового обзора.
    P8290057.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  • Подсветка, сделанная из миниатюрной автомобильной лампы накаливания диаметром 4мм. Камера хоть и имеет встроенную светодиодную подсветку, но для данной задачи её недостаточно.
    P8290056.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  • Ноутбук или планшет.

Для эндоскопического обследования придется извлечь свечи накаливания и форсунки, поэтому данная процедура успешно совмещается со следующими операциями по обслуживанию двигателя:
Процедура обследования ЦПГ
  1. Осуществляем разборку двигателя.
    Перед выкручиванием свечей накаливания и извлечением форсунок их колодцы должны быть качественно продуты сжатым воздухом для удаления масла. Масло, попавшее в цилиндр при извлечении свечи или форсунки даст нежелательный блеск, сильно затрудняющий дефектовку.
    После извлечения форсунок их колодцы должны быть качественно прочищены и протерты, чтобы не пачкать камеру.
  2. Выставляем первый поршень в НМТ. Для вращения коленвала нужно снять крыльчатку и использовать головку на 41 с коротким воротком. Для выставления НМТ можно использовать длинный стержень, вставленный в колодец форсунки.
    P1250095.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    P8290063.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  3. В свечной колодец запускаем провод с подсветкой, а в форсуночный колодец камеру.
  4. Настраиваем приложение камеры на захват изображения и запись в файл. В названии файла указываем номер цилиндра и номер исследования.
    Всегда лучше писать видео. Скриншоты могут быть не эффективны и не информативны. На память также надеяться не стоит, т.к. многие вещи становятся заметны только потом, при просмотре видео.
  5. Осуществляем ориентировку, наблюдение и дефектовку, играя подсветкой и движением камеры. Поначалу будет не просто. Мне потребовалось сделать пять проходов, чтобы освоиться, начать ориентироваться и "видеть".
    P8280055.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  6. Повторяем процедуру для 4-го цилиндра.
  7. Выставляем второй поршень в НМТ и осуществляем обследование второго и 3-го цилиндра.
  8. Осуществляем процедуру раскоксовки, после чего повторяем эндоскопическое обследование.
  9. Обрабатываем и анализируем результаты.

Ниже представлены несколько видео с пояснениями:

  1. Боковое обследование 3-го цилиндра(первый проход):
    phpBB [media]

    2-3_6_.jpg 1 - открытый клапан
    2 - граница компрессионного кольца
    3 - отсутствие хона
    4 - хон

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-2_3_.jpg 1 - граница компрессионного кольца
    2 - отсутствие хона
    3 - граница начала хона
    4 - хон

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-3_1_.jpg 1 - седло клапана
    2 - поверхность открытого клапана

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-3_2_.jpg 1 - поверхность седла клапана
    2 - открытый клапан

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-3_3_.jpg 1 - поверхность тарелки клапана
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-3_9_.jpg 1 - перемычка между клапанами
    2 - седло клапана
    3 - открытый клапан

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям
    2-3_11_.jpg 1 - свод камеры сгорания
    2 - полость камеры сгорания

    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  2. Фронтальное обследование второго цилиндра(первый проход):
    phpBB [media]


  3. Фронтальное обследование второго цилиндра после раскоксовки:
    phpBB [media]

    Стали видны выбоины от выкрашивания свечи накала, которых не было видно при первом проходе.
    3-2_1_.jpg
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

    А вот и виновник:
    P1240064.JPG
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  4. Фронтальное круговое обследование 4-го цилиндра после раскоксовки:
    phpBB [media]

    5-4_1_.jpg
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям

  5. Боковое обследование 4-го цилиндра после раскоксовки:
    phpBB [media]

    Обнаружена трещина на своде камеры сгорания, которую было плохо видно при фронтальном обследовании.
    4-4_1_.jpg
    Вложения доступны зарегистрированным пользователям



Что ещё можно сделать:

Полезные ссылки:
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

Mander » 20 дек 2018, 15:52

moderСань, а где камеру покупал? Ссылка не сохранилось случайно? А то я загуглил, Snake Camera, всякую херню выдают - порой не совсем приличную :mrgreen:
Говорил мне папа: "бери сынок common rail и спи спокойно"
Аватара пользователя
Mander
Имя: Анатолий
Авто: Patrol y61. 2009 год. ZD30 DDTI. АКПП.
Откуда: Алматы, Казахстан

medved_a87 » 21 дек 2018, 12:43

Батя сказал, что на дизелях трещина на камере сгорания частое явление. Некоторые ставили новые поршни, а через несколько месяцев такая же ситуация.
Аватара пользователя
medved_a87
Имя: Андрей
Авто: Nissan Patrol 3.0, 2003г, АКПП, чип EGRoff+буст.
Откуда: Вологда

moder » 21 дек 2018, 13:27

Да, частое, но при этом фатальное для охлаждаемых маслом поршней. Вопрос времени.
viewtopic.php?f=59&t=593

medved_a87:Некоторые ставили новые поршни, а через несколько месяцев такая же ситуация.
Перейти к сообщению

Если трещины появляются быстро, то неисправна топливная система, либо система управления работает в неправильном режиме.

Добавлено спустя 2 минуты 18 секунд:
Mander:где камеру покупал?
Перейти к сообщению

https://ru.aliexpress.com/premium/7mm-S ... isViewCP=y

https://www.ebay.com/sch/i.html?_from=R ... a&_sacat=0
Sapienti sat
Аватара пользователя
moder
Имя: Санёк
Авто: Patrol Y61 ZD30 AT '07
Владею с: 2013
Откуда: Карелия

sparkybg » 22 дек 2018, 13:52

Вот мои:
phpBB [media]

phpBB [media]

phpBB [media]

phpBB [media]
Нет аватара
sparkybg
Имя: Спартак Тимчев
Авто: Nissan Terrano 2 ZD30 2005
Откуда: София, Болгария

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: лось и гости: 2